Доходный дом страхового общества «Россия» по праву считается одним из самых красивых дореволюционных зданий в Москве. Столько персонажей и существ «живёт» на его фасаде, что их поиск превращается в квест. Уже не говоря об остальном декоре – тут и ажурные балконные решётки, и изящные башенки, и разнообразные орнаменты на колоннах, фризах, наличниках, и стрельчатые арки, и готические окна-розы… Рассказываем, какие тайны хранит «Сретенский замок» – великолепный памятник архитектуры, доживший до наших дней.
Передовой дом
Дом страхового общества «Россия» – это комплекс из двух зданий, растянувшихся практически на весь Сретенский бульвар. Здание с разнообразными башенками, напоминающее средневековый замок, было построено в 1899-1902 годах по заказу страхового общества «Россия» – известной в дореволюционное время компанией, считавшейся одним из лидеров на страховом рынке.
Над проектом здания работал штатный архитектор Николай Проскурнин. Помогали ему Александр фон Гоген, а также Отто фон Дессин, ставший автором ажурной чугунной решётки, установленной между корпусами.
Всё, чем мог похвастаться XX век, было в этом комплексе. Автономная электростанция, котельная для отопления, водопровод с собственной артезианской скважиной. Сложная система вентиляции работала, как современный кондиционер: не только подавала в помещения свежий воздух, но и фильтровала, увлажняла, а при необходимости и подогревала его. Эти технологические новшества делали здание независимым от коммунальных служб. Случись в городе авария, жители дома не остались бы без воды и тепла.
Имелись в здании и электрические лифты: большая редкость по тем временам! Дом страхового общества «Россия» стал чуть ли не вторым в Москве (уступив место доходному дом Н. И. Силуанова), где появились электрические подъёмники.
Впечатляли своими масштабами и размеры комнат: 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров с высоченными потолками. В некоторых квартирах имелись ванны и такие предметы роскоши, как камины: причём не декоративные, а действующие (старинные образцы и теперь можно увидеть в парадных дома). Работали в здании синематограф, спортивный зал, прачечная и стоянка для экипажей и автомобилей. На угловой башне имелась смотровая площадка с кафе и центром страхования.
В общем, это был один из самых технически оснащённых многоквартирных домов в Москве. Как бы сейчас сказали «элитный жилой комплекс», роскошные квартиры в котором могла позволить себе в аренду только состоятельная публика, – профессоры университета, учёные, госслужащие.
В советское время дом страхового общества «Россия» был национализирован. Квартиры уплотнили и переделали под коммуналки. Старую элиту сменила советская интеллигенция. В нежилых помещениях разместились всевозможные конторы и государственные учреждения. Так, известно, что в здании находился Наркомпрос, где под началом Анатолия Луначарского работала Надежда Крупская. К слову, соратнице и жене Владимира Ленина неподалёку от дома установлен памятник. Здешнюю атмосферу в красках описал Михаил Булгаков в повести «Записки на манжетах». Писатель два месяца трудился в литературном отделе комиссариата (ЛИТО) в должности секретаря, пока подразделение не упразднили.
А в 1960-е годы чердаки дома заняли советские художники. Находившаяся здесь мастерская художника-концептуалиста Ильи Кабакова превратилась в центр московского андеграунда. Творческая интеллигенция частенько собиралась здесь на литературные вечера и творческие показы.
В настоящее время постройка остаётся жилой, а советские конторы и учреждения заменили современные организации, офисы и кафе.
Надо сказать, что дом был не только передовым по тем временам, но и отличался своим убранством. На фасаде здания уместилось всё богатство элементов разных архитектурных стилей – ренессанса, модерна, готики.
Конечно, до наших дней сохранился не весь декор. Дом лишился некоторых башенок, потерял скульптурную группу над карнизом первого корпуса и ажурную лепнину на уровне самых верхних этажей, тем не менее красота этого памятника архитектуры поражает и в наше время. Величественные богини и жизнерадостные амуры уживаются здесь со зловещими чудищами, а плавные монументальные формы контрастируют с острыми и вытянутыми шпилями и арками. Ниже подробнее рассматриваем и разбираем детали 👇
Колокол, который не звонит
Доминантой дома является башня с часами, украшающая угловой фасад здания у Тургеневской площади. Считается, что она выполнена по образу и подобию Спасской башни Кремля. Кружевной арочный пояс с башенками и фигурами фантастических зверей, четверик с часами, восьмигранная крыша-шатёр с пролётами готической формы, – в общем, некоторые сходства действительно имеются.
Снизу не видно, но на башне находится часовой колокол, отлитый на знаменитом в дореволюционное время колокольно-литейном заводе Павла Николаевича Финляндского. Весит он около тонны. По назначению не использовался, ведь в своё время его не оснастили «языком». Впервые колокол зазвонил в 2011 году по случаю юбилея со дня, когда в дом заехали первые новосёлы. Зазвучать ему помогла обычная пятикилограммовая гантель. Как можете заменить по фото ниже, колокол уцелел, но был повреждён. Вероятнее всего, его хотели распились по частям, спустить и отправить на переплавку – именно такова была участь колоколов после революции.
В отличие от сохранившегося старинного колокола, часы на башне – современные. Их установили в 2007 году.
