Бесснежной зимой 1775 года — 250 лет назад! — началось строительство Днепро-Бугского канала, судоходного искусственного водотока, соединяющего сегодня Пину и Мухавец общей длиной 244 км. Хотя в последнюю четверть XVIII века длина составляла до полутора десятков километров — не более. Работы были окончены в 1783-м, чтобы продлиться только 1840-е годы: отсутствие «прироста» в течение полувека обусловлено в том числе переходом канала «в подданство» новым хозяевам — от Речи Посполитой к Российской империи. В XIX-XX столетиях он был единственным соединяющим воды Балтики и Черного моря внутренним водным путем.
В советское время канал реконструировался и расширялся как до войны, так и после нее. В период с 1978 по 1991 год было извлечено 17,58 млн метров кубических грунта и реконструировано 244 км водного пути. За период с 1973 по 1992 годы было построено вместо деревянных семь водопропускных плотин восемь водоспусков из железобетона. Суверенное время не стало исключением — канал хорошел с 1998 по 2011-й на глазах. Все прошедшие реконструкцию шлюзы, также как и новый шлюз «Кобрин», соответствуют параметрам класса Va классификации европейских внутренних водных путей международного значения.
В наше время объем перевозимых по Днепро-Бугскому каналу грузу примерно равен полутора миллионам тонн в год. Разные времена жизнедеятельности судоходного водотока запечатлены на снимках архива Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.
Автор статьи: Андрей Мегас