Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Днепро-Бугскому каналу 250 лет. Разные годы жизни знаменитой водной артерии страны

Бесснежной зимой 1775 года — 250 лет назад! — началось строительство Днепро-Бугского канала, судоходного искусственного водотока, соединяющего сегодня Пину и Мухавец общей длиной 244 км. Хотя в последнюю четверть XVIII века длина составляла до полутора десятков километров — не более. Работы были окончены в 1783-м, чтобы продлиться только 1840-е годы: отсутствие «прироста» в течение полувека обусловлено в том числе переходом канала «в подданство» новым хозяевам — от Речи Посполитой к Российской империи. В XIX-XX столетиях он был единственным соединяющим воды Балтики и Черного моря внутренним водным путем.

В советское время канал реконструировался и расширялся как до войны, так и после нее. В период с 1978 по 1991 год было извлечено 17,58 млн метров кубических грунта и реконструировано 244 км водного пути. За период с 1973 по 1992 годы было построено вместо деревянных семь водопропускных плотин восемь водоспусков из железобетона. Суверенное время не стало исключением — канал хорошел с 1998 по 2011-й на глазах. Все прошедшие реконструкцию шлюзы, также как и новый шлюз «Кобрин», соответствуют параметрам класса Va классификации европейских внутренних водных путей международного значения.

В наше время объем перевозимых по Днепро-Бугскому каналу грузу примерно равен полутора миллионам тонн в год. Разные времена жизнедеятельности судоходного водотока запечатлены на снимках архива Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

Гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г. Расширенный еще в 1929-1939 годах у Пинска участок канала был реконструирован уже в суверенно Беларуси — в 2004-2006 годах и отличается наиболее современным видом, хорошо сочетающимся с природными красотами.
Гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г. Расширенный еще в 1929-1939 годах у Пинска участок канала был реконструирован уже в суверенно Беларуси — в 2004-2006 годах и отличается наиболее современным видом, хорошо сочетающимся с природными красотами.
Днепробугский (один из вариантов написания) канал поздним летом, Брестская область, 18 августа 1963 г.
Днепробугский (один из вариантов написания) канал поздним летом, Брестская область, 18 августа 1963 г.
Днепро-Бугский канал традиционно разлился в дни весеннего половодья, Э. Кобяк, БелТА, Брестская область, 26 апреля 1979 г.
Днепро-Бугский канал традиционно разлился в дни весеннего половодья, Э. Кобяк, БелТА, Брестская область, 26 апреля 1979 г.
Днепро-Бугский канал во время наводнения на Полесье, Э. Кобяк, БелТА, Брестская область, апрель 1979 г.
Днепро-Бугский канал во время наводнения на Полесье, Э. Кобяк, БелТА, Брестская область, апрель 1979 г.
Паромная переправа через Днепро-Бугский канал у деревни Новоселки Дрогичинского района Брестской области, Р. Кобяк, БелТА, август 2000 г. По Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения канал — часть магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск — Варшава — Брест — Пинск — Мозырь — Киев — Херсон).
Паромная переправа через Днепро-Бугский канал у деревни Новоселки Дрогичинского района Брестской области, Р. Кобяк, БелТА, август 2000 г. По Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения канал — часть магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск — Варшава — Брест — Пинск — Мозырь — Киев — Херсон).
Паромщик паромной переправы через Днепро-Бугский канал у деревни Новоселки Дрогичинского района Брестской области, Р. Кобяк, БелТА, август 2000 г.
Паромщик паромной переправы через Днепро-Бугский канал у деревни Новоселки Дрогичинского района Брестской области, Р. Кобяк, БелТА, август 2000 г.
Паромная переправа через Днепро-Бугский канал у деревни Выгода Кобринского района, Брестская область, А. Шугай, газета «Кобрынскi веснiк», 26 октября 2005 г.
Паромная переправа через Днепро-Бугский канал у деревни Выгода Кобринского района, Брестская область, А. Шугай, газета «Кобрынскi веснiк», 26 октября 2005 г.
Турбины малой гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г. За первый год эксплуатации малая ГЭС «Дубой» выработала более 290 тыс. кВт.ч
Турбины малой гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г. За первый год эксплуатации малая ГЭС «Дубой» выработала более 290 тыс. кВт.ч
Внутренняя территория малой гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г.
Внутренняя территория малой гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г.
Шлюз на гидроузле малой гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г.
Шлюз на гидроузле малой гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г.

Автор статьи: Андрей Мегас