Вольный каменщик, масонские символы и суеверные жильцы
На фасаде нашлось место четырём ростовым фигурам. Они разместились по разным углам первого корпуса здания. Первые две, мужскую и женскую, можно увидеть в нишах дома на уровне третьего этажа на пересечении Сретенского бульвара и Милютинского переулка, остальные, идентичные первым, – на перекрёстке Милютинского переулка с Бобровым.
Женские фигуры облачены в хитоны и опираются на шестерёнки: обычно так изображали Фортуну – древнеримскую богиню удачи и счастливого случая.
Каждой даме – по паре, так что неподалёку от них стоят «кавалеры». В Интернете скульптуры окрестили «вольными каменщиками» – мол, одеты они в фартуки, а в руках держат молотки, значит, отсылают к масонству. Зашифрованные масонские знаки видят и в других декоративных элементах – якобы встречающиеся на фасаде раковины, химеры, саламандра и пеликан – тоже несут в себе масонский символизм. Ходят легенды, якобы в доме располагались конспиративные квартиры масонов, где проходили таинственные собрания.
Отбросим же в сторону все домыслы и фантазии, и предположим, что пару богине Фортуне составил всё-таки не вольный каменщик, а другой бог. Согласитесь, это логичнее. Какого древнеримского бога могли изобразить в фартуке и с инструментом в руке? Ну, например, Вулкана – бога огня, покровителя кузнецов и литейщиков.
Правда, для любителей мистики и символизма один любопытный факт всё-таки найдётся. В «Сретенском замке» отсутствует квартира под номером 13. После квартиры 12 идёт квартира 12а. Возможно, заказчик дома был суеверным, ну, а скорее всего, просто не хотел, чтобы квартира под «несчастливым» номером пустовала и не приносила прибыли.
Перейдём к следующим обитателям дома. Уже более мрачным на вид. Тёмные фигуры с крыльями, как у горгулий, и растительными побегами вместо ног выглядят словно антагонисты светлых персонажей, о которых шла речь выше. Что это за существа? Возможно, так автор изобразил богиню Апи, считающуюся матерью скифов – древнего кочевого ираноязычного народа. Чаще всего богиню-мать изображали змеиногой, но позже появилась и вариация с растительными побегами.
Сейчас крылатых богинь всего две, одна смотрит в сторону Сретенского бульвара, другая охраняет фасад, окна которого выходят в Бобров переулок. Но если взять во внимание симметрию, которую архитектор учитывал при проектировании декора, повнимательнее приглядеться к фасаду, где явно присутствуют следы от крепежа, а также рассмотреть архивные снимки, то можно сделать вывод, что раньше фигур было больше. Как минимум на две уж точно.
Куда делись скульптуры, пострадали во время Великой Отечественной войны, были украдены и сбиты большевиками, точно неизвестно. Однако на фото 1930-х годов одна из потерянных фигур всё ещё присутствует на фасаде дома, в вот на снимках 1950-х годов её уже и след простыл.
Также заметно, что раньше дамы явно держали что-то в руках. Есть две версии на этот счёт – это могли быть либо флагштоки, либо кронштейны для уличных фонарей. Глядя на архивные снимки ответ очевиден – это определённо были стойки для флагов.
Красноглазая саламандра, летучие мыши и другие существа
Пожалуй, самым знаменитым «жителем» дома стала красноглазая саламандра. Найти её не так-то просто. Существо спряталось у входа во двор, под одним из эркеров. Считается, что саламандра является символом страхового дела – по легенде, она не горит в огне, а именно пожар и был основной причиной для страхования в те годы.
А на угловом фасаде, «смотрящем» в сторону Тургеневской площади, можно обнаружить две притаившиеся стаи летучих мышей. Рукокрылые «повисли» под двумя полукруглыми эркерами.
Скалящийся лев, главный страж дома, забравшийся выше остальных обитателей, пеликан, усевшийся над круглым оконцем под башней, попугаи под балконом и грифоны. Крокодилы, змеи и другие пресмыкающиеся; фантастические химеры, путти и слоны, играющие роль атлантов; свирепое морское чудище в компании отдыхающих амуров; – кто только не живёт на доме страхового общества «Россия». Проходя мимо здания, каждый раз замечаешь что-то новое!
На фасаде дома разбросаны вензеля – знаки, представляющие собой первые буквы имени и фамилии (или названия), переплетённые между собой в витиеватый узор. Эти буквенные рисунки оставляли в память о владельцах. Увековечить своё название решило и страховое общество «Россия», так что изящные монограммы СОР можно разглядеть над окнами, на решётках и на входной ограде здания.
Маскароны – ещё один вид декоративных элементов, представленных здесь в изобилии. Маски, выполненные в виде человеческих и львиных голов, располагаются над окнами здания. Выпуклые горельефы в обрамлении рельефной лепнины, можно найти над ростовыми скульптурами, а под скульптурной композицией первого корпуса находится голова некоего божества.
Стоит обратить внимание и на скульптурную композицию на треугольном тимпане фронтона главного фасада. В её левой части изображён учитель, беседующий со своими учениками, а справа античная богиня со свитой амуров. К слову, раньше над барельефом восседали некие фигуры. Теперь сложно сказать, какие именно скульптуры находились на крыше: на архивной фотографии видны лишь их расплывчатые силуэты.
Предлагаем рассмотреть остальной декор дома страхового общества «Россия» 👇
А какие дома Москвы вы бы отнесли к списку самых красивых? Пишите в комментариях 👇
--------------------------------------------------------------
Также может быть интересно: