Найти в Дзене
CarСhannel

В России рухнул «серый» ввоз машин

Основным представителем альтернативного импорта стала марка Geely, благодаря которой кроссовер Monjaro обеспечивает около двух третей всех поставок. Так, если в Китае стоимость Monjaro в пересчёте на рубли составляет менее 2 миллионов, то официально в России за эту модель просят от 4,5 миллионов рублей. Даже если добавить расходы на логистику и таможенную пошлину (примерно 1,2 миллиона рублей для физических лиц), покупатели при «сером» ввозе могут сэкономить до одного миллиона рублей. Важно отметить разницу между параллельным и «серым» импортом. Параллельный импорт применяется к автомобилям ограниченного перечня брендов – таких как Kia, Hyundai, Toyota – которые покинули официальный рынок России. Автомобили от Geely или Lixiang, представленные вне официального канала (либо Lixiang вообще не представленные), правильнее классифицировать как альтернативный или «серый» импорт. На втором месте по популярности в этом сегменте оказалась марка Lixiang, чьи гибридные модели привлекают клиентов

В 2024 году заметно сократился объём так называемого «серого» ввоза новых автомобилей в Россию – его доля упала с более чем 21% в 2023 году до 11,5%, что соответствует снижению на 20% по сравнению с предыдущим годом.

Geely Monjaro
Geely Monjaro

Основным представителем альтернативного импорта стала марка Geely, благодаря которой кроссовер Monjaro обеспечивает около двух третей всех поставок. Так, если в Китае стоимость Monjaro в пересчёте на рубли составляет менее 2 миллионов, то официально в России за эту модель просят от 4,5 миллионов рублей. Даже если добавить расходы на логистику и таможенную пошлину (примерно 1,2 миллиона рублей для физических лиц), покупатели при «сером» ввозе могут сэкономить до одного миллиона рублей.

Важно отметить разницу между параллельным и «серым» импортом. Параллельный импорт применяется к автомобилям ограниченного перечня брендов – таких как Kia, Hyundai, Toyota – которые покинули официальный рынок России. Автомобили от Geely или Lixiang, представленные вне официального канала (либо Lixiang вообще не представленные), правильнее классифицировать как альтернативный или «серый» импорт.

На втором месте по популярности в этом сегменте оказалась марка Lixiang, чьи гибридные модели привлекают клиентов, ранее склонявшихся к премиум-сегменту, несмотря на отсутствие официального представительства в стране.

Lixiang L7
Lixiang L7

Что касается именно параллельного импорта, лидерами остаются Toyota, BMW и Mercedes-Benz – три бренда, которые, по мнению экспертов «Автостата», пользуются наибольшим доверием у российских автолюбителей.

В перечне «серого» ввоза встречается и бренд Jetta, статус которого в России пока не определён. Несмотря на заявления импортёров о его официальном присутствии, концерн VW дистанцируется от подобных поставок.

Среди лидеров альтернативного импорта заметное место занимает электромобильный бренд Zeekr – представитель группы Geely, который долгое время был фаворитом на российском рынке электрокаров. Однако уже в декабре 2024 года его лидерство сменил «Москвич-3е», чему, вероятно, способствовал рост корпоративных продаж в конце года.

-3

Также в рейтинге присутствуют автомобили от Kia и Hyundai, поставляемые в основном из Южной Кореи. Несмотря на общий спад рынка, интерес к этим маркам остаётся стабильным, поскольку они всегда пользовались высоким спросом.

Отдельно стоит отметить, что в 2024 году заметно выросла доля частного ввоза: почти 84% импортированных машин оформлены на физических лиц. Это позволяет платить минимальный утильсбор в размере около 3,4 тысячи рублей, в то время как юридическим лицам, как правило, приходится пользоваться ввозом моделей типа Jetta.

Jetta VS7
Jetta VS7

Что касается стран-поставщиков, то наибольшей популярностью пользуется Киргизия, где в 2022–2023 годах активно развивался бизнес по переправке автомобилей в Россию. Немного уступают ей прямые поставки из Китая, а на третьем месте располагается Белоруссия.

На снижение объёмов альтернативного импорта повлияло несколько факторов. С 1 апреля 2024 года власти закрыли лазейки для «беспошлинного» ввоза автомобилей через страны ЕАЭС, а «серые» импортёры столкнулись с трудностями при переводе крупных сумм за рубеж, что увеличивает риски сделок. Кроме того, насыщение первичного рынка, где доминируют китайские марки, позволило вернуть некоторые «старые» бренды, например, Solaris (ныне отдельный бренд) и Citroen, представленные в регионах.

Хорошей новостью можно считать то, что власти, похоже, начали серьёзную борьбу с мошенническими автосалонами – уже в начале 2025 года наблюдалось повышение цен на автомобили, что напрямую связано с ростом утильсборов.