Представьте, что вас обвиняют в преступлении, которого вы не совершали. Вы знаете, что невиновны, но улики, сфабрикованные доказательства и давление системы медленно, но верно лишают вас надежды. Вы проводите годы, десятилетия в ожидании справедливости, но вместо этого оказываетесь в камере смертников, где каждый день может стать последним. Именно такую жизнь прожил художник Садамити Хирасава, чья история потрясла Японию и заставила многих усомниться в непогрешимости судебной системы.
Ограбление императорского банка "Тэйгин"
В послевоенное время Япония представляла собой неутешительное зрелище. Города лежали в руинах, населению не хватало продовольствия, экономика была полностью разрушена, и ко всему прочему страна находилась в положении проигравшей стороны, оккупированной армией США. На фоне всего вышеперечисленного, в Японии возникла жуткая антисанитария из-за быстро распространяющихся болезней среди населения. Именно этим обстоятельством воспользовался безжалостный грабитель.
26 января 1948 года в одно из отделений банка "Тэйгин" района Токио зашел мужчина в белом халате. Он передал визитку из министерства здравоохранения и сообщил сотрудникам банка, что является эпидемиологом, прибывшим по распоряжению городских властей. От него работники узнали, что в связи с недавно возникшей вспышкой дизентерии они обязаны принять лекарство в целях профилактики. Сотрудники согласились. Только вот лекарство оказалось с "сюрпризом".
Все без исключения 16 человек приняли принесенные таблетки, что в итоге привело к трагическим последствиям. Зал закрытого на карантин банка наполнился криками людей. Сотрудники стали падать на пол из-за возникших судорог. Пришедший врач накормил ничего не подозревающих клерков таблетками с отравляющим веществом - "цианид". 12 человек скончались в течение непродолжительного периода времени. Выжило лишь четверо.
Неизвестный спокойно подошел к кассе и забрал 150 000 йен, что в переводе на рубли с учетом инфляции составляло порядка 700 000 рублей. Пересчитав деньги, мужчина направился к выходу и скрылся. Полиция прибыла на место преступления спустя полчаса. Экспертиза выявила "цианид" в таблетках. Следствие пришло к выводу, что преступник имел широкий опыт в использовании отравляющих веществ.
Начало расследования. Художник - подозреваемый
Параллельно было установлено, что ранее в Токио происходили похожие случаи ограблений. Однако они закончились неудачно из-за слабого эффекта от таблеток. Видимо, отравитель, проведя достаточно "опытов", сумел подобрать необходимую для ограбления дозу.
Ключевой уликой в деле стали визитные карточки. Как тогда - так и сейчас, неотъемлемой частью японской деловой культуры является обмен визитками. На всех местах преступлений отравитель передавал визитки Сигеро Мацуи - сотрудника министерства здравоохранения.
При этом у самого Мацуи было алиби. Стало ясно, что мужчина неоднократно встречался с ним. Но госслужащему Мацуи приходилось принимать множество посетителей. В поле зрения полиции попало более сотни подозреваемых, которые могли обменяться карточками при знакомстве.
В скором времени полиция вышла на художника Садамити Хирасаву. Подозреваемый не раз получал награды и периодически показывал свои картины на выставках. На момент начала расследования ему было 56 лет. Как и у большинства творческих людей Японии того времени, у него имелось поэтическое прозвище - "Художник, рисующий горизонт". Задержали Хирасаву после обыска в доме, когда сотрудникам полиции показалось, что они нашли главную улику.
Допрос с пристрастием и суд
Дома у Хирасавы была обнаружена денежная сумма в размере 160 тысяч йен. Художника забрали в участок, после чего он внезапно признался в совершении преступления.
Казалось бы - можно закрывать дело, но не все так однозначно. Позже Хирасава заявил, что полицейские за неимением других подозреваемых пытали его во время допросов, утверждая, что наличие у него денежной суммы, схожей с той, что была похищена в банке, - является достаточным доказательством. Хирасава пожаловался, что признательные показания его заставили дать под давлением и угрозами. На этом проблемы в расследовании не кончаются.
Во время следственных мероприятий двое сотрудников банка внезапно заявили, что узнали в задержанном художнике того самого грабителя. Однако двое других свидетелей стали утверждать обратное - что Хирасава на преступника совсем не похож. По итогу ситуация осталась неясной: то ли свидетели запутались, то ли полицейские решили на них надавать из-за отсутствия прогресса по делу и приказа сверху.
Ко всему прочему, Хирасава не объяснял происхождение денег, но были свидетели, которые утверждали, что он получил их за рисунки жанра "Shunga". Это картины "откровенного" содержания, которые могли угробить репутацию художника. Учитывая, как серьезно в Японии относились к вещам, которые могли стать причиной общественного порицания и позора. Не удивительно, что Хирасава продолжал молчать даже под угрозой смерти.
Дело дошло до суда, где Хирасаву по итогам дела признали виновным и назначили ему смертную казнь. Но проблема заключалась в том, что доказательная база трещала по швам. Никто не хотел брать риск на себя, поэтому госорганы решили выйти из ситуации самым незатейливым образом - отстрачивать приговор настолько, насколько это вообще возможно. Как оказалось в будущем - до смерти подозреваемого по естественным причинам.
В ожидании смерти
В заключении Хирасава продолжал отрицать свою причастность и настаивал, что его признание было получено под пытками. За примерное поведение администрация тюрьмы разрешила узнику пользоваться художественными принадлежностями. В тюрьме он писал портреты заключенных и пейзажи (по памяти).
За 38 лет ожидания собственной казни он успел написать более 300 работ, которые до сих пор хранятся в музеях и частных коллекциях. Часть из них была продана через его адвокатов для покрытия судебных издержек. Всего Хирасава передал 18 прошений о помиловании, но все они были проигнорированы властями Японии.
Скончался Садамити Хирасава в мае 1987 года, в возрасте 95 лет от пневмонии. Его случай вызвал массовые дискуссии о справедливости смертной казни и условиях содержания заключённых в японских тюрьмах. Активисты использовали его историю как пример несовершенства судебной системы, где человек мог десятилетиями находиться в постоянном ожидании смерти. Вопрос о его виновности в совершении преступления до сих пор остается открытым.
Что вы считаете, справедливо ли осужден Хирасава? Оставляйте комментарии.
Благодарю за то, что дочитали до конца! Ваш лайк и подписка помогают делать контент ещё лучше.