Одним из критериев к аналитическому заданию является "понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное, адекватное, аргументированное раскрытие этого смысла в динамике – через конкретные наблюдения, сделанные по тексту". За этот критерий ученик получает самое большое количество баллов в задании - 30.
Текст - не просто сумма сюжета и героев. Текст - сложная обертка из элементов содержания и формы, в которую автор упаковывает смыслы. Даже семантика слова "произведение" намекает на наличие в нем неких множителей. Разные компоненты (композиция, время, пространство, точка зрения, тема, идея и тд..) соединяются вместе и образуют текст - именно это и имел в виду Лотман.
Перед вами анализ рассказа с регионального этапа 2023-2024. В нем выделены элементы текста, которые ученик должен увидеть при чтении художественного произведения. Автор анализа - Надежда Андреевна Левитская.
Анализ рассказа Григория Служителя
«Чайка»
Вступление.
Григорий Служитель, современный писатель, актер, музыкант, автор антроморфного романа «Дни Савелия»(1918г.), в рассказе «Чайка» продолжает тему судьбы людей искусства. Рассказ написан в жанре литературной биографии, в нем чеховская тема раскрывается через призму отношений Антона Павловича Чехова и его жены актрисы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. Автор размышляет над проблемой: пересечение жизни и творческих судеб – это путь к славе или бессмертию?
Архетипическая модель (мифологема)
Отношения актрисы и писателя – это проекция мифа о Пигмалионе: Книппер – актриса чеховского театра, во многом созданная гением драматурга. Архетипическая модель Пигмалиона и созданной им прекрасной статуе Галатее в рассказе претерпевает трансформацию: автор заглядывает за границу мифа и задаётся вопросом: что же будет с Галатеей в отсутствие творца? Ольга Леонардовна намного лет переживёт своего Пигмалиона (драматурга Чехова) и будет пользоваться прижизненной славой, почётом и признанием.
Прототипическая ситуация
Недолгие, в разлуке прожитые 6 лет, было непростым для обоих временем. А.Чехов – в Ялте, О. Книппер – в Москве. Запертый тяжелой болезнью на даче в Ялте Чехов скучает, ждёт приезда жены, пишет ей письма. ( они написали более 400 писем друг другу). А в это время О.Л. Книппер-Чехова – востребованная актриса, живёт московской шумной жизнью, блистает на подмостках театра в окружении поклонников. Обладавшая неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой, Ольга Леонардовна исполнила ведущие роли во всех основных пьесах Чехова: «Чайка» (1898, Аркадина), «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна), «Три сестры» (1901, Маша), «Иванов» (1901, Сарра), лирико-комедийный образ Раневской в пьесе «Вишнёвый сад».
Об этом времени О.Л. Книппер-Чехова писала так: «Эти мучительные шесть лет остались для меня светом и правдой и красотой жизни…». Было ли это правдой?
Авторская позиции
Отношения Антона Павловича и Ольги Леонардовны были предметом многолетних обсуждений и специалистов, и читающей публики. Муж и жена – люди искусства, и жизнь каждого из них была подчинена решению творческих задач. У Чехова – это продуктивный период, когда он создаёт свои последние драматургические шедевры («Три сестры», «Чайка»), рассказы «Архиерей», «Невеста». Должна ли была Книппер-Чехова, востребованная актриса, оставить сцену, чтобы разделить последние годы жизни писателя? Сам Чехов, считал, что нет.
У автора рассказа есть своя точка зрения: Григорий Служитель из числа тех, кто не находит оправдания выбору, сделанному О.Л. Поэтому в рассказе отношения Чехов – Книппер даны через авторскую оптику.
Авторская поэтика (средства выражения авторской позиции)
Для решения задачи Г.Служитель использует различные средства организации текста: сюжет, образ главного героя, систему действующих лиц, образы-символы, образы-ассоциации, выход в метаобласть (в иномирие), приемы ретроспекции, диалоги, ольфакторные приемы (запахи-ассоциации), диалоги…
Главный герой
Продолжая чеховскую традицию в литературе, Г.Служитель использует психологизм в раскрытии характеров, образы героев неоднозначны, его тексты пронизаны музыкальностью. У повествователя (повествование в рассказе ведётся от 3 лица) динамическая ситуация наблюдения, которая придаёт динамику изображению.
Неоднозначен и образ жены Чехова. С одной стороны, образ актрисы выписан автором жестко и критично. Этой задаче подчинены приёмы раскрытия центрального образа стареющей актрисы, сетующей на забвение. «Предчувствуя близкую смерть», она хищно цепляется за жизнь и пытается «откупиться от смерти», окружив себя « множеством ненужных безделушек, которые можно было бы без сожаления пускать в расход». И хотя её собственная жизнь становится всё более призрачной, разбитые предметы: стакан с водой, очки, матери писателя Евгении Яковлевны – свидетельства желания любой ценой продлить жизнь, даже ценой разрушения. Не этот ли жизненный принцип неосознанно был заложен и в отношения между Чеховым и Книппер? Образ героини перекликается с образами женщин –хищниц, не раз появлявшихся в рассказах А.Чехова: «Жена», «Ариадна», «Попрыгунья». Он созвучен образу нагловатой птицы чайки, следующей за пароходом.
И всё-таки Ольга Леонардовна – актриса чеховской эпохи, Серебряного века с набором ярчайших имен, с неповторимым ароматом времени. Если А.П.Чехов атмосферность эпохи передавал через ассортимент доминирующих запахов как концентрированный образ времени, то Служитель использует ольфакторный приём, чтобы передать через ароматы ностальгию по ушедшей эпохе. Аромат французских духов, который сопровождал Ольгу Леонардовну в счастливое время, возрождает давно прошедшее время, напоминанием о котором остались фиолетовый пузырёк FougereRoyale и французские духи из агатового пузырька GuerlainNeroli( гарленнероли).
Сюжет
Сюжет рассказа – летнее путешествие О.Л. Книппер-Чеховой, уже стареющей актрисы, оставившей сцену, на пароходе по Волге (травелог) и одновременно через ретроспекцию совершается путешествие в прошлое. Путешествие во времени и пространстве через панорамирование событий позволяет автору расставить смысловые акценты.
Хронотоп
Хронотоп рассказ сложно организован и распадается на два неравнозначных пространства: это вечность гения, давно покинувшего мир, но сохранившего свое незримое присутствие. И земное время актрисы. А век её оказался долгим.
Повествовательное время – 1 день из жизни О.Л. Книппер-Чеховой. День начинается с утреннего пробуждения и заканчивается сном, уходом в онейрическую реальность, которая расширяется до вечности.
Личное время героини в пространстве текста дискретно, оно включает весь творческий путь актрисы (мотив пути во времени). Приём ретроспекции даёт возможность воссоздать основные этапы творчества. Оно распадается на ряд периодов, обозначенных автором пунктирно.
Первая встреча писателя и актрисы обозначена только одним предложением. Она отсылает к моменту, когда Чехов увидел Ольгу Леонардовну на сцене в 1898 г. в роли царицы Ирины (пьеса «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого). Она только поступила в театр после окончания Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Ольга Леонардовна, по признанию Чехова, поразили его. «Голос, благородство, задушевность... Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину», – писал он. Писатель увлекся молодой актрисой – и влюбился. Она же приметила Чехова на репетиции «Чайки» и была захвачена «необыкновенно тонким обаянием его личности, его простоты, его неумения "учить", "показывать". Для Чехова это поздняя романтика, любовь, брак и многолетняя тоска по близкому человеку, с которым пришлось жить в разлуке.
