Автор: О.А. Марцынковский, канд. техн. наук, генеральный директор АО «НИИ Атмосфера»
В статье поднята такая важная тема, как необходимость соответствия нормативно-правовой и методической базы в области охраны атмосферного воздуха современным реалиям. Рассмотрены проблемы, обусловленные текущим положением дел в данной области, а также внесены предложения по развитию и актуализации методической базы, способные помочь в устранении этих проблем.
Введение
Экологическое благополучие, сохранение населения, укрепление здоровья людей, а также создание комфортной и безопасной среды для жизни, безусловно, зависят от безопасности и качества атмосферного воздуха. Эти факторы относятся к ключевым условиям реализации национальных целей, определенных президентом Российской Федерации в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Для достижения национальной цели «Экологическое благополучие» к 2036 г. предусмотрено поэтапное двукратное снижение выбросов загрязняющих веществ в городах –участниках федерального проекта «Чистый воздух» (ФП «Чистый воздух»). На первом этапе, начиная с 2019 г., периметр проекта охватил12 городов – промышленных центров с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. В этих городах уже реализуются комплексные планы мероприятий по снижению выбросов в атмосферу, что позволило к 2023 г. достичь сокращения опасных выбросов в среднем на 13,3 %.
В 2023 году ФП «Чистый воздух» охватил еще 29 городов и поселков, большинство из которых находятся в Сибири и на Дальнем Востоке. Это Гусиноозерск, Селенгинск, Улан-Удэ, Махачкала, Кызыл, Абакан, Черногорск, Барнаул, Петровск-Забайкальский, Ачинск, Лесосибирск, Минусинск, Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре, Чегдомын, Астрахань, Ангарск, Зима, Иркутск, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов, Кемерово, Курган, Искитим, Новочеркасск, Ростов-на-Дону и Южно-Сахалинск. На данный момент для них утверждены сводные расчеты загрязнения воздуха, на основании которых до конца 2024 г. необходимо было провести оценку рисков для здоровья человека. К 15.03.2025 должны быть готовы и представлены перечни квотируемых объектов с установленными ограничениями и квотами на выбросы. До 15.10.2025 ожидается утверждение комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов негативного воздействия этих промышленных центров.
Реализация всех мероприятий и достижение поставленных целей по снижению выбросов в атмосферу в рамках ФП «Чистый воздух» должна быть завершена до 31.12.2036.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников (далее – инвентаризация). Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона№ 96-ФЗ, инвентаризация проводится инструментальными и расчетными методами. Поскольку она является основой охраны атмосферного воздуха, качество и применение расчетных методик напрямую влияют на выполнение следующих задач:
– расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ);
– получение разрешения на выбросы;
– получение комплексного экологического разрешения (КЭР);
– сдача декларации о воздействии на окружающую среду;
– осуществление производственного экологического контроля;
– сдача официальной статистической отчетности по форме№ 2-ТП (воздух);
– получение положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, очевидно, что нормативно-методическое обеспечение является крайне важными обязательным условием для эффективной природоохранной деятельности не только природопользователей, но и контроль-но-надзорных органов государственной власти. В настоящее время складываются обстоятельства, которые, по нашему мнению, создают высокие риски для нормальной производственной деятельности многих объектов негативного воздействия(ОНВ) на атмосферный воздух. В связи с этим хотелось бы подробнее остановиться на некоторых базовых правовых актах, регулирующих методическую деятельность в стране, текущих проблемах и предложениях по их решению. В числе рассматриваемых далее документов – постановление Правительства РФ № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» (далее соответственно – постановление № 422 и Правила) и приказ Минприроды России № 341«Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных веществ в атмосферныйвоздух» (далее – приказ № 341).
