Найти в Дзене
Заметки за_бегом

«Это записки сумасшедшего», – белорусский прыгун с шестом Матвей Волков о ведении соцсетей

В 2020 году русскоязычное сообщество легкоатлетов и поклонников королевы спорта дурело с прикормки в лице Матвея Волкова. Каждое его появление на соревнованиях – шоу, каждое высказывание – «да что этот парень себе позволяет?!». Он не боялся бросить вызов самому Дюплантису, и для этого у него были все основания. В 15 лет Матвей обновил мировой рекорд среди спортсменов до 16-лет, который принадлежал Мондо, то есть шёл на опережение графика шведского спортсмена. «Запомни моё имя и мои слова» – писал тогда Волков в личку Дюплантису.  А вот мне в личку Матвей не писал. В 2023 году я, будучи корреспондентом студенческого телеканала, хотела взять у него комментарий. По своим связям я нашла аккаунт Матвея, правда без аватарки и с парой постов. «Это точно он?» – думала я. Спойлер: это был он, но в своей детоксной эре. Сейчас 2025. В этом году Матвею исполнится 21. Детокс прошел успешно. Взгляды спортсмена поменялись, градус эпатажности спал. Матвей продолжает прыгать с шестом (личный рекорд н

Матвей Волков 🐺 Источник: БФЛА
Матвей Волков 🐺 Источник: БФЛА

В 2020 году русскоязычное сообщество легкоатлетов и поклонников королевы спорта дурело с прикормки в лице Матвея Волкова. Каждое его появление на соревнованиях – шоу, каждое высказывание – «да что этот парень себе позволяет?!». Он не боялся бросить вызов самому Дюплантису, и для этого у него были все основания. В 15 лет Матвей обновил мировой рекорд среди спортсменов до 16-лет, который принадлежал Мондо, то есть шёл на опережение графика шведского спортсмена. «Запомни моё имя и мои слова» – писал тогда Волков в личку Дюплантису. 

А вот мне в личку Матвей не писал. В 2023 году я, будучи корреспондентом студенческого телеканала, хотела взять у него комментарий. По своим связям я нашла аккаунт Матвея, правда без аватарки и с парой постов. «Это точно он?» – думала я. Спойлер: это был он, но в своей детоксной эре.

Сейчас 2025. В этом году Матвею исполнится 21. Детокс прошел успешно. Взгляды спортсмена поменялись, градус эпатажности спал. Матвей продолжает прыгать с шестом (личный рекорд на данный момент 5.83 м. — на см. выше олимпийского норматива прошедших ОИ в Париже). За силу медиа спортсмен до сих пор шарит: ведет блог в Инстаграме* и Телеграме. Первую соцсеть использует для коннекта с англоязычной аудиторией (недавнее нововведение), вторую – для тех, кому чужды эти забугорские VPNы. 

В личке Матвей мне наконец-то ответил, вот наш разговор. Он не о спорте, он о соцсетях и контенте. Матвей назвал это #исповедью.

-2

– Расскажи, для чего ты начал вести блог? Был период, когда ты гремел в спортивной тусовке, но в своих соцсетях ничего не постил. 

– Мне хотелось творить, разнообразить однообразную спортивную жизнь. Соцсети – отличный способ рассказывать обывателям про свою деятельность, и можно делать это прикольно: бесконечно творить, играть с разными форматами. 

Тяга к творчеству была во мне с самого детства, и ничего не писать, не сочинять я не могу. В один период я увлекался рэпом и прочей такой экстравагантной историей. Со временем я понял, что это не про меня и выбирать нужно один путь – спортивный. Мне было 18, я подумал, что нужно на какое-то время абстрагироваться от медийной жизни, пересмотреть свои взгляды на жизнь. Полгода я занимался тем, что тупо впитывал новую информацию через тонну литературы и кучи лекций. Я пропал, чтобы привести мысли в порядок, а уже потом транслировать итоговый вариант на аудиторию. Но до меня дошло: в жизни ничего не постоянно, а изменения интереснее показывать. Правда, чтобы постоянно создавать контент нужна сила воли. Иногда не не хватает дисциплинированности. Тогда как раз был такой момент, поэтому я ничего не показывал, хотя соцсети мог вести спокойно и даже нужно было это делать. 

– Как тебе помогает развитие соцсетей?

– В первую очередь, укрепляет веру в себя, развивает дисциплину. Что касается постоянства, мне, к сожалению, пока что этого не хватает. Я не чувствую ответственности, чтобы вести свои соцсети непрерывно, потому что у меня никаких контрактов нет и обязательств тоже. Конечно, моя аудитория, моя фан-база, я уверен, хотела бы чаще видеть меня. Небольшие творческие кризисы выбивают из графика ведения блога, но я думаю, что ничего в этом страшного нет. 

