Найти в Дзене
Школа «Летово»

«Мы ждем от нашего будущего ученика не только знаний, но и понимания сути географии» | Как сдавать экзамен по географии в «Летово»

Базовые дисциплины — русский язык, математику и английский язык — сдают все. Помимо обязательных предметов, поступающие в 7 класс должны успешно сдать специальный комплексный экзамен, а в 8 и 9 классы — профильные предметы в соответствии с выбранным индивидуальным учебным планом. Статья посвящена профильному экзамену по географии — он актуален для ребят, поступающих на историко-географический и социально-экономический ИУП. Часть статьи будет полезна тем, кто сдает комплексный экзамен в 7 класс. О том, как сдавать вступительное испытание по географии, рассказывает Дмитрий Владимирович Молодцов, учитель географии школы «Летово». Для сдачи вступительного профильного экзамена по географии в школу «Летово» у абитуриента обязательно должна быть хорошая базовая подготовка. Но ученик не должен идти по пути наименьшего сопротивления, думая, что география — это легкий предмет, не то что физика или математика. Нет формул, нет сложных вычислений, вроде бы не нужно учить даты, как на истории — слов

Базовые дисциплины — русский язык, математику и английский язык — сдают все. Помимо обязательных предметов, поступающие в 7 класс должны успешно сдать специальный комплексный экзамен, а в 8 и 9 классы — профильные предметы в соответствии с выбранным индивидуальным учебным планом.

Статья посвящена профильному экзамену по географии — он актуален для ребят, поступающих на историко-географический и социально-экономический ИУП. Часть статьи будет полезна тем, кто сдает комплексный экзамен в 7 класс.

О том, как сдавать вступительное испытание по географии, рассказывает Дмитрий Владимирович Молодцов, учитель географии школы «Летово».

Фото из школьного архива: Дмитрий Владимирович на занятии
Фото из школьного архива: Дмитрий Владимирович на занятии

Для сдачи вступительного профильного экзамена по географии в школу «Летово» у абитуриента обязательно должна быть хорошая базовая подготовка. Но ученик не должен идти по пути наименьшего сопротивления, думая, что география — это легкий предмет, не то что физика или математика. Нет формул, нет сложных вычислений, вроде бы не нужно учить даты, как на истории — словом, как сейчас дети говорят, предмет «на лайте», который входит в «фан-группу» школьных предметов, и сдать который якобы проще, чем другие предметы.

Но это, конечно же, миф.

Первое, о чем важно помнить — это то, что география является фундаментальной областью знаний, которая подразумевает изучение и освоение огромного количества фактов: здесь и даты, и персоналии, и события, и разнообразная номенклатура. Объект изучения географии — территория, а территория нашего земного шара огромна. Если вы укажете пальцем на любую точку на глобусе и начнете ее масштабировать, точка эта станет маленьким миром, вмещающим и природу, и людей, и экономику — и во всем этом нужно ориентироваться, удерживая в голове большой объем информации.

Этот блок знаний — фактологический — проверяется в первой части экзаменационной работы: там даны 10 относительно простых заданий, не выходящих за рамки школьного курса географии. Чтобы выполнить эти задания, вам нужно уметь ориентироваться по карте, знать основные понятия, решать простейшие географические задачи, например, по климатической диаграмме.

Второй важный аспект — это то, что в географии много закономерностей. Все, что происходит в природе, мы должны уметь объяснить с географической точки зрения, а для этого нужно хорошо представлять причинно-следственные связи. Почему сегодня такая погода и почему завтра она будет другой? Как отражаются глобальные климатические изменения на нашей с вами жизни и к чему они могут привести? Как будет развиваться та или иная территория? Получается, география — наука, которая позволяет заглянуть в будущее. И важно понимать, что не каждый школьник, имеющий отличные оценки по географии, обладает этим навыком понимания закономерностей. Но мы делаем упор именно на этом, когда принимаем учеников на профиль.

Этот тип навыков проверяется в ходе работы с данными, на основе которых нужно выявить какую-то закономерность. Также абитуриент должен написать эссе по предложенной проблеме. Это задание творческого уровня. Темы для эссе мы каждый год подбираем разные, но всегда актуальные — например, в прошлом году абитуриенты писали о том, какие угрозы для окружающей среды, на их взгляд, являются наиболее важными для России сегодня.

Больше всего в итоговом результате «весит» третий блок экзаменационной работы — он проверяет владение специфическими географическими скиллами.

Первая часть этого блока — анализ географической карты, а именно топографической карты, ее фрагмента. Вам будет нужно внимательно ее изучить, рассмотреть условные обозначения и с помощью этой информации составить описание той территории, которую видите на карте, ее ландшафтов, объектов. На уроках географии школьники разбирают географическую карту, но, к большому сожалению, этому уделяется не так много внимания, а ведь умение читать карту — ключевое для географа. Важно: фрагмент карты не будет подписан — вы должны описать территорию, опираясь не на догадки, а на условные обозначения.

В этом же блоке вам будет предложена работа с текстом. Как правило, это отрывок географического содержания из художественного текста и вопросы к нему. Это задание на внимательное, аналитическое чтение текста. И тут следует сказать, что география — тот предмет, который обладает максимальным междисциплинарным потенциалом, что хорошо видно на примере данного задания. География — это и литературный текст, и исторические факты, и статистические сведения, и глобальные проблемы. Это связь и с химией, и с экологией, и с политикой. Это путь к получению целостной, комплексной картины мира. И мы ждем от нашего будущего ученика не только знаний, но и понимания сути географии, отношения к ней не как к легкому предмету, а как к науке.

В комплексном экзамене для младших абитуриентов тоже есть географическая часть, но в ней несколько другой формат заданий. Здесь мы проверяем в первую очередь познавательный интерес детей, поэтому сами задания менее формальные, а критерии оценивания менее строгие.

Если абитуриент дошел до собеседования, то в первую очередь нам интересно, как он коммуницирует, насколько он заинтересован в познании окружающего мира, насколько открыт. Ведь географ — человек, которому интересно жить в этом мире и менять его к лучшему, которому интересно наблюдать, что происходит, интересно общаться. Мы ждем ребят, которые вольются в очень насыщенное событиями и смыслами географическое сообщество «Летово».

Времени на подготовку к экзаменам осталось не так много, но оно есть, и его можно использовать эффективно. Улучшить свои знания по географическим картам и географической номенклатуре можно, занимаясь на платформе Леонида Мотовских. Полезен географический тренажер Maptomind. И, конечно, «живая» карта — нужно учиться работать с условными обозначениями, читать легенду карты. Если вы чувствуете сейчас, что вам не хватает этих умений, вам нужно ежедневно возвращаться к той или иной тематической карте.

Если вы серьезно увлечены географией, мы будем рады видеть вас в «Летово». Всех, кто пришел к нам на профиль, мы вовлекаем в летовский формат работы, потому что нам интересно раскрыть потенциал каждого юного географа. Никто в школе не останется без интересного дела. И наши замечательные выпускники, которые уже учатся на профильных факультетах ведущих вузов страны и мира, но с удовольствием приходят в школу и делятся своими успехами — это, пожалуй, главное доказательство результата нашей работы.

Напоминаем, вот здесь можно найти информацию об экзаменах по:
-
математике
-
русскому языку
-
английскому языку
-
литературе
-
обществознанию
-
биологии