Найти в Дзене

Батюшка Стахий нам говорил: "Ирочка - святой человек!"

Памяти батюшки Стахия (Минченко), настоятеля Свято-Никольского храма села Филипповское, посвящается

  Ирочка родилась в Москве 18 мая 1991 года, в день памяти Святой Ирины. Родилась больной, с диагнозом – ДЦП в тяжелой степени. В то время, когда другие, здоровые малыши, радовали своих родителей, делая первые шаги, произнося первые в жизни слова, Ирочка не могла ни ходить, ни разговаривать. Через два года родители увезли девочку и младшую сестру Дашу на Кипр, где Ирочка находилась на лечении у кипрских врачей. Медицинские прогнозы были самыми неутешительными. В 1994 году Михаил, дядя Ирочки, ее бабушка и дедушка (с материнской стороны) повезли трехлетнюю больную девочку на Пасху в Иерусалим. Вечером, в Великую Пятницу Страстной седмицы, они вошли в храм Гроба Господня, намереваясь остаться в нем до Великой Субботы. Ночь паломники провели на Голгофе. Полицейские, которые закрывали храм, их не выгнали. В Великую Субботу Ирочка и ее родственники стали свидетелями чуда схождения Благодатного огня. Во время этой поездки родным удалось положить больную девочку на Гроб Господень, который Ирочка поцеловала. После того путешествия в Иерусалим состояние девочки, по Божией милости, кардинально изменилось – она стала разговаривать и ходить. По воспоминаниям бабушки: когда Ирочка была совсем маленькой (года полтора), её сажали на кровать, а она молитвенно складывала ручки и что-то шептала, словно молилась. 

В 2000 году Ирочка приехала на зиму в Россию, чтобы навестить бабушку и дедушку, которые жили в Орехово-Зуево, и встретить с ними Новый год. Там девочке стало плохо. Ирочку в состоянии комы увезли в больницу. Её положили в больницу Св. Владимира, где Ирочка уже ранее лечилась. Ее родители и сестра срочно вернулись с Кипра. В больнице врач сказал родителям: " Я, в принципе, атеист, но тут задумаешься: как этот ребёнок может вообще жить: гемоглобин на нуле, не кровь, а сукровица, как постиранный от крови бинт, не кровь, а водичка". Через неделю (Ирочка в сознание не приходила) врач сказал, что лучше забрать её домой под подписку. Девочке нужны внимание и забота, ей осталось не больше двух месяцев. Ирочку привезли в деревню Дубки, неподалеку от села Филипповское, в дом, где жил Михаил с семьёй (брат отца Ирочки). Там же поселились ее родители, сестра и бабушка с дедушкой (с материнской стороны). Ирочка вскоре пришла в себя, но, как вспоминает ее дядя Михаил, она неузнаваемо изменилась, стала духовно другой. Девочка попросила многочисленных родственников, которые собрались в доме, по одному заходить к ней в комнату. Тогда все подумали, что Ирочка хочет с каждым из них попрощаться перед смертью. Но оказалось все совсем по-другому - наедине она говорила то, о чем знать никак не могла. Взрослые люди выходили от девятилетней девочки в глубокой задумчивости – в облике ребенка с ними разговаривал совершенно взрослый, мудрый человек. 

Многие годы Михаил духовно окормлялся у схимонахини Феодосии Скопинской. Так вот, его маленькая племянница удивительно напоминала ему матушку Наталию. Однажды, выйдя из комы, Ирочка рассказала дяде, как она пила чай с матушкой Феодосией в ее в келье. Михаил поразился, насколько точно племянница описала келью схимонахини, в которой никогда не была. 

  Михаил, помогавший батюшке Стахию в Алтаре, обратился к нему за советом и помощью. Батюшка благословил привозить как можно чаще девочку в Свято-Никольский храм. Он исповедовал и причащал Ирочку в храме, а если ее состояние ухудшалось, то дома. С этого времени девочка духовно сблизилась с батюшкой Стахием. Нередко они вели длинные беседы. Батюшке очень нравилось с ней разговаривать. Он не раз подчеркивал, что у Ирочки необыкновенный дар рассуждения, что не с каждым взрослым человеком можно разговаривать так, как с ней. Как-то Евгения, духовная дочь батюшки, спросила у него: «Ирочка говорила что-то необычное?», и батюшка подтвердил.

  Сначала родные привозили девочку в храм на инвалидной коляске. Староста Татьяна Ивановна вспоминала: "Удивительно было видеть, с каким благоговением Ирочка молилась, пела с церковным хором. Она прекрасно знала последование службы! Когда Ирочка успела столько выучить?! Я очень этому удивлялась! Как-то я у неё об этом спросила, на что Ирочка ответила, что ей Богородица все говорит, а она повторяет". 

