Примерно тысячу лет назад венецианские правители задумали необычное бракосочетание. Они решили соединить узами брака Венецию с Адриатическим морем. Как в сказке, они бросили в воду золотое кольцо и провозгласили: «Теперь вы муж и жена!»
Однако, к сожалению, сказка постепенно превращается в драму. Раньше Венеция словно парила над водой, изгибаясь в такт морским волнам. Но времена меняются, и теперь город возводит гигантские стены, чтобы защититься от своего «супруга». Но даже эти стены, которые стоят миллиарды евро, не всегда могут гарантировать безопасность.
Как Венеция пытается спастись от наводнений?
Венеция: город, который тонет
Венеция — это 118 островов, соединенных мостами. Самая высокая точка города — всего метр над уровнем моря. А самое низкое место, площадь Сан-Марко, — всего 64 сантиметра. То есть когда прилив поднимается до 75 сантиметров, вода уже начинает подтоплять город. А если уровень достигает 95 сантиметров — начинается настоящее наводнение.
Такие наводнения, которые местные называют «Аква Альта», случаются около 100 раз в год. И это не новость — они были частью жизни Венеции веками. Но проблема в том, что ситуация становится хуже.
С 1900 года уровень моря поднялся примерно на 30 сантиметров. А сам город, наоборот, опускается. За последние 150 лет Венеция «просела» на 32 сантиметра. Частично это произошло из-за того, что в 50-60-х годах из-под города выкачали огромное количество грунтовых вод. В итоге: выше приливы, ниже город — и больше наводнений.
MOSE: проект-спасатель, который стал головной болью
В 1984 году жители Венеции осознали, что пора действовать. Так был запущен проект MOSE (Modulo Sperimentale Elettromeccanico), названный в честь библейского Моисея, который, как известно, также был связан с водой.
Изначально планировалось завершить проект к 1995 году, но, как это часто бывает, сроки были отодвинуты. Окончательно MOSE заработал только в 2023 году. Почему так долго? Помимо технических сложностей, свою роль сыграла и коррупция.
В 2014 году выяснилось, что подрядчики завышали цены, а часть денег шла на взятки политикам. В итоге 35 человек оказались за решеткой, а проект на несколько лет остался без финансирования. Изначально MOSE оценивался в 4,7 миллиарда евро. Но с учетом взяток, задержек и прочих «непредвиденных расходов» итоговая сумма выросла до 8 миллиардов. Дорого? Да. Но масштабы проекта впечатляют.
Как работает MOSE?
MOSE — это 78 гигантских шарнирных дамб. Каждая из них шириной 20 метров и высотой от 18 до 29 метров. Толщина стен — 3,6 метра.
Каждая стена крепится к бетонному основанию весом 14 тысяч тонн. Когда стена не нужна, она заполнена водой и лежит на дне. Но когда приходит время её поднять, её наполняют сжатым воздухом, и она всплывает. Весь процесс занимает около 32 минут.
Чтобы стены не ржавели, их каждый месяц обрабатывают антикоррозийным составом. А два раза в год со дна выкачивают песок, чтобы стены могли полностью опуститься.
Искусственный остров и командный центр
Между дамбами находится искусственный остров. На острове расположен командный центр, где следят за приливами и управляют барьерами. В обычный день за системой наблюдают около шести человек. Но в случае угрозы наводнения к работе подключаются 800 человек — на островах, в туннелях и на лодках.
Почему MOSE — далеко не идеальное решение?
MOSE поднимается, когда уровень воды достигает одного метра. Но проблема в том, что площадь Сан-Марко начинает затапливаться уже при 95 сантиметрах. То есть, даже с MOSE часть города всё равно страдает.
К тому же, каждый подъём барьеров обходится в 328 тысяч евро. А ещё это вредит экологии: барьеры мешают естественному круговороту воды в лагуне, что ухудшает её самоочищение. Изначально планировалось, что MOSE будет использоваться всего 5 раз в год. Но за первые три года его пришлось поднимать уже 50 раз. А если уровень моря поднимется ещё на метр, барьеры придётся использовать постоянно, превратив лагуну в стоячее болото.
Что дальше?
MOSE — это временное решение. По самым оптимистичным прогнозам, он прослужит около 100 лет. Но что потом? Есть идеи восстановить город или построить систему плотин, как в Нидерландах. Но пока что Венеция продолжит бороться с морем.