Цель воспитания: до 9-го месяца ребёнок должен обогатить словарный запас слов, которые он понимает и на которые реагирует определённым образом (обогащение пассивного словарного запаса). В лепетании он должен продвинуться вперёд от произнесения отдельных слогов и повторения их (ба-ба-ба) до дублирования их (ба-ба). Некоторые дети начинают произносить отдельные гласные или группы гласных во взаимосвязи с определённым объектом (предметом, лицом) или деятельностью, что можно считать за первое активное слово. Большинство детей произносят первое активное слово на 9-15-ом месяце жизни.
Отработка сложных двигательных реакций на объект, обозначенный словом.
Когда ребёнок реагирует поворотом головы на обозначенный словом объект можно отработать более сложные моторные реакции, например, указание пальцем на объект. Используем метод демонстрации, комбинируемый с двигательной инструкцией. Спрашиваем ребёнка: «Где тик-так?» и когда ребёнок правильно поворачивает голову в направлении часов, укажем своей рукой на часы, затем возьмём руку ребёнка и проведём пассивно то же самое движение и скажем: «Там тик-так». После нескольких повторений ребёнок будет самостоятельно показывать пальцем на часы. Если ребёнок научится показывать пальцем на несколько названных предметов, то он будет показывать пальцем и на другие предметы, на которые до настоящего времени лишь при их упоминании только поворачивал голову.
Сложные двигательные реакции на
обращение при игре.
В 3-ем квартале учим ребёнка реагировать сложными движениями на различные детские считалки и простые обращения. Учим, например, хлопать в ладоши на «ладушки, ладушки»; поднимать и разводить руки на обращение: «Покажи нам какой ты большой?», помахать ручкой при приветствии и т. д. Реакции на слово, которые мы выработали в вышеизложенных упражнениях, очень неустойчивые и не всегда вызываемы в различных условиях. Научим ли ребёнка помахать ручкой на приветствие, но случается, что ребёнок реагирует на обращение один день, а затем несколько дней вообще не реагирует, в последующие дни машет ручкой в самых различных ситуациях и без обращения и т. д. Такая медленная стабилизация на словесное обращение также нормальная реакция для данного возраста.
Сложные двигательные реакции на словесное обращение во время ежедневных процедур.
Ежедневные занятия с ребёнком, например, одевание, кормление, купание и т. д. также необходимо использовать для расширения словарного запаса. Ребёнок в этих ситуациях находится в тесном социальном контакте с мамой и его внимание направлено на деятельность, которую с ним мама проделывает, ввиду этого соответствующие ассоциации возникают легко. Развивая пассивный словарный запас ребёнка во время ежедневных процедур с ним придерживаемся 3-х принципов:
-называем то, что в настоящий момент делаем и куда направляем внимание ребёнка;
-называем определённую вещь или деятельность всегда одним и тем же словом;
-выбираем определённое количество слов и выражений, которые повторяем чаще всего, чтобы не перегружать ребёнка большим числом новых задач.
Ввиду этого во время кормления не говорим ребёнку, что уложим его спать, а попросим его открыть рот, скажем ему, что у него красивая тарелка и т. д. По этой же причине не говорим один раз, что ребёнок ест, затем делает «ням-ням» и т. д. Все члены семьи должны согласовать одну и ту же лексику. Выбираем слова, которые ребёнок поймёт прежде всего и которые при контактах с ним самые важные. Первоначально учим ребёнка реагировать на самые простые обращения, например, «Садись!», «Открой рот!», «Дай руку!» и т. д.
Гимнастические движения на словесное обращение.
Хорошей возможностью для развития пассивного словарного запаса ребёнка могут служить каждодневные гимнастические занятия с ним. Например, подаём лежащему на спине ребёнку указательные пальцы, помогая ему сесть, и говорим: «Садись!», а затем: «Ложись!». Некоторые мамы используют различные сокращения: «Сделай бух!» и по этой причине на 10-15 месяце ребёнок активно их использует. Спустя некоторое время, ребёнок может лечь или сесть лишь на словесное обращение без какой-либо посторонней помощи.
Развитие пассивного словарного запаса
при помощи картинок.
На 9-ом месяце можно давать ребёнку различные картинки, наглядно и просто показывающие уже знакомые ему объекты. Лучше всего подходят картинки на твердой основе, где изображены 2-3 объекта, люди или звери. Показываем ребёнку на предмет пальцем и говорим: «Это пес!», затем спрашиваем его: «Где пёс?» и ребёнок на 9-10-ом месяце покажет нам пса на картинке.
Развитие активной речи.
Лепетание. Методика развития лепетания в 3-м квартале почти не отличается от подобной методики развития во 2-ом квартале. На 6-ом месяце ребёнок начинает произносить отдельные слоги, на 7-ом месяце стимулируем его к повторению слогов, если ребёнок говорит «ма», то повторяем за ним несколько раз «ма-ма-ма». Хвалим его и демонстрируем радость, если он повторяет слоги несколько раз. На 8-ом месяце стимулируем его таким же образом, когда он дублирует слоги, например, «ма-ма», «ба-ба» или произносит два разных слога, например, «тётя».
