Найти в Дзене
TATA TARA 108

Сорока - один из самых древних русских головных уборов в народной традиции.

Воронежская область. Художественные портреты Юлии Дуровой. https://yuduart.ru/hudozhestvennye-portrety 
https://www.liveinternet.ru/users/yuriy_iwowwe/post504548566/
https://ru.pinterest.com/pin/737464507757386576/
Воронежская область. Художественные портреты Юлии Дуровой. https://yuduart.ru/hudozhestvennye-portrety https://www.liveinternet.ru/users/yuriy_iwowwe/post504548566/ https://ru.pinterest.com/pin/737464507757386576/

Сорока – древнерусский головной убор замужних женщин, либо его часть. Был известен на Руси ещё в XII в. Сороку носили замужние женщины на всей территории расселения русского народа, как в городах, так и в деревне. Но наибольшее распространение и разнообразие форм она получила  в центральной и южной России.

-2

https://style.pibig.info/15082-zhenskij-golovnoj-ubor-kichka.html
https://style.pibig.info/15082-zhenskij-golovnoj-ubor-kichka.html

В каждой местности сорока имела свои особенности. Сорока считалась самым богатым женским головным убором.  Вышла из употребления к началу XX в. Сороку рассматривали часто как разновидность кички, но с более низким очельем и более высокими боковыми частями. Распространена также трактовка сороки как верхней, украшенной части кики, выполненной из ткани, которая  могла скрывать «рогатость» кички.

-4

Собственно сорока – это кумачовый (шёлковый, бархатный) платок сложной формы, сшитый шапочкой, похожий в разложенном виде на птицу (отсюда, видимо, и название головного убора). Передняя часть сороки называлась  очелье, боковые части – крылья, задняя часть – хвост. Очелье богато украшалось жемчугом и/или золотным шитьём. На основу очелья использовались самые дорогие и узорчатые ткани (миткаль, шелк или бархат).

Девушка в русском народном головном уборе «Сорока», Воронежская область.
https://www.pinterest.jp/pin/407646203789202637/
Девушка в русском народном головном уборе «Сорока», Воронежская область. https://www.pinterest.jp/pin/407646203789202637/

Чаще рассматривали сороку как сложносоставной головной убор, и выделяли следующие детали: 1) Кика (кичка) представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твёрдое возвышение в виде рогов, лопатки или копытца.

Сорока рогатая (Рязанская губ.). II половина XIX в. Сорока представляет собой сложный головной убор, который мог иметь до 14 составляющих, его вес в собранном виде мог достигать 7,5 кг. В основе была кичка – шапочка, надевавшаяся на волосы. Именно к ней могли крепиться рога из луба, дерева, холста. https://blog.mediashm.ru/?p=3327
Сорока рогатая (Рязанская губ.). II половина XIX в. Сорока представляет собой сложный головной убор, который мог иметь до 14 составляющих, его вес в собранном виде мог достигать 7,5 кг. В основе была кичка – шапочка, надевавшаяся на волосы. Именно к ней могли крепиться рога из луба, дерева, холста. https://blog.mediashm.ru/?p=3327
Дуга рязанской сороки. II половина XIX в.
Дуга рязанской сороки. II половина XIX в.

2) Сорока (макушка, привязка) – часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шёлка, мягкого бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани (очелье, крылья, хвост).

Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем.
С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем.
С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем.
С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.

3) Позатыльник  (позатылень) – прямоуголный кусок ткани, нашитый на твёрдую основу, который укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесьмой вокруг кички под сорокой.

Позатыльник рязанской сороки. II половина XIX в. https://blog.mediashm.ru/?p=3327
Позатыльник рязанской сороки. II половина XIX в. https://blog.mediashm.ru/?p=3327
 Позатыльник к сороке. Исторический музей, Москва. https://ru.pinterest.com/pin/651685008592809864/
Позатыльник к сороке. Исторический музей, Москва. https://ru.pinterest.com/pin/651685008592809864/
https://ru.pinterest.com/pin/14847873765466510/
https://ru.pinterest.com/pin/14847873765466510/

В фондах Исторического музея хранится рогатая сорока, созданная во второй половине XIX в. в Рязанской губернии. Она напоминает ту самую, что представлена на фотографии. Отдельного внимания заслуживают детали этого головного убора. Кумачовый чехол украшен лентами и золотным шитьём: вышиты здесь, видимо, солярные (солнечные) знаки. Позатыльник обильно украшен бисером и стеклярусом. Отдельно крепились дуга с широкими лентами и бахромой и две связки подвесок (шёлковые и бисерные кисти). Убор впечатляет яркостью и пестротой: даже шнуры подвесок обвиты разноцветными узкими ленточками.