Второй временной пласт – период, когда актриса становится женой драматурга и блистает на театральных подмостках в пьесах Чехова. Чехов как-то воскликнул: «Дайте мне такую жену, которая, как луна, будет являться на моём небе не каждый день». Их брак таким и оказался. Связывают драматурга и актрису нечастые приезды, письма. Их роман начинался с переписки. Полученное от Ольги Леонардовны письмо бесконечно радует Чехова: «Милая, необыкновенная актриса, замечательная женщина, если бы Вы знали, как обрадовало меня Ваше письмо, –отвечает ей Чехов. – Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до 8 сажен. Я привык к Вам и теперь скучаю и никак не могу помириться с мыслью, что не увижу Вас до весны…».
Это прошедшее время возникает в рассказе как карусель звучных имен, связанных с предметами из той, другой жизни (фиолетовый флакон из-под французских духов, пуховый платок от известного поэта, очки матери писателя).
3 период. Это жизнь актрисы после ухода со сцены. Начало забвения, печали, досады на окружающих, утрата поклонников. Из этого времени ведётся повествование.
4 период. Жизнь после признания заслуг перед искусством, присвоение звания народной артистки. Этот период вынесен на границу повествования.
Заглавие рассказа
В рассказе многократно обыгрывается образ, вынесенный в заглавие. «Чайка» – это и новаторская пьеса А.П. Чехова, не сразу принятая публикой. В ней («Чайка») подстреленная писателем чайка станет символом творчества. Образ чайки соотносится и с драматической судьбой молодой актрисы Нины Заречной, мечтающей о сцене («Я – чайка»), и с трагической судьбой начинающего драматурга и писателя Треплева, столкнувшегося с предательством, непризнанием и совершившего самоубийство из того же ружья, из которого была подстрелена птица. Это порыв в будущее людей искусства.
Образ чайки в рассказе Г.Служителя многозначен, он включает (вбирает) множество смыслов: от жадной и хищной птицы, выхватывающей морковь из рук стареющей актрисы (не зеркальное ли это отражение личности героини?), до символа МХТ, чей репертуар во многом был создан новаторскими пьесами Чехова. Чайка как символ МХТ перекликается с эмблемой на мешочке Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой (деталь, напоминающая служению Мельпомене).
Образ чайки перетекает в иную реальность (иномирие) и оборачивается изображением на мраморном надгробии Актрисы. Да, она чайка. Этот образ-символ для Г. Служителя – средство раскрытия образа героини. Вехи её жизни дают ключ к пониманию личности главной героини.
Композиция
Раскрытию двойственности в образе Книппер-Чеховой служат встроенные в композицию рассказа два «чужих» текста – письмо к Чехову и телеграмма. Оба текста связаны между собой. Привычка писать Антону письма – это продолжение сохранившейся связи с мужем, другом, которому можно посетовать на все обиды. Ему актриса по привычке направляет своё послание, в котором сетует на плохую погоду, на отсутствие солнца в погожий день, на театральные дрязги. Ольга Леонардовна пишет мужу, называя его привычными ласковыми именами: «Антоша», прозвищами: «дуся». В письмах она упоминает о скорой встрече с ним. Обращённая в метаобласть, это скрытая, интимная часть её жизни.
Второй структурный текстовый компонент – полученная от Москвина телеграмма о присвоении почётного звания заслуженной артистки. Это официальный документ, подтверждающий её бывшие заслуги, меняющий её статус.
Использования интертекстем – приём, который выводит текст на новый уровень, поднимая философский вопрос: о прижизненном признании и о бессмертной славе.
Основной мотив
Основной мотив рассказа – это мотив смерти. Героиня живёт в предчувствии скорой смерти. Она «предчувствовала: дни ее на этой земле сочтены». Но это ложный мотив. По мнению автора, она не спешит уходить из жизни: «она специально окружила себя множеством ненужных безделушек, которые можно было бы без сожаления пускать в расход, чтобы откупиться на время от смерти».
Так кто же она? Чайка, художественная квинтэссенция Серебряного века, созданная гением Чехова?
Суров приговор автора: «Она умерла в возрасте девяноста лет, и казалось, что Бог добавил к ее жизни еще и те годы, которые не успел прожить на этой земле ее муж Антон».