Рейс QR 988 авиакомпании Qatar Airways каждое утро в 5:35 вылетает из Мельбурна (Австралия) и летит в Аделаиду. Загвоздка тут в том, что самолет почти всегда пустой. И это не какая-то ошибка, а продуманная стратегия авиакомпании.
Как так вышло и зачем это им нужно?
Что за рейс такой?
Представьте огромный Boeing 777, рассчитанный на 354 пассажира, летает пустым 642 километра между Мельбурном и Аделаидой. Казалось бы, зачем? Ведь авиакомпании обычно стараются забить свои самолеты под завязку, чтобы заработать. Но тут всё не так просто. Чтобы понять, почему Qatar Airways гоняет почти пустой самолет, нужно разобраться в нескольких вещах.
Секреты авиационного бизнеса
- Самолеты и слоты. Чтобы летать, авиакомпаниям нужно получить разрешение на маршруты. Эти разрешения называются «слотами». В крупных аэропортах слоты стоят миллионы долларов, и если авиакомпания не использует их достаточно часто, их могут отобрать. Поэтому иногда авиакомпании летают пустыми рейсами, просто чтобы сохранить за собой право на маршрут. Это называется «рейсы-призраки».
- Международные соглашения. Авиакомпании не могут просто так летать в другую страну. Для этого нужно двустороннее авиационное соглашение. Например, США и Европа имеют соглашение об «открытом небе», которое позволяет их авиакомпаниям летать куда угодно и сколько угодно. Но не все страны так дружны. Например, у Катара и Австралии соглашение гораздо более строгое: Катару разрешено только 28 рейсов в неделю в крупные австралийские аэропорты (Мельбурн, Сидней, Брисбен, Перт). И всё.
Хитрость Qatar Airways
Катар, конечно, хочет летать в Австралию чаще, но у Австралии есть своя авиакомпания Qantas, которую тоже нужно загружать рейсами. Что делать? Qatar Airways нашла лазейку. Они зарегистрировали рейс из Дохи в Аделаиду (пятый по величине аэропорт Австралии), который технически не считается крупным, а стало быть на него не действуют ограничения по рейсам. Но суть вся в том, что этот рейс делает остановку в Мельбурне (крупный аэропорт), и почти все пассажиры выходят именно там. В Аделаиду летит горстка людей, а иногда вообще никто.
Почему так?
- Мельбурн — главная цель. Пассажиры, которые летят из Дохи, выходят в Мельбурне. Обратно в Аделаиду самолет летит почти пустым, потому что австралийские законы запрещают Qatar Airways продавать билеты на внутренние рейсы (Мельбурн — Аделаида). То есть, если вы австралиец, вы не можете купить билет на этот рейс. Только те, кто летит из Дохи, могут продолжить путь в Аделаиду.
- Зачем это Катару? Таким образом Qatar Airways получает дополнительные рейсы в Мельбурн, не нарушая соглашения с Австралией. Они технически летают в Аделаиду, но фактически перевозят пассажиров в Мельбурн. Гениально, правда?
А что с экологией?
Тут, конечно, есть и обратная сторона. Пустые рейсы — это не только странно, но и вредно для экологии. Каждый такой рейс выбрасывает в атмосферу тонны углекислого газа. Но, увы, в бизнесе такие вещи часто остаются на втором плане.
Итог
Qatar Airways нашла способ обойти ограничения, чтобы летать в Мельбурн чаще. Австралия сохраняет свои правила, а пассажиры из Дохи получают удобный рейс. Но за всё это приходится платить экологией. И да, теперь вы знаете, что иногда пустые рейсы — это не ошибка, а часть большой игры.