Височные кисти рязанской сороки. II половина XIX в. https://blog.mediashm.ru/?p=3327
Височные кисти рязанской сороки. II половина XIX в. https://blog.mediashm.ru/?p=3327

4) Налобник – неширокая (3-8 см) полоса ткани, часто обшитая позументом,  бисером, бахромой.  Он укладывался  вокруг головы так, что верхний его край был прикрыт сорокой, а нижний закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником. 

Головной убор сорока из 3 частей. Нижегородская губерния, д. Починки, 1-я треть XX в.  Налобник (налобень, подчелок, налысник) — неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один её край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником. https://russianarts.online/111840-soroka-golovnoj-ubor/
Головной убор сорока из 3 частей. Нижегородская губерния, д. Починки, 1-я треть XX в. Налобник (налобень, подчелок, налысник) — неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один её край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником. https://russianarts.online/111840-soroka-golovnoj-ubor/
Налобник https://ru.pinterest.com/pin/8936899239023552/
Налобник https://ru.pinterest.com/pin/8936899239023552/

5) Платок мог повязываться поверх сороки (начиная со второй половины XIX в.), тогда она называлась «сорока с повоем».

https://ru.pinterest.com/pin/282389839130611445/
https://ru.pinterest.com/pin/282389839130611445/

Костюм женский: панёва, рубаха, передник, головной убор "сорока", ожерелье, пояс
Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.
Шерстяная ткань, полотно, ситец, тесьма, шерстяная, шелковая и металлическая нити, бусы; ткачество, вышивка, плетение. https://bellezza-storia.livejournal.com/230199.html
Костюм женский: панёва, рубаха, передник, головной убор "сорока", ожерелье, пояс Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв. Шерстяная ткань, полотно, ситец, тесьма, шерстяная, шелковая и металлическая нити, бусы; ткачество, вышивка, плетение. https://bellezza-storia.livejournal.com/230199.html

-19
https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2022/03/interaktivnoe_zanyatie_yuzhnorusskie_narodnie__golovnie_ubori_i_ukrasheniya_10/index.php?lang=en
https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2022/03/interaktivnoe_zanyatie_yuzhnorusskie_narodnie__golovnie_ubori_i_ukrasheniya_10/index.php?lang=en
https://vrn.mk.ru/articles/2017/11/10/voronezhcam-rasskazali-kak-poyavilis-ikh-obychai-i-kostyumy.html
https://vrn.mk.ru/articles/2017/11/10/voronezhcam-rasskazali-kak-poyavilis-ikh-obychai-i-kostyumy.html

https://www.perunica.ru/tradicii/6387-zhenskiy-kostyum-voronezhskoy-gubernii.html
https://www.perunica.ru/tradicii/6387-zhenskiy-kostyum-voronezhskoy-gubernii.html

-23
Belgorod, Russian
@qwerty51212941 @forest_diver
https://www.pinterest.jp/pin/795096509246664025/
Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть.
Головной убор был широко распространен в центральной и южной России, а также у некоторых групп карелов, вепсов, марийцев, мордвы и кряшен. Соро́ка была самым богатым из женских головных уборов, но к началу XX века вышла из массового употребления. Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорока_(головной_убор)
Belgorod, Russian @qwerty51212941 @forest_diver https://www.pinterest.jp/pin/795096509246664025/ Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Головной убор был широко распространен в центральной и южной России, а также у некоторых групп карелов, вепсов, марийцев, мордвы и кряшен. Соро́ка была самым богатым из женских головных уборов, но к началу XX века вышла из массового употребления. Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорока_(головной_убор)

Белгородская область
Русский народный костюм в работах Дмитрия Давыдова
https://www.perunica.ru/tradicii/3625-russkij-narodnyj-kostyum-v-rabotax-dmitriya.html

Девушка в русском народном головном уборе «Сорока»

https://www.pinterest.jp/pin/1049549888154309390/

https://nevsepic.com.ua/moda/22627-russkiy-nacionalnyy-kostyum-21-foto.html
Белгородская область Русский народный костюм в работах Дмитрия Давыдова https://www.perunica.ru/tradicii/3625-russkij-narodnyj-kostyum-v-rabotax-dmitriya.html Девушка в русском народном головном уборе «Сорока» https://www.pinterest.jp/pin/1049549888154309390/ https://nevsepic.com.ua/moda/22627-russkiy-nacionalnyy-kostyum-21-foto.html

Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шились обычно из дешёвого материала с минимальным количеством украшений и надевались, как правило, без позатыльника, а иногда и без налобника. Праздничные сороки были очень нарядными. Очелье сорок, позатыльник и налобник украшались золотным или шёлковым шитьём, были унизаны бусами, бисером, обшивались лентами, позументом.  Дополнительным украшением к сороке в отдельных губерниях были шарики из гусиного пуха (пушки), махры (помпоны), кисти из разноцветного гаруса, кисточки из пёрышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка.

Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания или на следующий день после брачной ночи. Обряд надевания её на молодую женщину происходил очень торжественно. Пожилые женщины заплетали молодушке две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем неторопливо надевали все части головного убора. Его надевание сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась" со своей волей волюшкой, девичьей красой", стала замужней женщиной.

Сорока (Нижний Новгород) Село Криуша, Нижегородская область, 19 век. Представляет собой головной убор из плотной ткани, обтянутой красной хлопчатобумажной тканью. Чуть выпуклое донышко переходит в длинный позатыльник, его нижняя часть выложена синей и серебристой парчовой тканью с цветочным орнаментом, обшита жёлтым ситцем по краям. Жёлтые атласные ленты идут от позатыльника по спине. Очелье из золотного галуна, украшено пайетками, по бокам - ситцевые розетки с ручными пуговицами. О происхождении термина "сорока" ведутся споры: вернее всего предположение о его связи с птицей, так как "птичьи" названия нередки в области русских головных уборов - кокошник от "кокошь" (курица, петух), кичка от "кика" (утка) и другие.
Сорока (Нижний Новгород) Село Криуша, Нижегородская область, 19 век. Представляет собой головной убор из плотной ткани, обтянутой красной хлопчатобумажной тканью. Чуть выпуклое донышко переходит в длинный позатыльник, его нижняя часть выложена синей и серебристой парчовой тканью с цветочным орнаментом, обшита жёлтым ситцем по краям. Жёлтые атласные ленты идут от позатыльника по спине. Очелье из золотного галуна, украшено пайетками, по бокам - ситцевые розетки с ручными пуговицами. О происхождении термина "сорока" ведутся споры: вернее всего предположение о его связи с птицей, так как "птичьи" названия нередки в области русских головных уборов - кокошник от "кокошь" (курица, петух), кичка от "кика" (утка) и другие.
https://ru.pinterest.com/pin/282389839130611445/
https://ru.pinterest.com/pin/282389839130611445/

На Среднем Урале сорокой называли мягкий головной убор простой конструкции: к куску ткани, имеющему закругленные края в верхней части, пришито очелье, переходящее в завязки, которые завязываются на голове поверх хвостовой части. Шили сороку из холста или шелковых материй.

В Рязанской губернии наряду с почти плоскими кичками с едва намеченными рогами на их очелье есть и головные уборы с рогами длиной до тридцати сантиметров. В Тульской губернии они совершенно видоизменялись посредством дополнительной сложной конструкции из нескольких вертикально закрепленных слоев присборенных лент, производящих впечатление пышного яркого веера.

В начале XX в. сорока (сорочка) бытовала у кержацкого населения во многих районах Свердловской области.

Головные уборы особенно отличались друг от друга способами и сюжетами декора, своей цветовой гаммой. В Орловской, Тульской, Курской, Воронежской губерниях предпочтение отдавалось светло-красным, зеленым, желтым цветам, в то же время на юго-востоке - в Рязанской, Тамбовской губерниях - темно-красному и черному. На очельях широко применялась вышивка росписью, набором и гладью разноцветным шелком, шерстью, хлопчатобумажными нитями с добавлением блесток и бисера. Она давала исчерпывающую информацию о возрасте.

Помимо трех основных частей южнорусский головной убор имел и многочисленные сопутствующие детали, изменяющиеся в зависимости от возраста владелицы и территории бытования. Так, у молодух Тамбовской губернии в комплект входило несколько рядов нашитых на полосы ткани длинных ярких шелковых лент, имитирующих распущенные волосы. К их концам иногда прикреплялись раковины каури. Эти ленты подвязывались к головному убору, начиная от висков вокруг всей затылочной части.

