Шестиклассник Саша сегодня после школы не торопится домой. Куда приятнее бродить по осеннему парку, беспечно пиная ворохи шуршащих цветных листьев, чем выслушивать нравоучения матери в который раз. Надоело! Ну, да, он снова не смог сопротивляться группе авторитетных старшеклассников, собирающих ежедневный «налог» со своих младших товарищей по школе. Саше хочется быть сильным, смелым и крикнуть им в лицо: «Эти деньги моя мама таким трудом зарабатывает на двух работах, стараясь для меня и моей младшей сестренки!». Он уверен, они бы поняли его и отпустили! Но когда он видит их грозные кулаки, слышит насмешки и брань, страх сжимает сердце и он цепенеющими руками выгребает из карманов всю мелочь, что есть в наличии. Ему не к кому обратиться за помощью: мама ругает, что он не может за себя постоять как мужчина; друзей, которые поддержали бы его, у него нет; отца, способного заступиться – тоже; а реакции учителей он попросту боится – вдруг, и ему перепадет за компанию? Никогда не знаешь, чего ожидать от этих взрослых. Тем более что вымогатели его предупредили: «Если скажешь кому-то - пеняй на себя!». Поэтому Саша слоняется по городу до темноты, потом, как можно незаметнее проскользнув в квартиру, на вопрос матери: «Как дела в школе?» - буркнув «Нормально», забрасывает школьный рюкзак в угол, чтобы только не вспоминать, забыть, не думать, что завтра все повторится снова. И ненависть к школе, смешанная с отчаяньем, переполняет его душу…
Как много подобных историй оказывается скрытыми от внимания педагогов, родителей! Как много «горячих точек» школьных конфликтов пульсируют вне нашего поля зрения! И даже если они проявляются открыто - как часто мы, взрослые, решаем эти конфликты второпях, опираясь на собственное видение ситуации, не учитывая мнение и интересы самих детей! А ведь это – обиды, стыд, боль, озлобленность, которую дети выносят из опыта подобных отношений, и в большинстве случаев эти чувства находят выход в совершении правонарушений, насилии, уходе из дома, употреблении психотропных веществ и т.д.
К сожалению, способы разрешения конфликтов, которые практикуются педагогами, чаще всего, сводятся к административным мерам, что, в определённой степени затрудняет освоение школьниками цивилизованных подходов и методов урегулирования конфликтных ситуаций. Чаще всего используются такие способы как морализаторство, клеймение, формальное разрешение и угроза наказанием.
Как указывает в своей статье руководитель Всероссийской Ассоциации восстановительной медиации Рустем Максудов, «морализаторство разрушает коммуникацию и вызывает отторжение даже тех норм, которые подросток в иной ситуации признал бы справедливыми. Угроза наказанием – отчислением из школы, переводом в спецшколу, вызовом родителей к директору и далее, вплоть до обращения в милицию и КДН и ЗП – также широко используется педагогами. Клеймение применяется в случае, когда дело уже приняло серьёзный оборот и о нём стало известно родителям и милиции»[1]. Очевидно, что все вышеперечисленные меры способствуют возникновению у подростков еще большей озлобленности и желания отомстить.
Есть ли альтернативный, безопасный выход из создавшегося положения? Есть ли выход вообще?
На наш взгляд, один из способов изменения ситуации в отношении нарастания тревожных показателей агрессии и насилия между детьми в школах - принципиально отличающийся подход в работе с конфликтами, внедрение ценностно-ориентированных восстановительных технологий, составляющих основу деятельности школьных служб медиации (ШСМ). Данная деятельность нацелена на построение толерантных и взаимоуважительных отношений в школе, содействие формированию умения конструктивно разрешать возникающие споры и конфликты – прежде всего, посредством участия в этом самих детей.
В работе школьных служб медиации используются разные виды восстановительных практик: непосредственно медиация (проведение переговоров между спорящими сторонами с участием независимого посредника-медиатора), Круги сообщества, семейные конференции и др. Сущностью данных технологий являются встречи конфликтующих сторон или жертвы и правонарушителя, в процессе которых организуется обсуждение возможных способов выхода из конфликта или криминальной ситуации. В ходе встреч изменяются отношения между людьми: от взаимного отчуждения, а порой – ненависти, злобы и агрессии к пониманию друг друга. Результатом такого взаимопонимания может быть осуществление по отношению друг к другу восстановительных действий: извинение, заглаживание вреда, прощение, принятие.
Кроме того, конфликт или криминальная ситуация приводит часто к тому, что люди начинают видеть друг в друге исключительно негативные стороны, возрастает чувство недоверия и страха, ненависти или злобы. Находясь во власти этих чувств, человек не в состоянии воспринимать адекватно ни свои действия, ни действия других. Восстановительный подход за счет восстановления способности понимания ситуации, проблем, намерений, целей, норм и установок, позволяет не только снять негативные представления у сторон относительно друг друга, но и способствует восстановлению доверия между людьми.
