Найти в Дзене
Однажды в мае

Книги месяца: январь

С январскими покупками вроде разобрались, давайте теперь расскажу, что успела прочитать в январе. Здесь не всё: о самых интересных книгах потом постараюсь написать отдельно. Умберто Эко, «Италия ностра. Итальянцы у себя дома», книги 1 и 2 За какую-то смешную цену я ухватила восемь сборников эссе Эко и понемногу читаю. Симпатичное издание, но чёрная, с виду бархатистая обложка – адуха, пачкается так, что пальцы я оттирала жидкостью для снятия лака. Сейчас вроде отлежались книжки, не пылят, но всё равно обернула в газетку с рекламой колбасы. Название (книги, а не колбасы) обманчиво: «Италия ностра» – это не сборник забавных историй о жизни итальянцев, а глубокое и без батискафа погружение в чужую культуру. Сборники составлены, на мой вкус, странновато. Эссе конца 60-х о боданиях неоавангардистов, журнале «Куиндичи», заявлениях сенатора Дзаньера безболезненно усвоит только любитель и знаток, остальным придётся гуглить через каждые пару абзацев. Новые интересные факты вы всё равно добудете

С январскими покупками вроде разобрались, давайте теперь расскажу, что успела прочитать в январе. Здесь не всё: о самых интересных книгах потом постараюсь написать отдельно.

Умберто Эко, «Италия ностра. Итальянцы у себя дома», книги 1 и 2

-2

За какую-то смешную цену я ухватила восемь сборников эссе Эко и понемногу читаю. Симпатичное издание, но чёрная, с виду бархатистая обложка – адуха, пачкается так, что пальцы я оттирала жидкостью для снятия лака. Сейчас вроде отлежались книжки, не пылят, но всё равно обернула в газетку с рекламой колбасы.

Название (книги, а не колбасы) обманчиво: «Италия ностра» – это не сборник забавных историй о жизни итальянцев, а глубокое и без батискафа погружение в чужую культуру. Сборники составлены, на мой вкус, странновато. Эссе конца 60-х о боданиях неоавангардистов, журнале «Куиндичи», заявлениях сенатора Дзаньера безболезненно усвоит только любитель и знаток, остальным придётся гуглить через каждые пару абзацев. Новые интересные факты вы всё равно добудете, но без крепкого знания исторического контекста они как пришли, так и уйдут.

А вот размышления Эко об искусстве, поп-культуре, обществе – прелесть что такое, чистый рафинад. Например, мне очень понравилась следующая мысль: спортивное зрелище – это спорт в квадрате, разговоры о состязаниях, которые вы посетили, чтение спортивной прессы – спорт в кубе, обсуждение статей о спорте – спорт, возведённый в n-ную степень. А поп-песня устроена так, что медленный, хаотичный, немузыкальный куплет сменяется интенсивной, ритмичной и узнаваемой мелодией в припеве, чтобы зритель, подобно собаке Павлова, выделил слюну по звонку и испытал восторг.

Кристофер Прист, «Фуга для темнеющего острова» (1972)

-3

У этого фантастического романа любопытный сюжет. В результате глобального конфликта нескольких племён и народов Африка стала радиоактивной, и миллионы беженцев хлынули в Европу. Экономический кризис, беспорядок, столкновения коренного населения с пришлым – в этих декорациях главный герой по имени Алан пытается выжить вместе с женой и дочерью.

К сожалению, идею Приста воплотил не особенно удачно. В предисловии он и сам сообщает, что был молод и искал свой стиль, извините. Флешбеки из прошлого в «Фуге» закручены двойной спиралью, повествование сползает в невнятную борьбу всех со всеми, герой жалуется, что стал «пустой оболочкой, тенью». Похоже, ей-то он и был: глуповатый, скучный, подлый, чрезмерно охочий до женского пола – через страницу хватает кого-нибудь за бюст. А аннотация на обложке так много обещала, эх.