Передняя часть сорок украшалась полосой блестящего позумента, "кудерьками" из перышек селезня. В Тульской губернии широкое распространение получили пучки ярко окрашенных перьев домашней птицы, затыкаемые сбоку под головной убор, и шарики - "пушки" - из гусиного пуха, прикреплявшиеся к кичке или уху. Иногда ушные раковины прикрывались поушками или крылышками с позументом, тесьмой,бисером, блестками.

Костюм невесты, конец XIX века, Орловская область. из альбома С.А. Глебушкина Традиционный русский костюм ХIХ — начала ХХ века из собрания Сергея Глебушкина
Костюм невесты, конец XIX века, Орловская область. из альбома С.А. Глебушкина Традиционный русский костюм ХIХ — начала ХХ века из собрания Сергея Глебушкина

В первые годы после замужества и до рождения первого ребенка молодые женщины во время праздников надевали еще и "дымку" или фату - отрез прозрачной ткани, обшитой узким металлическим кружевом или бахромой.

https://vk.com/@primitiveandwood-soroka-tulskaya-gub
https://vk.com/@primitiveandwood-soroka-tulskaya-gub

Подвенечный костюм невесты села Криуши Нижегородской области (Тамбовская губерния). https://vk.com/album5982274_247293210?z=photo5982274_457407180%2Falbum5982274_247293210%2Frev
Подвенечный костюм невесты села Криуши Нижегородской области (Тамбовская губерния). https://vk.com/album5982274_247293210?z=photo5982274_457407180%2Falbum5982274_247293210%2Frev
Подвенечный костюм невесты села Криуши Нижегородской области (Тамбовская губерния).
Подвенечный костюм невесты села Криуши Нижегородской области (Тамбовская губерния).

На протяжении своей жизни женщина несколько раз меняла свою сороку. Одну она носила будучи молодухой, т.е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребёнка она надевала несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после рождения четвёртого - пятого ребёнка.

С возрастом головной убор утрачивал свою нарядность и многослойность и становился более простым и сдержанным по орнаменту у цвету.

Головной убор — «сорока» с позатыльником. Бытовал в районах, близких к Калужской губернии. Конец XIX — начало XX века. Смоленск. Из коллекции М. К. Тенишевой. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, 1985 г. Шерстяной черный сарафан по переду и подолу отделан тканой тесьмой, узкими тесемками, лентами, рукава белой рубашки обильно украшены вставками узорного ткачества. Низ рубашки обшит тканой узорной тесьмой, которая всегда была видна из-под сарафана. https://yarodom.livejournal.com/938883.html
Головной убор — «сорока» с позатыльником. Бытовал в районах, близких к Калужской губернии. Конец XIX — начало XX века. Смоленск. Из коллекции М. К. Тенишевой. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, 1985 г. Шерстяной черный сарафан по переду и подолу отделан тканой тесьмой, узкими тесемками, лентами, рукава белой рубашки обильно украшены вставками узорного ткачества. Низ рубашки обшит тканой узорной тесьмой, которая всегда была видна из-под сарафана. https://yarodom.livejournal.com/938883.html

Старуха, т.е. женщина уже не способная к рождению детей, надевала сороку, указывающую на её возраст. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка.Старухи носили сороки с белой или разреженной черной вышивкой. Делавшийся так же, как и сорока, из кумача и бархата, позатылень покрывался по всей поверхности плотной вышивкой, дополненной часто еще золотым шитьем. Его рисунок на очелье и позатыльне, как правило, не совпадал по орнаменту и пропорциям. Кроме того, последний нередко орнаментировался нашивками лент, позумента, блесток, пуговиц, а иногда целиком состоял из тяжелой и объемной сетки снизанного разноцветного бисера с многочисленными кистями из бисерных жгутов и шелковых нитей.

