Найти в Дзене
☦ ВОСКРЕСЕНИЕ

ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ

Главная святыня христианского мира расположена в Иерусалиме, где согласно Священному писанию, завершил свою земную жизнь Сын Божий – Иисус Христос. Первые христиане стали почитать место воскресения Христа ещё до того, как здесь появился храм: верующие приходили сюда молиться. Известно, что заложение храма Святого Гроба достигает времен Константина Великого. А первая церковь там была заложена царицей Еленой, матерью императора Константина, в 326 году. В XII веке крестоносцы объединили все святые места, связанные со смертью и воскресением Иисуса, под крышей одной базилики. По сей день храм является центром христианского паломничества. По смерти Искупителя, когда наступило время, предсказанное Спасителем, время бегства, христиане, бывшие в Иерусалиме под начальством своего епископа Симеона, укрылись за Иордан и возвратились, по отшествии Тита, в иерусалимские развалины, чтобы продолжать стеречь Гроб Господень. Ряд епископов Иерусалимских продолжался непрерывно до императора Адриана. По е

Главная святыня христианского мира расположена в Иерусалиме, где согласно Священному писанию, завершил свою земную жизнь Сын Божий – Иисус Христос.

Первые христиане стали почитать место воскресения Христа ещё до того, как здесь появился храм: верующие приходили сюда молиться.

Известно, что заложение храма Святого Гроба достигает времен Константина Великого. А первая церковь там была заложена царицей Еленой, матерью императора Константина, в 326 году.

В XII веке крестоносцы объединили все святые места, связанные со смертью и воскресением Иисуса, под крышей одной базилики.

По сей день храм является центром христианского паломничества.

По смерти Искупителя, когда наступило время, предсказанное Спасителем, время бегства, христиане, бывшие в Иерусалиме под начальством своего епископа Симеона, укрылись за Иордан и возвратились, по отшествии Тита, в иерусалимские развалины, чтобы продолжать стеречь Гроб Господень. Ряд епископов Иерусалимских продолжался непрерывно до императора Адриана. По его повелению христиане были выгнаны из Иерусалима. Но Бог хотел, чтобы в то время, когда христиане должны были удалиться от Святого Гроба, предание о Святых местах сохранилось через самое языческое поругание их.

Интерес к святому месту вновь возник когда императорский трон занял Константин Великий. По преданию, его матери Елене во сне явился Бог, который повелел отправиться в паломническую поездку в Иерусалим, чтобы вернуть величие святым местам, скрытым языческими постройками.

На месте обнаружения святынь развернулось строительство: храм Венеры снесли и воздвигли каменный парадный проход с тремя воротами, базилику Мартириум, разделённую на пять нефов, а также обустроили пещеру, где был найден Животворящий Крест. Новый храм освятили в IV веке. Однако уже в VII столетии сюда вторглись персы: многие постройки сильно пострадали, а часть святынь разграбили.

***

Сам Храм располагается в старой части города, в Христианском квартале. Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) представляет собой целый комплекс построек. Храмовый комплекс, именуемый храм Гроба Господня, состоит, помимо множества приделов и престолов, из пяти главных частей: Голгофа с местом Распятия, Ротонда с часовней Гроба Господня, храм Воскресения, где находится «Пуп Земли», подземная церковь Елены и, еще глубже под землей, придел Обретения Креста.

Обязанность следить за Храмом Гроба Господня семье Нусейбе поручил арабский халиф Омар, завоевавший Иерусалим в 637 году. С тех пор только они имеют право открывать и закрывать главные ворота. Однако семья Нусейбе не владеет ключами, хранение поручено другой семье – Джуда, которую уполномочил в этом турецкий султан в 16-м веке. За порядком внутри следят охранники-мусульмане, которых называют “кавасы”.

Кувуклия (часовня Гроба Господня). Центром всего храма считается Кувуклия или часовня Гроба Господня — место Христова Воскресения. Слово «кувуклия» означает «ложница, царская опочивальня». Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325 — 335 годах и была полностью разрушена мусульманами в 1009 году. Вторично Кувуклию отстроил в 1042–1048 годах византийский император Константин Мономах, затем в 12 веке её обновили крестоносцы. В 1555 году Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский и она простояла до 1808 года, когда была уничтожена опустошительным пожаром. Существующая Кувуклия восстановлена в 1809–1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина. Сейчас она находится в совместном пользовании разных конфессий.