Бабушка Ирочки вспоминала, как они поехали на Новый год к её старшему сыну, дом которого находился в Подмосковье. В то время её муж работал в Москве. Как-то в субботу Ирочка говорит:" Ну что, бабуля, что ты сидишь! Хватит играть! Ставь кастрюлю, готовь, скоро приедут!" И точно - через час приехали муж со старшим сыном. В следующую субботу бабушке стало уже интересно, что скажет внучка на этот раз: "Ириша, а сегодня приедут наши?" 

"Нет, бабуля, не приедут, один курилка приедет (курил только Саша, старший сын бабушки). Так и произошло. 

Еще как-то спросила бабушка о приезде родных. 

" Да нет, - ответила Ирочка и задумалась. - Деда приедет и Дима (младший сын бабушки)" 

И вновь девочка оказалась права! 

Со временем состояние Ирочки изменилось к лучшему. Она смогла, с поддержкой, держаться на ножках, стала лучше разговаривать, и так как старшая сестра училась в школе, тоже изъявила желание учиться. Обрадованные родители договорились с учителями, чтобы те приходили к ним на дом. 

  Однажды у родителей Ирочки, вскоре после рождения третьего ребенка, возник вопрос – с кем его оставить. Ирочкина мама не решалась оставлять старшую дочь с двумя нуждающимися в помощи детьми, больной Ирочкой и грудным младенцем. Тогда Ирочкин отец заверил свою жену, что «Дашиными (младшей дочери) руками и Ирочкиными мозгами» они смогут вырастить еще нескольких детей. 

  Чтобы обследовать Ирочку, родители возили ее на Кипр. Врачи с недоумением смотрели на девочку и удивлялись, что она до сих пор жива. Каждые полгода у нее случался кризис. Гемоглобин падал почти до ноля. Состояние казалось совершенно безнадежным. Но приходил батюшка Стахий, исповедовал ее, причащал и уверенно говорил: «Нет, она не умрет». И действительно, Ирочке вскоре становилось лучше, она вновь делалась живой и непосредственной. Михаил вспоминает, что с родными его племянница разговаривала соответственно своему возрасту, а с батюшкой по-иному, на духовном языке. После комы Ирочка рассказывала батюшке Стахию и ему, Михаилу, что она была на зеленой полянке, ела там фрукты, такие, как у нас, только намного вкуснее, пила необычайно вкусную воду, бегала, играла (это казалось ей особенно необыкновенным) и чувствовала себя самой счастливой. Еще Михаилу запомнилось, как Ирочка ему сказала: 

- Я пока еще здесь побуду. Мой домик там еще не достроился. У Богородицы дом очень яркий, блестящий. А бабушка (по отцовской линии) живет на другом небе, ей там хорошо.

Михаил спросил:

- А она может к тебе попасть?

- Нет, туда, где я, она подняться не может, - ответила Ирочка.

- Как же ты тогда к ней летала, на другое небо, это же далеко?

- Да там все близко, - махнула рукой девочка.

Бабушка спала в одной комнате с Ирочкой, чтобы всегда быть при ней. Утром она часто заводила разговор о том, что девочка видела во сне. Иногда Ирочка молчала, а иногда рассказывала: "Я была с Богородицей. Бабуль, ты знаешь, у Богородицы домик белый, блестящий. Мне тоже строят домик, только чуть-чуть пониже, тоже беленький. А выше - домик золотой, он как солнышко, но смотреть на него совсем не больно!" 

Как-то Ирочка рассказывала о ходе строительства её домика: то стены побелили, то занавески повесили. А потом добавила:" Уже все готово, можно домой". 

Ирочка очень боялась кого-то обидеть. А если случалось резко ответить, тут же просила прощения у этого человека и у Бога.

Как-то, вскоре после того сна о своём достроенном домике, девочка стала проситься на Кипр, туда, где её родители возили по святым местам. Ирочке очень понравился маленький древний храм Св. Георгия Победоносца рядом с домом, где они жили и куда ее возили на коляске. Батюшка Стахий говорил девочке, мол, поедем потом, вместе, с бабушкой и дедушкой. А Ирочка горячо настаивала: "Ну как вы не можете понять! Ну надо мне, надо мне туда!" 

Ирочка знала, что "потом" уже не будет. 

Вняв мольбам девочки, батюшка Стахий благословил, и Ирочка отправилась с бабушкой на Кипр. Прилетели они усталые. А Ирочка, едва добрались до дома, повернулась к бабушке в своей коляске и попросила: "Бабуль, поехали к Георгию Победоносцу!" Бабушка начала отговаривать, мол, устала, завтра сходим. Ирочка даже обиделась и сказала, что тогда одна пойдёт. Бабушка вынуждена была согласиться. У храма она подхватила Ирочку на руки, чтобы подняться по ступеням. В церкви девочка попросила:" Бабуль, поставь меня на ножки!" Ирочка начала молиться с опущенный головой. Она шептала, шептала с опущенной головой, а потом вскинула ее, глазки просветлели. "Как у ангела - подумалось бабушке". У Ирочке слезы блестели в глазах, и словно душа её просветлела, облегчилась. Девочка произнесла:" Ну все, можно идти домой!" 