В 1869 году А. Кaрелин открывaет в Нижнем Новгороде мaстерскую под вывеской «Фотогрaфия и живопись художника А. Кaрелина». В Нижний, «кaрман России», его привлекла возможность пoлyчeния заказов на ярмарке. https://culturelandshaft.wordpress.com/%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7/%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8B/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%8B-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BD-%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8/
В 1869 году А. Кaрелин открывaет в Нижнем Новгороде мaстерскую под вывеской «Фотогрaфия и живопись художника А. Кaрелина». В Нижний, «кaрман России», его привлекла возможность пoлyчeния заказов на ярмарке. https://culturelandshaft.wordpress.com/%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7/%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8B/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%8B-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BD-%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8/
Женщина в традиционном народном костюме. Русские. Россия, Ленинградская область, Тосненский р-он, город Никольское. 1925. https://www.perunica.ru/stfoto/9831-belikov-a-a-zhiteli-russkih-sel-i-dereven-leningradskoj-gubernii-chast-2-tosnenskij-r-on-p-nikolskoe-1925-1926-200-foto.html
Женщина в традиционном народном костюме. Русские. Россия, Ленинградская область, Тосненский р-он, город Никольское. 1925. https://www.perunica.ru/stfoto/9831-belikov-a-a-zhiteli-russkih-sel-i-dereven-leningradskoj-gubernii-chast-2-tosnenskij-r-on-p-nikolskoe-1925-1926-200-foto.html

Женщина в традиционном народном костюме. Русские. Россия, Ленинградская область, Тосненский р-он, город Никольское. 1925. https://www.perunica.ru/stfoto/9831-belikov-a-a-zhiteli-russkih-sel-i-dereven-leningradskoj-gubernii-chast-2-tosnenskij-r-on-p-nikolskoe-1925-1926-200-foto.html
Женщина в традиционном народном костюме. Русские. Россия, Ленинградская область, Тосненский р-он, город Никольское. 1925. https://www.perunica.ru/stfoto/9831-belikov-a-a-zhiteli-russkih-sel-i-dereven-leningradskoj-gubernii-chast-2-tosnenskij-r-on-p-nikolskoe-1925-1926-200-foto.html
За вышиванием. Фото А.О. Карелина. 1870 - 1880-е. https://yarcenter.ru/articles/history/velikiy-svetopisets-russkogo-byta-76529/
За вышиванием. Фото А.О. Карелина. 1870 - 1880-е. https://yarcenter.ru/articles/history/velikiy-svetopisets-russkogo-byta-76529/

 Южная Россия, Тульская губерния. Из коллекции Шабельских. Более подробно: https://slavmoda.com/fotografii-kollekcii-shabelskih-iz-sobraniya-rossiyskogo-etnograficheskogo-muzeya-chast-i/
Южная Россия, Тульская губерния. Из коллекции Шабельских. Более подробно: https://slavmoda.com/fotografii-kollekcii-shabelskih-iz-sobraniya-rossiyskogo-etnograficheskogo-muzeya-chast-i/
-38

Необычную «сороку», больше похожую на головной убор индейского вождя или хвост павлина, носили представительницы этнографической группы новосильких казаков, жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии.

-39
Группа женщин и детей в традиционных костюмах. Тульская губ. Нач. XX в. https://vk.com/@primitiveandwood-soroka-tulskaya-gub
Группа женщин и детей в традиционных костюмах. Тульская губ. Нач. XX в. https://vk.com/@primitiveandwood-soroka-tulskaya-gub

А вот яркие фотографии с Х юбилейного Международного фестиваля «Этноподиум на Байкале». Красота народного костюма от Сергея Глебушкина.

Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html
Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html

Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html
Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html

Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html
Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html
Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html
Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html
Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html
Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html
Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html
Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html

Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html
Х юбилейный Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале». Фото Димы Бабушкина. https://www.perunica.ru/tradicii/9697-tradicionyj-russkij-kostjum-prinjal-uchastie-v-h-jubilejnom-mezhdunarodnom-festivale-jetnopodium-na-bajkale.html

Это видео с фестиваля: https://vkvideo.ru/video4794508_456239026?ref_domain=perunica.ru

Может ли сорока быть рогатой? — Блог Исторического музея
Сорока, Тульская губ.
Может ли сорока быть рогатой? — Блог Исторического музея
Женский костюм Воронежской губернии

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0_(%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80)#:~:text=%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20(%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%2C%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%BA%D0%B0)%20%E2%80%94,%D0%B8%D0%B7%20%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85%20%E2%80%94%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%85%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8.

Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея. Часть I
Поэзия народного костюма. Слава собирателям! Ч.2/3
Русский национальный костюм. Фото из цифровой коллекции Эрмитажа.
Великий светописец русского быта
Традиционый русский костюм принял участие в Х юбилейном международном фестивале "Этноподиум на Байкале"

https://vkvideo.ru/video4794508_456239026?ref_domain=perunica.ru
https://slavmoda.com/fotografii-kollekcii-shabelskih-iz-sobraniya-rossiyskogo-etnograficheskogo-muzeya-chast-i/

Русский стиль. Фотохудожник-портретист Юлия Дурова — Москва