Всё не то, чем кажется.
Для того, чтобы понять, что за явление в мире «новой волны» французского кинематографа режиссер Франсуа Озон — недостаточно посмотреть лишь широко известные «8 женщин» и «Бассейн». Озон — это провокационные «Молода и прекрасна», «Время прощания», «Капли дождя на раскалённых скалах», трогательно-драматичные «Франц» и «Лето 85», или гротескный «Ангел».
Фильмы Озона - шкатулка постмодерниста. Они всегда противоречивы и эклектичны. Озон не боится табуированных тем и откровенных сцен. Его изюминка – недосказанность. Недосказанность в любом жанре, будь то драма, эротика или детектив. Недосказанность ироничная и сатирическая, медитативная, неторопливая. С предоставлением зрителю возможности додумать самому. В своем последнем фильме режиссер вновь поднимает излюбленную тему — расщепление семьи на молекулы. Распад как физический, так и моральный, эмоциональный.
Я не поклонник творчества Озона, но есть у него цепляющие работы, и «Что случилось осенью» - из таких. Целое поле (хочется сказать, целый грибной лес) для размышлений. Тайны слоятся одна на другую, сюжет обрастает подробностями, и вот уже из прогулки милых старушек в осеннем лесу выкатывается запутанный клубок из психологической семейной драмы, лёгкого детективного триллера, и даже притчи о прощении. Причем выкатывается не нам в руки, а в лабиринт, откуда ещё предстоит найти выход.
🎬Что случилось осенью (2024)
Quand vient l'automne
Итак, представьте себе чудную, сухую французскую осень. Не в Париже, а в уютной бургундской деревеньке. Листья, окрашенные в яркие краски, опадают с лёгким шелестом, ещё полно зелени, по утрам стелется туман, роскошные луга, миленькие домики для миленьких французских бабуль, пироги с лесными грибами. Атмосфера просто волшебная.
Главная героиня Мишель (Элен Венсан) – очаровательная пожилая дама, которая живет в уединении, иногда встречаясь с подругой Мари-Клод (Жозиан Баласко). Вместе они навещают сына Мари-Клод Венсана (Пьер Лоттен), ещё по молодости попавшего в тюрьму. У Мишель есть взрослая дочь и внук Люка. Но отношения с дочерью у образцово-показательной Мишель, мягко говоря, не складываются. Валери терпеть не может мать из-за детской психотравмы, и в лоб просит переписать дом на нее, а то вдруг та умрет и не успеет этого сделать.
Тут зрителю чрезвычайно жаль старушку – за что ей такие страдания? Она же такая хорошая, безумно любит внука и ждет каждого его приезда. Но Озон выкладывает козырь – Мишель, как, впрочем, и её боевая подруга Мари-Клод – бывшие проститутки. По словам Мишель, она уже давно «завязала» - аж прямо еще до рождения внука, которому лет десять-одиннадцать. Элен Венсан, которая потрясающе сыграла Мишель, уже за восемьдесят, примерно на свои года она и выглядит. Стало быть, Мишель вышла на пенсию лет в семьдесят?
Очевидно, работа была прибыльной, ибо Мишель сколотила такой капитал, что теперь живет в прекрасном доме абсолютно безбедно, печет пироги, читает книжки, курит, пьет кофе и спит. Более того, оставила парижскую квартиру Валери и до сих пор обеспечивает её деньгами! То есть дочь вся такая обиженная и травмированная, но грязные мамины деньги берет.
Мишель женщина поразительная. Хотя бы потому, что даже в лес за грибами ходит в юбке и капроновых колготках! Грибник из неё так себе, точнее, никак себе. Разбирая урожай в корзине, она сверяется с картинками в энциклопедии. И тогда каким образом отложенный в сторону ядовитый сатанинский гриб оказывается в еде, которой в итоге травится Валери – вот в чем вопрос. Один из многих. Дочь обвиняет мать в намеренной попытке отравления и запрещает видеться с внуком, после чего Мишель впадает в депрессию, ведь Люка для неё – свет в окне.
Но тут внезапно освобождают сына Мари-Клод, который, в отличие от подружки детства Валери, свою мать готов на руках носить, несмотря на испорченное порицаемой обществом профессии детство. Венсан втайне от всех мчится в Париж, чтобы убедить Валери в необходимости уважать Мишель, ведь она мать. Но снова что-то идет не так, и снова вопросов больше, чем ответов…
Так что же случилось осенью?
Планировала ли Мишель убить дочь, чтобы заполучить внука, или это была случайность? Валери погибла в результате несчастного случая, или тут руку приложил Венсан? Может ли встать на путь исправления бывший заключенный? Можно ли скрыть улики в попытке защитить близкого человека? Можно ли простить бабушку-проститутку? Можно ли простить саму себя?
Фильм о скрытых мотивах и человеческих пороках, о яде, пропитавшем общество. Фильм, все события которого похожи на грибницу, скрытую от глаз. На поверхности только ножка и шляпка. И всё не то, чем кажется.