При упоминании Москвы, отстроенной после пожара 1812 года, в воображении сразу возникают богатые ампирные особняки с отделкой фасадов под камень. Однако, это лишь парадный облик первопрестольной столицы XIX века. На самом деле, подавляющая часть строений продолжала выполняться из дерева.
Тем удивительнее, что о деревянной архитектуре послепожарной Москвы практически не говорят. Возможно виной тому тот факт, что практически все деревянные домики были уничтожены в начале XX века. Многие даже не догадываются, как на самом деле выглядела Москва в XIX столетии, и какое наследие было утрачено.
Пожар Москвы 1812 года
После ужасающего пожара 1812 года Москва практически перестала существовать. Из 9158 зданий города полностью или частично было уничтожено огнем 6532. Всю первопрестольную столицу необходимо было отстроить заново.
Перед архитекторами стояла действительно нетривиальная задача: возвести на пепелище целый город, к тому же, сделать это как можно быстрее. Многие жители, вернувшись в Москву и не найдя своего жилища, селились в наспех сооруженных хибарах. Многие жили в лавках или при церквях. Жилищный вопрос стоял на повестке дня.
В таких условиях скорое строительство было возможно исключительно из дерева. Камень и кирпич был крайне дорог, к тому же, существующего объема этих строительных материалов никак не хватило бы на постройку целого города. Поэтому главным строительным материалом оставалось дерево.
Помимо низкой стоимости, деревянные постройки имели еще один козырь. Рабочие и крестьяне веками были приучены возводить деревянные строения. Для них дерево - самый привычный и податливый материал. Совокупность этих факторов и привела к формированию прекрасной, но, к сожалению, малоизученной деревянной архитектуры послепожарной Москвы.
Облик деревянной Москвы XIX века
Для восстановления города 18 февраля 1813 года была создана специальная комиссия для строений Москвы, на которую легло нелегкое бремя по созданию нового архитектурного облика. Ведущий персоной в Комиссии был Джовани Бова, более известный как Осип Иванович Бове. Под его чутким руководством закипела активная градостроительная деятельность. При нем Москва буквально восстала из пепла, и можно сказать преобразилась, так как в ее облике стал доминировать новый европейский архитектурный стиль Ампир (от французского Empire). Многим он хорошо знаком по сохранившимся дворянским особнякам, отделанным под камень. Но также этот стиль проявился и в деревянном строительстве.
Как было сказано выше, постройка новых домов в большинстве своем выполнялась из дерева. Мастерам, приглашенным для данной работы, было привычно выкладывать обычный бревенчатый каркас, так называемую клеть. Это были, по сути своей, те же избы, которые мастера строили в деревнях и селах. Зачастую, отличие заключалось лишь в большей площади постройки, но концептуально ничего не менялось. Разумеется, такой подход не был удовлетворителен для Москвы, которая восстанавливалась после пожара 1812 года как национальный город-памятник. Поэтому, даже обычные “столичные избушки” маскировали в соответствии с новым стилем Ампир.
Но как из обычной избушки создать ампирный домик? Все очень просто. Нужно лишь одеть избу в ампирный наряд. Зачастую бревенчатый сруб обшивали тесом, т.е. обычной доской. Таким образом каркас из бревен был спрятан за аккуратной обшивкой. При этом, пропорции зданий, продиктованные все тем же Ампиром, формировали новый облик дома, совсем не похожий даже на зажиточные деревенские дома. Более того, искусная обшивка из обычной доски походила своей формой на каменный ампирный фасад.
Аскетичная обшивка доской - вариант для самых скромных домиков. Дома побогаче имели на своем фасаде также разнообразные ампирные детали. При отсутствии у заказчика денег на полноценный колонны, их место могли занять пилястры.
Пилястра - прямоугольная колонна, примыкающая к стене, а не стоящая отдельно.
Примечательно, что пилястры на деревянных домах эпохи ампира являлись не просто украшением, но и выполняли ряд функций. Они композиционно выделяли центр здания, а также, что применимо только к деревянным постройкам, закрывали собою место стыка деревянной обшивки.
Зачастую имитация деревянной обшивки под камень выходила на новый уровень. Доска для облицовки фасада подпиливалась и обрабатывалась таким образом, что имитировала руст, т.е. кладку из отдельных крупных камней.
Дополняли деревянный ампирный фасад и вовсе не свойственные этому архитектурному стилю элементы. Например, детали, напоминающие морские ракушки или наличники с килевидным завершением, отсылающие нас к христианским средневековым церквям.
Глядя на сохранившиеся фотографии можно отметить коллизию между особенностями строительства деревянных ампирных домов и некоторых особенностей фасада, присущих этому стилю. В бревенчатом срубе проблематично устроить полукруглое окно, а вот окно прямоугольного сечения - запросто. Но что делать, если заказчик требует именно полукруглое окно. Мастера нашли ответ - нужно поверх прямоугольного отверстия под окно просто налепить на фасад тонкую архитектурную деталь. Так и заказчик получит желанные архитектурные формы на своем фасаде, и плотнику будет легче вырезать это полукружие на тонком трафарете, а не прорубать мощную бревенчатую конструкцию.
Также можно найти наличники, будто бы набранные из разношерстных бусин. Такой наличник не свойственен ампиру, скорее архитектурному стилю узорочье (такие наличники часто можно увидеть на церквях соответствующего периода). Таким образом, деревянное строительство Москвы эпохи ампира может отходить от канона архитектурного стиля и воспроизводить формы предшествующих эпох.
В итоге деревянная послепожарная Москва являлась уникальным феноменом, элегантно сочетающим высокую европейскую архитектуру с исконно русским материалом и традициями.
Уничтожение архитектурной идентичности
Почему же сейчас из сотен послепожарных строений остались считанные единицы?
Во-первых, часть ампирной застройки уступала под натиском строительства огромных доходных домов.
Во-вторых, большинство прекрасных домиков послепожарной Москвы было разобрано на дрова в 1919-1920 годах.
И наконец, оставшаяся часть памятников архитектуры была уничтожена при сталинской реконструкции Москвы по генеральному плану 1935 года.
Хотя имелся проект, разработанный Алексеем Викторовичем Щусевым и Иваном Владиславовичем Жолтовским (и многими другими деятелями) под названием “Новая Москва”. Этот план предусматривал бережное отношение ко всем памятникам архитектуры (не только ампира). Щусев представлял себе Москву будущего, как огромный музей под открытым небом. Но в итоге в 1935 году Сталин утвердил другой проект, и огромная часть памятников архитектуры и истории была безжалостно уничтожена. Так погибла деревянная Москва эпохи ампира.
Источники:
1. “Деревянная Москва эпохи ампира”. Е. Овсянникова, Н. Васильев.
2. “Москва деревянная: что осталось”. В. Резвин.
3. “Осип Бове”. З. Покровская.
4. “Архитектура Москвы после войны 1812 года”. А. Федоров-Давыдов.
Благодарю за прочтение!
Экскурсовод Роман Лоев
Рассказываю об архитектуре, истории и искусстве. Провожу экскурсии по Москве.
Телеграм-канал https://t.me/Travel_Excursions
Tripster https://experience.tripster.ru/guide/1632567/
Вы также можете поблагодарить автора, нажав на кнопку «Поддержать»