Медиатор в процессе этих встреч помогает людям выразить и донести друг до друга видение ситуации таким способом, чтобы участники, узнав важные детали и подробности, которые были до этого скрыты от них, нашли в себе силы для обсуждения данной проблемы и приняли совместную ответственность за ее решение.
Кто может входить в состав школьных служб медиации? - В школьной службе медиации/примирения медиаторами являются как ученики, так и педагоги, и представители родительского сообщества. Все они должны пройти специальную подготовку для работы в качестве школьного медиатора. Руководство службой осуществляет куратор. Обычно в роли кураторов выступают заместитель директора по воспитательной работе, социальные педагоги или школьные психологи, но возможно возложение функции куратора на любого другого педагога, обладающего специальными знаниями.
По мнению Р.Максудова, в результате функционирования в образовательной организации школьных служб медиации/примирения можно достичь следующих результатов:
«Для детей и подростков:
• дети становятся более ответственными и культурными, снижаются враждебность, напряжённость и эскалация конфликтов, шире используются мирные процедуры для разрешения конфликтов; многие конфликты не перерастают в правонарушения;
• дети получают новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества и гражданской активности. Опыт и творчество детей признаются ценными, подростки получают возможность включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы. При этом волонтеры, прошедшие специальную подготовку в качестве медиатора, получают уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;
• участвующие в примирительных процедурах дети, ставшие жертвами правонарушений, получают удовлетворение: у них восстанавливается чувство справедливости и безопасности, снижаются ощущения враждебности и угрозы со стороны детской среды;
• дети-правонарушители, которые участвуют в примирительных процедурах, проявляют раскаяние, возмещают вред, который был причинён совершённым им правонарушением/преступлением, либо проявляют стремление посильно возместить такой вред;
• создаются условия для планирования позитивного будущего детей-правонарушителей.
Для специалистов (педагогов и родителей):
• специалисты получают новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания общественных отношений в детской среде и школе, развития методов и форм гражданского образования, воспитания, социализации школьников;
• специалисты получают инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов; снижается риск криминализации подростковой среды;
• расширяется спектр приёмов и подходов, используемых специалистами для поддержания порядка в детской среде; вместо дидактических и карательных применяются интерактивные и восстановительные (некарательные) методы разрешения конфликтов и криминальных ситуаций при усилении роли детского самоуправления».[2]
Еще раз подчеркнем, что данные результаты могут быть получены в образовательной организации только при условии осознания и реализации ценностей, лежащих в основе восстановительного подхода, при этом осознать и присвоить эти ценности должны и учащиеся, и педагоги, и родители, ведь школьная среда – это результат совместных усилий всех участников образовательного процесса.
Законодательной основой для деятельности школьных служб медиации/примирения служит Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее – Концепция), утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации №1430-р от 30 июля 2014 г. Так же Министерством образования и науки РФ направлены в образовательные организации Методические рекомендации по созданию школьных служб медиации/примирения, они описывают основные цели и задачи службы, структуру, принципы и особенности ее организации – это помогает образовательным организациям грамотно подойти к созданию службы в своей школе.
В заключении еще раз ответим на вопрос: зачем нужны школьные службы медиации/примирения?
Большинство подростков время от времени (а дети «группы риска» чаще) вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Стандартное административное и уголовное наказание не работает с причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих. Восстановительный подход к разрешению конфликтов, используемый в медиации и подобных технологиях, позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить спорную ситуацию, избежать повторения подобного в будущем.
Особенно хочется надеяться на заинтересованность в развитии служб школьной медиации всех структур, непосредственно работающих с детьми и подростками. Для того чтобы модель восстановительной медиации стала эффективной, необходимо объединение усилий, выражающееся в межведомственном взаимодействии, а также внедрение восстановительных практик в решение конфликтных и криминальных ситуаций и в школах, и в работе ювенальных служб, и в КДНиЗП, и других организациях. И если безопасно разрешать конфликты наших детей не научим мы, то тогда их, как говорится, «научит жизнь». Но уже чему-нибудь другому.
[1] - Р.Максудов. Восстановительный подход в образовательных учреждениях. Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Н.Л.Хананашвили. М: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. – 168 с.
[2] - Р.Максудов. Восстановительный подход в образовательных учреждениях. Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Н.Л.Хананашвили. М: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. – 168 с.
Автор: Ольга Дрянных.
В случае необходимости обратиться к медиатору можно в Центр медиации «ТЕРРИТОРИЯ СОГЛАСИЯ» (Красноярск), руководитель Центра – Ольга Дрянных, тел. 8 (902) 990-12-07
сайт: www.sporanet24.ru