Активные слова. Хотя в 3-ем квартале ребёнок ещё не может освоить первое активное слово, мы должны уже в этом возрасте заложить для первого активного слова определённую базу. В конце 3-го квартала учим ребёнка выговаривать слоги, которые он хорошо знает и повторяет за нами в связи с определённым действием. Успешнее всего это получается, если после произнесения определённых слогов ребёнок достигает интересного результата.
Обращение к папе
Мама усаживает ребёнка на колени у стола, отец садится напротив них и закрывает лицо пелёнкой. Мама побуждает ребёнка: «Скажи папа!». Когда ребёнок произнесёт слоги «папа», отец снимает пелёнку с головы и отвечает: «Папа здесь!», весело улыбаясь ребёнку. Затем он вновь закрывает лицо, игра повторяется 3-4 раза. Игру можно разнообразить тем, что отец прячется за столом, шкафом, занавеской, дверью и т. д. Реакция ребёнка закрепляется лучше, если отец появляется всегда с новой игрушкой.
Вызов животных.
Мама усаживает ребёнка на колени у стола, на котором лежат три перевёрнутые коробки; под первой коробкой спрятана, например, резиновая собака, под второй кошка, под третьей курица. Мама говорит: «Позови собаку гав-гав!». Когда ребёнок скажет «гав!», мама поднимает коробочку, под которой спрятана собака и говорит: «Собака здесь!». Таким же образом мама предлагает позвать кошку «кис-кис» и курицу «ко-ко-ко». Вызов животных повторяем несколько раз. Некоторые дети в конце 9-го месяца начинают звать животных самостоятельно. Первоначально показываем одних и тех же животных под теми же коробками в том же порядке. Когда ребёнок правильно вызывает животных, мы можем под коробками спрятать других животных.
Обозначение картинок.
Используем картинки из упр.86, где мы обучали ребёнка показывать пальцем на названный объект. В этом упражнении мы не спрашиваем: «Где пёс гав?», а показываем пальцем на изображение пса и спрашиваем: «Кто это?» и добавляем: «Скажи гав!». На 9-ом месяце ребёнок обычно повторяет сказанное за нами, а на 10-12-ом месяце многие дети правильно отвечают на вопрос: «Кто это?».
Обозначение деятельности.
Когда ребёнок правильно реагирует на нашу просьбу помахать ручкой на предложение: «Сделай пока!», предлагаем ребёнку сказать «пока». Эту реакцию ребёнка последовательно соединяем с ситуацией, например, отец выходит за дверь. На 10-м месяце некоторые дети способны сказать «пока», когда видят отца, стоящего в дверях. Когда ребёнок научится при прощании с отцом махать ручкой и говорить «пока», распространяем эту реакцию на других лиц. Постепенно ребёнок научится махать ручкой и говорить «пока» каждому выходящему. Также можно научить ребёнка говорить «бух», когда что-либо падает и говорить, что делают животные, например, на вопрос: «Что говорит корова?», ребёнок отвечает «му» и т. д.
Методические рекомендации: при развитии активной речи в этот период необходимо придерживаться 4-х правил:
-активные слова создаём на основе пассивных слов, которые ребёнок хорошо знает и понимает. Например, обучаем его, что корова делает «му», когда ребёнок уже знает, что означает «корова му» и показывает пальчиком на корову на картинке;
-активные слова создаём из слогов, которые ребёнок уже умеет произносить. Когда ребёнок хорошо произносит «ба-ба», создаём из этих бессмысленных слогов слово, которым обозначаем бабушку;
-первым активным словом обозначаем то, к чему ребёнок имеет непосредственное отношение, что для него жизненно важно и что особенно сильно привлекает его внимание. Это могут быть самые близкие люди (мама, папа, бабушка и т. д.), интересные предметы (машинка, собачка) или важная деятельность (кормление, сон и т. д.);
-лучшая первоначальная методика, создающая и бессмысленного лепетания слогов слова заключается в том, что лепетанию слогов придаём «пусковую» функцию, т. е. после произнесения этих слогов происходит действие, например, когда ребёнок произнесёт «баба», появится бабушка, которая приласкает и поиграет с ним. Ребёнок узнаёт, что произнесение определённых слогов является средством для достижения приятной ситуации. Слова тем самым становятся средством для достижения чего-либо. Мы уже знаем, что использование инструмента для достижения чего-либо является проявлением мыслительной деятельности. Ребёнок произнесёт первое активное слово на 10-12-ом месяце, но, чтобы это слало возможным, необходимо проводить с ребёнком вышеуказанные упражнения на 7-9-ом месяцев. Однако некоторые дети произносят первое активное слово уже на 9-ом месяце.