Николай Александрович стоял на стремянке и снимал книги с верхней полки стеллажа. Он передавал их Марии Фёдоровне, а она складывала их в аккуратные стопки на полу.
Глава 23
- Уф, какие пыльные…, - стряхнула она прямо на пол прилипшую к рукам паутину, - Всё, Коль, слазь. Разберёмся с этими, примемся за другую полку, - сказала она.
- Маш, но тут такая пылища на полке…, паутина…, особенно у стенки…, жуть. Протереть бы…
- Ладно, потом там пропылесосим и протрём…, слезай, - махнула рукой Мария Фёдоровна.
- Что, не терпится? Хочешь заняться поиском? – спускаясь со стремянки, подколол супругу Николай Александрович.
- Поиском? Были бы они в нормальном состоянии, - кивнула она на стопки книг на полу. - Их же в руки взять невозможно. У меня такое впечатление, что эти книги вообще не выносили из этой комнаты во время ремонта. Смотри, это же не пыль..., это следы краски…, - Мария Фёдоровна ковырнула ногтём круглое зелёное пятнышко на переплёте книги, которую держала в руках. - Вот, посмотри на эти мелкие пятнышки, - сказала она.
- Да, это краска…, - согласился Николай Александрович и огляделся по сторонам, - но не наша. В комнате даже намёка нет на этот цвет, - усмехнулся он. - Выходит, правильно я подумал, что книги никто не переставлял уже много лет. Я думал Игорь их выносил во время ремонта, но, оказывается, ошибся.
- Коль, ты же помнишь, когда вы приезжали…, и старуха водила вас по дому…, книги были только здесь, на этих стеллажах, или ещё стояли где-то? – спросила Мария Фёдоровна.
- Да я и эти стеллажи вначале не приметил. Их от посторонних глаз наверху скрывала плотная занавеска, а здесь…, да, да, на этом месте, где мы сейчас с тобой стоим, - показал он на пол, заставленный стопками книг, - стояли два массивных шкафа с каким-то тряпьём. Они полностью закрывали стеллажи. В общем, мы не знали, что они есть. В остальных комнатах были небольшие навесные полки с книгами, но книг на них стояло мало…, - вспоминал Николай Александрович, как они с Игорем осматривали перед покупкой дом.
- А старуха? Она знала о стеллажах? – спросила Мария Фёдоровна.
- Да кто её знает, - пожал плечами Николай Александрович, - что она знала, а что нет.
Она же почти все свои вещи здесь оставила.
- Свои ли? – усмехнулась Мария Фёдоровна.
- Ну, свои, не свои… кто знает…, – развёл руки Николай Александрович. - Она взяла с собой только самое ценное…, сама так сказала, отдавая ключи от дома Игорю.
- Самое ценное…, - вздохнула Мария Фёдоровна. – То, что столько лет сторожила. Сторожила, сторожила, а потом вдруг, ни с того ни с сего, решила продать дом, забрав самое ценное…, - усмехнулась Мария Фёдоровна.
- Да, ладно тебе, вспомни, за какую цену она продала усадьбу и дом со всеми вещами. Две теплицы были забиты ими. Строители два дня таскали их из дома, и из её пристройки. Ну, кое-что было ещё в подвале, и на чердаке, - добавил он. - А сколько всего Любка выкинула… Одну теплицу освободили, Любка огурцы с помидорами посадила, а во второй вещи как лежали, так и лежат.
- Да, лежат…, Игорь показывал. Вот разберёмся с книгами, займёмся вещами в теплице, - решительно заявила Мария Фёдоровна и, включив пылесос, мягкой щёткой провела по периметру книги.
- Эк, разошлась…. – засмеялся Николай Александрович.
- А что? У Игоря времени нет. Любка всё выкинет к чёртовой матери. Для неё же всё хлам…
- Если Игорь разрешит, то и в теплице разберём. Всё равно делать скоро будет совсем нечего…
**** ****
- Погодин Михаил Александрович? - переспросил Вадим. – Нет, Паш, я его не знаю. Значит, перевёл, говоришь?
- Да, перевёл.
- Как ты на него вышел? – спросил Вадим.
- Случайно. И не я на него вышел, Оля.
- Оля? – удивился Вадим.
- Ага. Повезло, он приехал в редакцию, должен был посмотреть её иллюстрации. В кабинете главного редактора шло обсуждение. Слово за слово…, выяснилось, что он владеет французским. Ну и он как-то сразу откликнулся на её просьбу, перевёл, - ответил Павел.