Проблема № 1
Следует отметить, что на момент принятия приказа № 341 часть организаций, разрабатывавших значительное количество методик, применявшихся всеми участниками природоохранной деятельности без ограничений до октября 2020 г. и в настоящее время включенных в перечень рас- четных методик Минприроды России (далее – перечень), прекратили свою деятельность или располагаются на территории бывших союзных республик. При этом некоторые из таких методик были разработаны еще в 1990-х годах или ранее. В табл. 1 представлено количество методик, принятых в разные годы, с указанием их номеров из действующего перечня, который размещен на официальном сайте Минприроды России.
Анализ представленных в табл. 1 данных свидетельствует о следующем:
– 16 методик (12 % от общего количества) утверждены свыше 32 лет назад;
– 45 методик (35 % от общего количества) утверждены 25 лет назад и более;
– после 2018 г. (с момента выхода постановления № 422 и Правил) было разработано и включено в перечень 11 методик (8,5 % от общего количества).
Также следует отметить, что в действующий перечень включены методики, разработанные организациями, взаимодействие с которыми в настоящее время либо существенно затруднено, либо полностью исключено. Последнее обстоятельство лишает добросовестных природопользователей возможности официально приобретать учтенные экземпляры данных методик (что необходимо при аккредитации лабораторий), а также обращаться к разработчикам за разъяснениями и консультациями по использованию целого ряда методик в производственной деятельности. В качестве примеров таких организаций можно привести ЗАО «ИЭЦ «БЕЛИНЭКОМП» (ныне зарегистрировано и действует на территории Республики Беларусь), АО «Росхлебопродукт» (ликвидировано), ОАО «ГПНИИ-5» (ликвидировано).
Наряду с этим необходимо подчеркнуть, что возможность организовать разработку новых расчетных методик имеется только у крупных предприятий, тогда как проблемы из-за нехватки методической базы испытывают все природопользователи страны, в т.ч. небольшие предприятия, финансовое состояние которых не позволяет им оплатить создание собственных методик. Большинство таких предприятий не имеют представительства в крупных бизнес-объединениях, при этом возможности централизованного решения задач по организации разработки методик на уровне общественных объединений крайне ограничены как из-за объективных сложностей совместного финансирования подобных проектов за счет средств многих компаний, так и по причине того, что круг потенциальных пользователей данных разработок фактически неограничен.
Представляется очевидным, что задача формирования пула компаний, допущенных до общего применения методик расчета выбросов, необходимость использования которых установлена государством, может быть эффективно решена за счет государственного заказа в условиях системного, планового и централизованного подхода силами уполномоченных компетентных организаций. Такими организациями могут стать, например, ведомственные научно-исследовательские институты Минприроды России, а также профильные технические комитеты Росстандарта РФ и/или их члены.
Другими словами, для эффективного решения задачи по нормативно-методическому обеспечению необходимо использовать все имеющиеся законные пути и привлекать все компетентные организации. Например, ряд методик, включенных в перечень Минприроды России, был разработан и утвержден в форме стандартов организаций (СТО). В настоящее время природопользователи успешно их применяют, и этот формат не вызывает ни у кого возражений. Возникает вопрос: почему бы не узаконить данный опыт и имеющуюся практику? В связи с этим мы предлагаем официально закрепить возможность разработки методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для включения ее в перечень Минприроды России в форме СТО в полном соответствии с Федеральным законом № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», который в ст. 14 и 21 устанавливает соответственно:
1) порядок разработки, утверждения (актуализации), учета, изменения, отмены и применения СТО;
2) обязательное условие для регистрации СТО в Федеральном информационном фонде стандартов (ФИФС) на основании положительных результатов всесторонней (технической, патентной, правовой, терминологической и метрологической) экспертизы всеми членами профильных технических комитетов (ТК) Росстандарта РФ, в т.ч. и головными метрологическими институтами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, аккредитованными Федеральной службой по аккредитации на выполнение работ и (или) оказание услуг по аттестации методик (методов) измерений и метрологической экспертизе.