В Кувуклии можно увидеть 15 лампад, которые символизируют количество главных мировых вероисповеданий.

Именно здесь, в Кувуклии, ежегодно на Пасху происходит одно из христианских чудес — Схождение Благодатного Огня, который хранится в коптской капелле, находящейся слева в главном зале Храма Господня.

Кафоликон. Напротив входа в Кувуклию — Триумфальная Арка, открывающая пространство Кафоликона. «Кафоликон» означает по-гречески «соборный храм». Принадлежит грекоговорящему Иерусалимскому православному Патриархату и является главным – Кафедральным собором Патриархата. Здесь проходят все праздничные службы и литургии, особенно в период визитов глав иных автокефальных Церквей. Купол Кафоликона – это второй, меньший, из двух куполов Святого Гроба, видных отовсюду, – приходится не над самым центром, а над западной частью храма. Сквозь этот купол проходит земная ось, и маленькая мраморная полусфера на специальной вазе-подставке, помещаемая точно под куполом, обозначает место, именуемое «мезомфалос» – «Пуп земли».

Камень помазания. Сразу после входа в храм Гроба Господня посетители могут увидеть Камень помазания. На этом камне, согласно преданию, снятое с Креста безжизненное тело Иисуса было уготовано для погребения и помазано миром. По Евангелию от апостола Иоанна два тайных ученика Христа положили Тело Спасителя, снятое с Креста на плоский камень недалеко от Голгофы, совершили обряд помазания благовониями и обвили Его белыми пеленами — плащаницей, как обычно делали в те давние времена иудеи перед тем, как положить тело усопшего в гробницу.

Сегодня сам древний подлинный Камень помазания покрыт сверху красивой плитой из розового известняка.

Голгофа и праотец Адам. Гора, над которой построен храм, поделена между католиками и православными. Под православным алтарем есть отверстие в полу над тем самым местом, где был водружен Крест с распятым на нем Иисусом. Можно опустить туда руку и прикоснуться к Голгофе. По христианскому преданию, под горой похоронен первый человек — Адам. Поэтому часто на иконах под распятием изображают его череп.

Считается, что в тот момент, когда сотник Лонгин проткнул тело Христа копьем, началось землетрясение и Голгофа раскололась. Дождь смыл с тела Иисуса кровь, которая через расщелину потекла на череп Адама и смыла первородный грех со всего человечества.

правв. Никодим и Иосиф Аримафейский. Прямо за Кувуклией, гробом Господня находиться Ассирийский христианский предел, который называется гробница Иосифа Аримафейского и Святого Никодима.

Оба они принадлежали к самой влиятельной тогда в Иудее религиозной партии фарисеев. И как все фарисеи, они свято чтили предписания закона. Но при этом абсолютно расходились с большинством фарисеев в оценке личности Иисуса Христа. Иосиф и Никодим были учениками Христа и именно они, Иосиф и Никодим, сняли тело Спасителя с креста. Иосиф просил разрешения похоронить Иисуса у Понтия Пилата, а Иосиф Аримафейский уступил Христу свою погребальную пещеру.

свт. Григорий Чудотворец (десница). В храме Гроба Господня в Иерусалиме находятся правая рука и другие частицы мощей свт. Григория Чудотворца. Григорий Чудотворец является основателем учения о Святой Троице. Согласно преданиям, в ответ на многочисленные молитвы ему явилась Дева Мария с Иоанном Богословом, который и раскрыл ему таинство Святой Троицы.

Никто не имеет права производить в храме какие-либо изменения. Наглядным доказательством тому служит “Недвижимая лестница” у одного из окон на фасаде, которая стоит там с 18-го века. Она служит символом того, что ни одна из шести церквей не может что-то изменить в обстановке храма без одобрения остальных.

В списке конфессий нет Русской православной церкви, но службы на русском языке в Храме Гроба Господня проводятся.