Сорока – древнерусский головной убор замужних женщин, либо его часть. Был известен на Руси ещё в XII в. Сороку носили замужние женщины на всей территории расселения русского народа, как в городах, так и в деревне. Но наибольшее распространение и разнообразие форм она получила в центральной и южной России.
В каждой местности сорока имела свои особенности. Сорока считалась самым богатым женским головным убором. Вышла из употребления к началу XX в. Сороку рассматривали часто как разновидность кички, но с более низким очельем и более высокими боковыми частями. Распространена также трактовка сороки как верхней, украшенной части кики, выполненной из ткани, которая могла скрывать «рогатость» кички.
Собственно сорока – это кумачовый (шёлковый, бархатный) платок сложной формы, сшитый шапочкой, похожий в разложенном виде на птицу (отсюда, видимо, и название головного убора). Передняя часть сороки называлась очелье, боковые части – крылья, задняя часть – хвост. Очелье богато украшалось жемчугом и/или золотным шитьём. На основу очелья использовались самые дорогие и узорчатые ткани (миткаль, шелк или бархат).
Чаще рассматривали сороку как сложносоставной головной убор, и выделяли следующие детали: 1) Кика (кичка) представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твёрдое возвышение в виде рогов, лопатки или копытца.
2) Сорока (макушка, привязка) – часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шёлка, мягкого бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани (очелье, крылья, хвост).
3) Позатыльник (позатылень) – прямоуголный кусок ткани, нашитый на твёрдую основу, который укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесьмой вокруг кички под сорокой.
В фондах Исторического музея хранится рогатая сорока, созданная во второй половине XIX в. в Рязанской губернии. Она напоминает ту самую, что представлена на фотографии. Отдельного внимания заслуживают детали этого головного убора. Кумачовый чехол украшен лентами и золотным шитьём: вышиты здесь, видимо, солярные (солнечные) знаки. Позатыльник обильно украшен бисером и стеклярусом. Отдельно крепились дуга с широкими лентами и бахромой и две связки подвесок (шёлковые и бисерные кисти). Убор впечатляет яркостью и пестротой: даже шнуры подвесок обвиты разноцветными узкими ленточками.
4) Налобник – неширокая (3-8 см) полоса ткани, часто обшитая позументом, бисером, бахромой. Он укладывался вокруг головы так, что верхний его край был прикрыт сорокой, а нижний закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником.
5) Платок мог повязываться поверх сороки (начиная со второй половины XIX в.), тогда она называлась «сорока с повоем».
Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шились обычно из дешёвого материала с минимальным количеством украшений и надевались, как правило, без позатыльника, а иногда и без налобника. Праздничные сороки были очень нарядными. Очелье сорок, позатыльник и налобник украшались золотным или шёлковым шитьём, были унизаны бусами, бисером, обшивались лентами, позументом. Дополнительным украшением к сороке в отдельных губерниях были шарики из гусиного пуха (пушки), махры (помпоны), кисти из разноцветного гаруса, кисточки из пёрышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка.
Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания или на следующий день после брачной ночи. Обряд надевания её на молодую женщину происходил очень торжественно. Пожилые женщины заплетали молодушке две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем неторопливо надевали все части головного убора. Его надевание сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась" со своей волей волюшкой, девичьей красой", стала замужней женщиной.
На Среднем Урале сорокой называли мягкий головной убор простой конструкции: к куску ткани, имеющему закругленные края в верхней части, пришито очелье, переходящее в завязки, которые завязываются на голове поверх хвостовой части. Шили сороку из холста или шелковых материй.
В Рязанской губернии наряду с почти плоскими кичками с едва намеченными рогами на их очелье есть и головные уборы с рогами длиной до тридцати сантиметров. В Тульской губернии они совершенно видоизменялись посредством дополнительной сложной конструкции из нескольких вертикально закрепленных слоев присборенных лент, производящих впечатление пышного яркого веера.
В начале XX в. сорока (сорочка) бытовала у кержацкого населения во многих районах Свердловской области.
Головные уборы особенно отличались друг от друга способами и сюжетами декора, своей цветовой гаммой. В Орловской, Тульской, Курской, Воронежской губерниях предпочтение отдавалось светло-красным, зеленым, желтым цветам, в то же время на юго-востоке - в Рязанской, Тамбовской губерниях - темно-красному и черному. На очельях широко применялась вышивка росписью, набором и гладью разноцветным шелком, шерстью, хлопчатобумажными нитями с добавлением блесток и бисера. Она давала исчерпывающую информацию о возрасте.
Помимо трех основных частей южнорусский головной убор имел и многочисленные сопутствующие детали, изменяющиеся в зависимости от возраста владелицы и территории бытования. Так, у молодух Тамбовской губернии в комплект входило несколько рядов нашитых на полосы ткани длинных ярких шелковых лент, имитирующих распущенные волосы. К их концам иногда прикреплялись раковины каури. Эти ленты подвязывались к головному убору, начиная от висков вокруг всей затылочной части.
Передняя часть сорок украшалась полосой блестящего позумента, "кудерьками" из перышек селезня. В Тульской губернии широкое распространение получили пучки ярко окрашенных перьев домашней птицы, затыкаемые сбоку под головной убор, и шарики - "пушки" - из гусиного пуха, прикреплявшиеся к кичке или уху. Иногда ушные раковины прикрывались поушками или крылышками с позументом, тесьмой,бисером, блестками.
В первые годы после замужества и до рождения первого ребенка молодые женщины во время праздников надевали еще и "дымку" или фату - отрез прозрачной ткани, обшитой узким металлическим кружевом или бахромой.
На протяжении своей жизни женщина несколько раз меняла свою сороку. Одну она носила будучи молодухой, т.е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребёнка она надевала несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после рождения четвёртого - пятого ребёнка.
С возрастом головной убор утрачивал свою нарядность и многослойность и становился более простым и сдержанным по орнаменту у цвету.
Старуха, т.е. женщина уже не способная к рождению детей, надевала сороку, указывающую на её возраст. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка.Старухи носили сороки с белой или разреженной черной вышивкой. Делавшийся так же, как и сорока, из кумача и бархата, позатылень покрывался по всей поверхности плотной вышивкой, дополненной часто еще золотым шитьем. Его рисунок на очелье и позатыльне, как правило, не совпадал по орнаменту и пропорциям. Кроме того, последний нередко орнаментировался нашивками лент, позумента, блесток, пуговиц, а иногда целиком состоял из тяжелой и объемной сетки снизанного разноцветного бисера с многочисленными кистями из бисерных жгутов и шелковых нитей.
Необычную «сороку», больше похожую на головной убор индейского вождя или хвост павлина, носили представительницы этнографической группы новосильких казаков, жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии.
А вот яркие фотографии с Х юбилейного Международного фестиваля «Этноподиум на Байкале». Красота народного костюма от Сергея Глебушкина.
Это видео с фестиваля: https://vkvideo.ru/video4794508_456239026?ref_domain=perunica.ru
https://vkvideo.ru/video4794508_456239026?ref_domain=perunica.ru
https://slavmoda.com/fotografii-kollekcii-shabelskih-iz-sobraniya-rossiyskogo-etnograficheskogo-muzeya-chast-i/