Также предлагается расширить возможности использования справочных материалов и документов по стандартизации (справочников, СТО, ГОСТов, ОСТов и т.п.) при разработке методик и расчетах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Это поможет обосновывать применение параметров и коэффициентов, таких как плотность, молярная масса, давление насыщенных паров, максимально допустимое содержание нефтепродуктов в средах по отраслевым стандартам, которые отсутствуют в ранее утвержденных методиках расчета, но не противоречат им.
Еще одним важным условием для развития нормативного обеспечения и поддержки деятельности отечественных природопользователей является реализация регулятором наших предложений, а именно утверждение возможности официально использовать рекомендации методического пособия НИИ «Атмосфера»7 при расчетах и нормировании выбросов, если они не противоречат утвержденным методикам и нормативным актам. Пособие содержит методические рекомендации, разъяснения и дополнения по основным вопросам воздухоохранной деятельности, в т.ч. в отношении расчетных методов определения выбросов загрязняющих веществ от различных производств (процессов и операций), отсутствующих в утвержденных методиках, но имеющих аналоги.
Проблема № 2
Строго говоря, в данном случае речь идет о двух проблемах, которые можно объединить в одну: об отсутствии четких требований к порядку и составу объективно необходимых и достаточных обоснований для внесения изменений и дополнений в действующие методики по расчету выбросов при включении их в перечень, а также об отсутствии требований и порядка обоснования для исключения из его состава устаревших методик.
Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками содержат 16 пунктов. В соответствии с п. 16 «внесение изменений в методику расчета, включенную в перечень методик расчета, осуществляется в порядке, установленном настоящими правилами». Однако п. 1–15 содержат и устанавливают порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не учитывая особенности, требования и порядок внесения изменений и дополнений в действующие методики, включенные в перечень.
О причинах, порядке и правилах исключения методики из перечня в правилах, утвержденных постановлением № 422, не говорится вообще ничего. И это при том, что 35 % действующих методик существуют уже весьма долго (от 25 до 40 лет). В ст. 21 и 22 приказа № 341 приведена процедура по возможному исключению методик из перечня на основании только лишь одной причины, указанной в ст. 21: «В случае поступления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации от органов государственного экологического надзора сведений о выявлении отклонений результатов, полученных расчетным способом с применением методики расчета, от результатов, полученных иным способом (проведение инструментальных измерений, расчет на основе материально-сырьевого баланса, на основе анализа физико-химических закономерностей процессов образования выбросов, сопоставление удельных величин выбросов от однотипного оборудования) более чем на 25 процентов (далее – сведений о выявлении отклонений), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Резюме
Качество атмосферного воздуха играет важную роль в обеспечении комфортности окружающей среды и ее безопасности для здоровья людей. Чтобы поддерживать его, необходимо, в числе прочего, наличие эффективных современных методик, позволяющих природопользователям быстро, точно и без лишних затрат производить расчеты, связанные с выбросом в атмосферу вредных веществ.
TITLE
Current issues of regulatory and methodological support for atmospheric air protection: problems and solutions
AUTHOR
О.А. Martsinkovskiy, Candidate of Engineering Sciences, Director General, JSC “Atmosphere Research Institute”
ABSTRACT
The article raises an important topic such as the need for compliance of the regulatory and methodological framework in the field of atmospheric air protection with current realities. The problems caused by the state-of-art in this area are considered, as well as proposals for developing and updating the methodological base are made, that can help eliminate these problems.
KEYWORDS
atmospheric air quality, emission reduction, regulatory and methodological support, emission calculation methods, nature users
SUMMARY
The quality of atmospheric air plays a crucial role in ensuring comfortable environment and its safety for human health. To maintain it, it is important, among other things, to have effective modern methods that allow nature users to quickly, accurately and without unnecessary costs to make calculations related to the emission of harmful substances into the atmosphere.
***
РИА «Стандарты и качество» #СТандартыиКачество
По вопросам подписки обращайтесь по тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»: Telegram: https://t.me/riastk, VK: https://vk.com/ria_stk.