Найти в Дзене
И курьёз, и всерьёз

«Магнитогорская ракета». Ровно 25 лет назад была спета лебединая песня хоккеиста Сергея Гомоляко

В последний год ХХ века, когда в заокеанской Национальной хоккейной лиге ещё блистала «Русская ракета» – Павел Буре (он к тому времени уже сменил канадский «Ванкувер» на американскую «Флориду»), в «Металлурге» сверкала своя – «Магнитогорская ракета». Так в шутку называли на трибунах Дворца спорта имени И. Х. Ромазана тогдашнего капитана команды 30-летнего Сергея Гомоляко, подчёркивая, что ракеты бывают разных размеров и назначений. При всей несравнимости стилей игры двух выдающихся форвардов магнитогорские болельщики частенько вспоминали, что в январе 1989-го Буре и Гомоляко в составе одной национальной команды выиграли на американской Аляске молодёжный чемпионат мира. И хотя «тихоходного» капитана «Металлурга» назвать ракетой можно было только с большой долей юмора, когда он включал свои «умные руки» (а умных рук без умной головы не бывает), трибуны ревели от восторга точно так же, как при лицезрении скоростных чудес, которые демонстрировал Буре. Изюминка Гомоляко-хоккеиста заключалас

В последний год ХХ века, когда в заокеанской Национальной хоккейной лиге ещё блистала «Русская ракета» – Павел Буре (он к тому времени уже сменил канадский «Ванкувер» на американскую «Флориду»), в «Металлурге» сверкала своя – «Магнитогорская ракета». Так в шутку называли на трибунах Дворца спорта имени И. Х. Ромазана тогдашнего капитана команды 30-летнего Сергея Гомоляко, подчёркивая, что ракеты бывают разных размеров и назначений.

При всей несравнимости стилей игры двух выдающихся форвардов магнитогорские болельщики частенько вспоминали, что в январе 1989-го Буре и Гомоляко в составе одной национальной команды выиграли на американской Аляске молодёжный чемпионат мира. И хотя «тихоходного» капитана «Металлурга» назвать ракетой можно было только с большой долей юмора, когда он включал свои «умные руки» (а умных рук без умной головы не бывает), трибуны ревели от восторга точно так же, как при лицезрении скоростных чудес, которые демонстрировал Буре.

Изюминка Гомоляко-хоккеиста заключалась в том, что собственную неповоротливость он превратил в козырь – так гипнотизировал соперников, что с лёгкостью переводил игру в комфортный для себя режим замедленной съёмки. Когда же они – соперники – возвращались в реальность, шайба уже была в их воротах.

Один из таких эпизодов, ставший ключевым в серии 1/8 финала плей-офф между «Металлургом» и «Нефтехимиком», произошёл ровно 25 лет назад – 1 марта 2000 года.

Получив звонкую пощечину в первом домашнем матче (поражение – 5:6), Магнитка, владевшая на тот момент титулами чемпиона Евролиги и России, на следующий день твёрдо намерена была взять реванш. Однако началась встреча так, как будто стала продолжением предыдущей.

Уже на второй минуте нападающий «Нефтехимика» Алексей Вахрушев открыл счёт, заставив хозяев, как и накануне, отыгрываться. Те вызов приняли, и вскоре Александр Корешков, подхватив шайбу у борта после броска младшего брата, «вырулил» из-за ворот и отправил её в сетку. «Металлург» тут же попытался «дожать» нижнекамцев, однако гости чётко и грамотно действовали в обороне и не давали результативным магнитогорским форвардам разгуляться не только в своей зоне, но и по всей площадке.

В концовке первого периода «Нефтехимик» дождался своего шанса. Два подряд удаления магнитогорцев – Сергея Гомоляко и Андрея Кудинова – позволили гостям даже 12 секунд поиграть в расстановке «пять на три». По иронии судьбы, именно этот эпизод их и сгубил. «Металлург» отбился, а когда на лёд вышел удалённый двумя минутами ранее Гомоляко, перехватившие шайбу хозяева организовали гол в меньшинстве.

Нижнекамцы, убаюканные неспешностью капитана магнитогорцев, уже доигрывали период (шли его последние секунды) и попросту прозевали на своей синей линии «притаившегося» там Гомоляко. «Магнитогорская ракета» же этим воспользовалась мастерски: получив пас от Сергея Осипова, Гомоляко вышел один на один с голкипером и внешне небрежно, но очень эффектно отправил шайбу в сетку – за шесть секунд до перерыва. «Металлург» впервые в той серии повёл в счёте – 2:1. Точно сказать не могу, но, по ощущениям, это единственный гол Гомоляко в меньшинстве за все пять с половиной лет выступлений в «Металлурге».

Во втором и третьем периодах магнитогорцы уже прочно держали инициативу в своих руках и довели встречу до уверенной победы – 5:2. Причём последнюю шайбу Равиль Гусманов забросил в пустые ворота за девять секунд до конца матча – гости, игравшие в этот момент в большинстве, заменили голкипера шестым полевым игроком. Два гола в меньшинстве за одну игру – редчайший случай. За 33-летнюю историю выступлений «Металлурга» на высшем уровне таких прецедентов было не более десятка.

Сравняв счёт в серии, ответные матчи в гостях Магнитка провела уже как подобает фавориту. В Нижнекамске действующий чемпион выиграл дважды с одинаковым счётом 4:2 и вышел в четвертьфинал.

Но третий раз подряд дойти до вершины в плей-офф (в 1998-м и 1999-м «Металлург» победил соответственно в Кубке и чемпионате страны) Магнитке в последний год ХХ века было не суждено. В полуфинале команда Валерия Белоусова так и не смогла «взять» ни одной победы в трёх матчах в Казани (хотя дважды вела в счёте – 2:0) и уступила в серии «Ак Барсу» – 2:3. На этом совместные достижения Белоусова и Гомоляко (вместе они работали почти полтора десятилетия – в Челябинске и Магнитогорске), по сути, закончились. Через три года, правда, уникальный тренер и уникальный хоккеист на короткое время вновь пересеклись в «Металлурге», но это была уже не чемпионская команда.

-2

Позже Сергей Гомоляко, в 2000 году покинувший Магнитогорск и перешедший к Валерию Постникову в тольяттинскую «Ладу» вместе с партнёрами по чемпионской белоусовской команде Владимиром Антипиным, Сергеем Тертышным, Валерием Карповым и Валерием Прохоровым, не раз признавался, что пожалел о своём уходе.

© Владислав Рыбаченко

Фото из архива газеты «Магнитогорский металл» и ХК «Металлург»