Найти в Дзене
КиноБуква

«Что случилось осенью» – благие намерения или скрытые мотивы. О чём последний фильм Франсуа Озона

Всё не то, чем кажется. Для того, чтобы понять, что за явление в мире «новой волны» французского кинематографа режиссер Франсуа Озон — недостаточно посмотреть лишь широко известные «8 женщин» и «Бассейн». Озон — это провокационные «Молода и прекрасна», «Время прощания», «Капли дождя на раскалённых скалах», трогательно-драматичные «Франц» и «Лето 85», или гротескный «Ангел». Фильмы Озона - шкатулка постмодерниста. Они всегда противоречивы и эклектичны. Озон не боится табуированных тем и откровенных сцен. Его изюминка – недосказанность. Недосказанность в любом жанре, будь то драма, эротика или детектив. Недосказанность ироничная и сатирическая, медитативная, неторопливая. С предоставлением зрителю возможности додумать самому. В своем последнем фильме режиссер вновь поднимает излюбленную тему — расщепление семьи на молекулы. Распад как физический, так и моральный, эмоциональный. Я не поклонник творчества Озона, но есть у него цепляющие работы, и «Что случилось осенью» - из таких. Целое
Оглавление

Всё не то, чем кажется.

Для того, чтобы понять, что за явление в мире «новой волны» французского кинематографа режиссер Франсуа Озон — недостаточно посмотреть лишь широко известные «8 женщин» и «Бассейн». Озон — это провокационные «Молода и прекрасна», «Время прощания», «Капли дождя на раскалённых скалах», трогательно-драматичные «Франц» и «Лето 85», или гротескный «Ангел».

Фрагмент афиши фильма «Что случилось осенью», 2024 год, режиссер Франсуа Озон
Фрагмент афиши фильма «Что случилось осенью», 2024 год, режиссер Франсуа Озон

Фильмы Озона - шкатулка постмодерниста. Они всегда противоречивы и эклектичны. Озон не боится табуированных тем и откровенных сцен. Его изюминка – недосказанность. Недосказанность в любом жанре, будь то драма, эротика или детектив. Недосказанность ироничная и сатирическая, медитативная, неторопливая. С предоставлением зрителю возможности додумать самому. В своем последнем фильме режиссер вновь поднимает излюбленную тему — расщепление семьи на молекулы. Распад как физический, так и моральный, эмоциональный.

Кадр из фильма «Что случилось осенью», 2024 год, режиссер Франсуа Озон
Кадр из фильма «Что случилось осенью», 2024 год, режиссер Франсуа Озон

Я не поклонник творчества Озона, но есть у него цепляющие работы, и «Что случилось осенью» - из таких. Целое поле (хочется сказать, целый грибной лес) для размышлений. Тайны слоятся одна на другую, сюжет обрастает подробностями, и вот уже из прогулки милых старушек в осеннем лесу выкатывается запутанный клубок из психологической семейной драмы, лёгкого детективного триллера, и даже притчи о прощении. Причем выкатывается не нам в руки, а в лабиринт, откуда ещё предстоит найти выход.

🎬Что случилось осенью (2024)

Quand vient l'automne

Афиши бесподобны
Афиши бесподобны

Итак, представьте себе чудную, сухую французскую осень. Не в Париже, а в уютной бургундской деревеньке. Листья, окрашенные в яркие краски, опадают с лёгким шелестом, ещё полно зелени, по утрам стелется туман, роскошные луга, миленькие домики для миленьких французских бабуль, пироги с лесными грибами. Атмосфера просто волшебная.

Кадр из фильма «Что случилось осенью», 2024 год, режиссер Франсуа Озон
Кадр из фильма «Что случилось осенью», 2024 год, режиссер Франсуа Озон

Главная героиня Мишель (Элен Венсан) – очаровательная пожилая дама, которая живет в уединении, иногда встречаясь с подругой Мари-Клод (Жозиан Баласко). Вместе они навещают сына Мари-Клод Венсана (Пьер Лоттен), ещё по молодости попавшего в тюрьму. У Мишель есть взрослая дочь и внук Люка. Но отношения с дочерью у образцово-показательной Мишель, мягко говоря, не складываются. Валери терпеть не может мать из-за детской психотравмы, и в лоб просит переписать дом на нее, а то вдруг та умрет и не успеет этого сделать.

Кадр из фильма «Что случилось осенью», 2024 год, режиссер Франсуа Озон
Кадр из фильма «Что случилось осенью», 2024 год, режиссер Франсуа Озон

Тут зрителю чрезвычайно жаль старушку – за что ей такие страдания? Она же такая хорошая, безумно любит внука и ждет каждого его приезда. Но Озон выкладывает козырь – Мишель, как, впрочем, и её боевая подруга Мари-Клод – бывшие проститутки. По словам Мишель, она уже давно «завязала» - аж прямо еще до рождения внука, которому лет десять-одиннадцать. Элен Венсан, которая потрясающе сыграла Мишель, уже за восемьдесят, примерно на свои года она и выглядит. Стало быть, Мишель вышла на пенсию лет в семьдесят?

Очевидно, работа была прибыльной, ибо Мишель сколотила такой капитал, что теперь живет в прекрасном доме абсолютно безбедно, печет пироги, читает книжки, курит, пьет кофе и спит. Более того, оставила парижскую квартиру Валери и до сих пор обеспечивает её деньгами! То есть дочь вся такая обиженная и травмированная, но грязные мамины деньги берет.

Мишель женщина поразительная. Хотя бы потому, что даже в лес за грибами ходит в юбке и капроновых колготках! Грибник из неё так себе, точнее, никак себе. Разбирая урожай в корзине, она сверяется с картинками в энциклопедии. И тогда каким образом отложенный в сторону ядовитый сатанинский гриб оказывается в еде, которой в итоге травится Валери – вот в чем вопрос. Один из многих. Дочь обвиняет мать в намеренной попытке отравления и запрещает видеться с внуком, после чего Мишель впадает в депрессию, ведь Люка для неё – свет в окне.

Но тут внезапно освобождают сына Мари-Клод, который, в отличие от подружки детства Валери, свою мать готов на руках носить, несмотря на испорченное порицаемой обществом профессии детство. Венсан втайне от всех мчится в Париж, чтобы убедить Валери в необходимости уважать Мишель, ведь она мать. Но снова что-то идет не так, и снова вопросов больше, чем ответов…

Так что же случилось осенью?

Планировала ли Мишель убить дочь, чтобы заполучить внука, или это была случайность? Валери погибла в результате несчастного случая, или тут руку приложил Венсан? Может ли встать на путь исправления бывший заключенный? Можно ли скрыть улики в попытке защитить близкого человека? Можно ли простить бабушку-проститутку? Можно ли простить саму себя?

Фильм о скрытых мотивах и человеческих пороках, о яде, пропитавшем общество. Фильм, все события которого похожи на грибницу, скрытую от глаз. На поверхности только ножка и шляпка. И всё не то, чем кажется.

А вы как к фильмам Франсуа Озона относитесь? Смотрели уже «Что случилось осенью»?