Александр Галкин, «Тарковский. Инструкция для зрителей, или как смотреть гения?» (2018)

-4

Краткий, но очень ёмкий путеводитель по фильмам Тарковского. Автор (филолог, писатель, специалист по Достоевскому и Пушкину) главной темой Тарковского считает путь творца, которому не принадлежит собственный талант, а семь фильмов рассматривает как симфонию, приводящую зрителя к заключительному катарсису. От «Иванова детства» и дара видеть красоту к «Жертвоприношению», фильму ухода, но не смерти, потому что Тарковский «работает над новыми фильмами там». Зеркало, сон, жертва, дерево, дом, свеча (сквозные метафоры Тарковского), две ипостаси русского духа и две стороны женского образа, имеет ли право художник на преображение мира и человека, потоки времени, Тарковский и Достоевский – для шестидесяти страниц колоссальное количество информации, калорийность как у свиного жира. Пожалуй, мне не хватило некоторой чёткости, но, с другой стороны, это не учебник. Зато ощущение нереальности, космического сквозняка из других миров, очень правильное для рассказа о Тарковском, в наличии.

Юлия Яковлева, «Создатели и зрители. Русские балеты эпохи шедевров» (2018)

-5

Юлия Яковлева – писатель, искусствовед, историк балета и автор нескольких книг о нём. В «Создателях и зрителях» прослежен путь становления русского балета, от «дорогой игрушки царствующего дома» до «Щелкунчика» и «Спящей красавицы». Поразительно, как менялись балетная мода и расстановка сил – к примеру, до 20 века хореография не считалась главной драгоценностью спектакля. Ещё любопытнее, что думали и писали о балете классики: Достоевский, Толстой, Некрасов – этому вопросу Юлия отвела отдельную главу. А центральной фигурой книги сделала Мариуса Петипа, француза, чья карьера оказалась связана с Россией. Умный, сложный, трогательный (вклеивал в тетрадь обёртку от мыла и писал рядом bon, «хорошо»), он не раз вытаскивал свою забуксовавшую карьеру из русских оврагов.

Умная книжка, дельная, но во время прочтения я не могла отделаться от мысли, что написана она без всякой заботы о читателе. Структуры нет, повествование хаотично, а любовь автора к балетному искусству не просто искренняя, а несколько болезненная: балет обижали, недооценивали, советские историки танца вообще упыри на марше. Пока автор посредством текста решает какие-то свои внутренние задачи, я, читатель, разглядываю пачки и пуанты за музейными стёклами, переминаясь с ноги на ногу. Кроме того, огорчили пассажи вроде: «На фотографиях второй половины 19 века мы видим полногрудых, глубоко декольтированных матрон. Лямки лифа чуть не лопаются под арбузной тяжестью. Грузные гузна, жирные предплечья…». Хотелось бы больше деликатности.

Флориан Иллиес, «Что я на самом деле хотел сказать» (2018)

-6

Продолжение бестселлера «1913. Лето целого века». В первой книге немецкий критик разворачивает, как лоскутный коврик, панораму культурной жизни Европы 1913 года, от января до декабря. Проходит премьера «Весны священной» Стравинского, Малевич пишет «Чёрный квадрат», Кафка влюбляется и так далее. Собственно, во втором томе, поделенном на сезоны, с зимы до осени, автор проделывает то же самое.

Плюсы обоих томов: написана хроника увлекательно, полна милых подробностей и фотографий – например, гербария, собранного Розой Люксембург. Минусы: во-первых, разрозненные куски биографий никак не лепятся в нечто целостное, а панораму культурной жизни Иллиес создаёт, просто сталкивая героев во времени и пространстве: пока лицо А гуляло по венскому парку, лицо В в соседней кофейне писало текст и ело булочку. Во-вторых, иногда автору изменяет чувство меры. Зачем нам знать, в каком месяце у юного Брехта начала расти борода?