- Действительно, повезло…, - отозвался Вадим. - Ладно, я понял, что в услугах переводчика вы уже не нуждаетесь. Так и передам своему товарищу. Паш, если не секрет, сколько он содрал с вас за перевод?
- Нисколько. Я же сказал, Оля иллюстрирует его книгу. А твой? У твоего какие расценки? - поинтересовался Павел.
- Если честно…, я хренею от его хапужничества, - признался Вадим, не называя сумм.
- Ну, а что тут такого, все кушать хотят, - ответил Павел.
А дальше, они сменили тему. О переводчиках больше не говорили. Поболтали немного и распрощались.
Павел повертел в руке телефон и, немного подумав, позвонил Ольге. Он ей кратко рассказал о своём разговоре с Вадимом.
- Знаешь, Паш, Погодин куда-то срочно уезжает завтра, – сообщила она. – Он звонил Барсукову, спрашивал адрес дома Игоря в посёлке. Просил познакомить с владельцем книги. Я ответила, что не знаю, как попала эта книга в библиотеку Игоря. Предположила, что он её приобрёл на барахолке, - тихо говорила Ольга в трубку, стоя в коридоре у окна.
- Да? Ну и правильно сделала. Как ты себя чувствуешь? – перевёл он тему.
- Если честно, то немного волнительно, - призналась она.
- Ладно, я постараюсь приехать пораньше, - пообещал Павел и отключил связь.
**** ****
Люба, приехав из салона, мерила шагами квартиру и то и дело посматривала на настенные часы. Пора было ехать за детьми в садик, а Игорь так и не позвонил. Сама звонить ему она не хотела, поэтому ждала звонка. А стрелки часов продолжали отсчитывать минуты. Люба крутилась возле зеркала, поправляла новую причёску, любовалась макияжем, наманикюренными ногтями, наматывая на шею, то один, то другой шарф. Наконец Люба не выдержала, взяла в руки свой телефон и задумалась. «Кому позвонить? Может в садик…, воспитательнице? – задала она себе вопрос. – А что? Позвоню, скажу, что застряла в пробке…», - Люба начала водить по экрану пальцем, и через несколько секунд уже ждала ответа, слушая гудки.
- Алло, - услышала она голос Серёжиной воспитательницы.
- Извините, что я вас беспокою…, Серёжу уже забрали? – спросила Люба, даже не назвав воспитательницу по имени.
- Да, полчаса назад его папа забрал, - услышала она.
- Спасибо, - Люба отключила связь.
- Забрал. Скоро приедут. Ужин…, - она вспомнила, что не разморозила мясо и, положив телефон в карман, побежала на кухню. - Чёрт, - увидела она грязную плиту. – Всё, хватит, развела панику, - цыкнула она на себя. – Я им не служанка и не повариха. Когда будет готово, тогда и накормлю, - открыла она холодильник и, вытащив из морозильника фарш, засунула контейнер на разморозку в микроволновку.
Переодевшись в спальне, Люба вернулась на кухню. «Что приготовить? - думала она. Вчера был плов. Сегодня сделаю котлеты, пюре, ну и салат из свежих помидор и всё, - решила она и приступила к готовке.
Через какое-то время всё было уже готово. Люба посмотрела на часы.
- Да где ж они? Почему их до сих пор нет? - Она достала телефон и позвонила Игорю.
- Алло, - услышала она ровный голос супруга.
- Вы где? Почему так долго вас нет? Случилось что-то? Почему не позвонил? – засыпала она его вопросами.
- Извини, у меня люди, потом поговорим, - отключил он связь.
- Потом? – сказала она вслух и посмотрела на погасший экран. – У него люди…, а дети где? Где дети? Из садика он их забрал. С кем они? – задавала она себе вопросы и не находила ответов ни на один из них. – Ну, он придет домой…, ну я ему устрою…, - размахивала она руками, заводясь и шагая по комнате взад вперёд.
А в это время Серёжа и Верочка сидели за столом на кухне у Скопцовых и пили чай с печеньем, весело рассказывая про игры, в которые они играют в детском саду.
Так уж получилось, что Павел после своего разговора с Олей позвонил Игорю и рассказал о том, что узнал от неё. Ну и вопрос, где оставить детей на час тоже решили…