Она сделалась весёлой, жизнерадостной. 

Через несколько дней Ирочке стало плохо и она впала в кому. 

В больнице, когда врачи вывели девочку из комы, бабушка завела с ней разговор: "Ну что же ты, зайчик мой, у тебя День рождения, а ты здесь, в больнице..." 

Ирочка ответила: "Мы здесь отмечали, с Богородицей, пили чай и ели вкусный тортик. Такой был праздник, а вы меня от него оторвали!". 

Возможно, в увиденном девочкой был сокровенный смысл, и этим угощением Пресвятая Богородица укрепляла её здоровье. 

Врачи диагностировали отказ обеих почек. 

После этого случая Ирочка захотела вернуться в Россию. Это было незадолго до смерти, и Михаил считает - девочка знала, что скоро умрет. Родные уговаривали ее остаться, спрашивали: ну почему именно в Россию? Ирочка ответила:

«Там до Неба ближе».

По воспоминаниям бабушки. 

"Сначала мы молились за здравие, а потом, когда жить Ирочке было уже невозможно, отказали почки, стали молиться:" На все воля Твоя Господи, как Ты хочешь... У Димы, моего младшего сына, с женой Александрой долго не было детей. Сначала работали, учились, диплом защищали - не до того. А потом, когда собрались, не давал Бог детей. Ирочка как-то обратилась к дяде своему: "А чего бы вам ребёночка не родить? " Тогда Александра отправилась к батюшке Стахию, который благословил молиться Св. Михаилу Архангелу. Когда же Александра пожаловалась батюшке, что ничего не меняется, он ответил: "Неправильно ты молишься:" бу-бу, бу-бу", а нужно настойчиво, от себя! " Через некоторое время Александра нас обрадовала: "Как батюшка сказал, так по молитвам Господь мне и дал!" В семье сына родился мальчик, названный Мишенькой. 

За три недели до смерти поехали с Ирочкой к родственникам, на день рождения троюродной сестры Ирочки. Когда прощались, мать именинницы сказала Ирочке:" Скоро и у меня день рождения, приезжайте!"

На что девочка спокойно ответила: "Нет, на твоём дне рождения я уже не буду". 

  Однажды батюшка сам, без предупреждения, приехал к Ирочке, чтобы исповедать и причастить ее в последний раз. Через два часа, 25 июня 2003 года, ровно в три пополудни Ирочка умерла. В тот же день, когда родные уже подходили к дому батюшки, он сам вышел к ним навстречу и сказал: «Я знал, что она умрет. Вы видели – я пришел причащать ее с деревянным крестом».

  Ирочка лежала в гробу как живая, необыкновенно красивая – с персиковым румянцем и алыми губами. Некоторые люди даже спрашивали у родных: «Зачем вы ее накрасили?» 

Похоронили Ирочку около храма, в церковной ограде.

  После похорон, в Алтаре, батюшка показал рукой вверх и сказал: «Ириша здесь». Как-то на панихиде он произнес: «Я служил, и справа от Престола была Ирочка».  

  После похорон Михаил поехал к схимонахине Феодосии, чтобы спросить у нее, каким должен быть крест на могиле Ирочки. Схимонахиня ответила: «Как у невесты – голубого камня с перламутром». Позже, когда Михаил приехал в гранитную мастерскую, первым предложенным ему образцом был тот самый голубой мрамор с перламутром… Когда же он спросил у схимонахини Феодосии, каким должен быть крест и что на нем написать, старица отправила за ответом к отцу Стахию. Уже приехав в Филипповское, в храме, Михаил задал свой вопрос батюшке и услышал от него:

- Выйди из Алтаря, посмотри на правую алтарную дверь, на Сергия Радонежского. Какой у него крест, такой и нанеси. И обязательно напиши на кресте: «Христос воскресе!»

То, о чем сказал батюшка, Михаил выполнил.

  Батюшка всех благословлял ходить на Ирочкину могилку, говоря: «Ходите к ней, молитесь Господу, просите помощи, и Ирочка всегда будет вам помогать. Она святой человек! ». И схимонахиня Феодосия, тоже говорила: «Молитесь на могилке о своих больных детях». 

  Было свидетельство: женщина в слезах молилась у могилки Ирочки, прося спасти ее мужа, находящегося при смерти (у него отрезали половину желудка - прободная язва). После этого мужчина вышел из кризисного состояния и остался жив.  

Бабушка Ирочки вспоминает:

"После похорон, на второй день батюшка Стахий благословил меня на клирос. Я пожаловалась ему, что никак не могу запомнить" Символ Веры", и что мне очень стыдно. Во сне слышу женский красивый голос, произносящий молитву. Утром проснулась, думаю, что это мне приснилось или сама рассказала? Я наизусть произнесла "Символ Веры" и подумала: "Вот так и Ириша все запоминала".

Царствие Небесное рабе Божией отроковице Ирине!