Во-вторых, соцсети дают, конечно, новые знакомства с теми людьми, которые не причастны к легкой атлетике, к спорту, но, тем не менее, создают что-то клевое. Я рад, что таких пользователей интересуют прыжки с шестом, так как это такой достаточно неординарный вид спорта, который не на слуху у широкой аудитории.

– Есть ли у тебя какой-то контент план? 

– Контент плана никакого нет, это записки сумасшедшего. Чтобы снять видео или сделать еще что-то, мне не нужно прикладывать больших усилий. Разумеется, нужно, но я просто не замечаю этого процесса.

Профиль Матвея в запрещенной соцсети
Профиль Матвея в запрещенной соцсети

– Сложно было раскрывать себя, общаться с камерой, с аудиторией?

– Я экстраверт, у меня проблем с общением не возникает. Я могу разговорить любого, включая безмолвную камеру. Разумеется, вначале было непривычно, но я часто залипаю в Тиктоках, в Инстаграмах*, и из-за насмотренности, понимаю, как делается контент. Мне несложно пародировать то, что делают люди, на которых я смотрел. Никаких проблем в общении с камерой у меня нет. Мне как будто бы, наоборот, легче даже структурировать мысли, когда я вещаю на бесконечное количество людей.

– Теперь ты ведешь Инстаграм* на английском. Для чего принял такое решение? 

– Начал вести Инстаграм* на английском, потому что, к сожалению, прыжки с шестом в России не смогут набрать такой же популярности, как они уже имеют популярность в США, в Европе. Мне все-таки хочется заниматься, в первую очередь, прыжками с шестом. Здесь [у русскоязычной аудитории – прим. автора] она не находит отклика, как за рубежом. Каждый прыжок, просто прыжок без какого-то содержания, набирает в районе тысячи, полутора тысяч лайков. Мне пишут англоговорящие люди, мне прикольно общаться с ними, подтягивать навык языка. Двойная польза: делаешь то, что тебе нравится, еще и английский улучшаешь. Почему нет? Телеграм-канал я веду на русскоговорящую аудиторию. В телегу пишу свои философские мысли, замечания. 

На самом деле ведение моих соцсетей сильно зависит от того, как я себя сейчас в принципе ощущаю. Когда я тренируюсь на, скажем так, среднем уровне, мне не хочется ничего постить. А когда я тренируюсь на высоком уровне, делаю что-то такое экстравагантное, о чем хочется поговорить поговорить, поделиться, тогда, соответственно, и соцсети начинаю вести. На самом деле это немного неправильный тип поведения, потому что жизнь имеет не только хорошую сторону, но еще и среднюю или ближе к отрицательной, которую тоже нужно показывать и очень нужно показывать. Поэтому мне хочется освоить не только английский, но еще и умение действовать в любых условиях, в любых состояниях.

– Как считаешь, важно ли вообще спортсменам вести свои соцсети? 

– Конечно, важно. Это не только инструмент популяризации, но и инструмент самодисциплины. Становится ли легкая атлетика популярнее от того, что мы ведем в соцсети? Да, я думаю, это очень влияет. Возможно, не так глобально, как хотелось бы, потому что в основном, конечно, каждый человек видит точечно, какой вклад он вносит. Но если таких точек резко образуется пару тысяч, а затем – и пару десятков тысяч, то, конечно, такой вклад незамеченным остаться не может. К сожалению, я думаю, что немножко все сфокусированы на себе, на своей жизни. 

– За какими легкоатлетами ты следишь сам? Вдохновляешься кем-то? 

– Честно говоря, ни за кем не слежу, потому что меня спортсмены как личности мало интересуют, наверное. Только единоборцы: Майк Тайсон, Александр Карелин – мастодонты маскулинности.

Легкоатлетов не очень смотрю, потому что, наверное, мало, что могу у них почерпнуть, исключая старшее поколение: своего отца [Константина Волкова – прим.автора], Радиона Гатауллина, Максима Тарасова – людей, которые прошли тот же путь, который сейчас прохожу я. Честно говоря, на текущих легкоатлетов неинтересно смотреть.

– Свои соцсети ты ведешь больше как хобби? Или хочешь монетизировать это? Какова глобальная цель? 

– Никаких целей глобальных нет. Хочется вести свой дневник. Кому интересно платить мне деньги за то, что я веду свой дневник, пожалуйста. Но каких-то меркантильных целей, честно говоря, не преследую.

– Многие, кто хочет начать вести блог, просто банально боятся быть непонятыми, встретиться с хейтом. Дашь советы, как справиться со страхом и просто начать? 

– Я думаю, что на ранних этапах ты встретишь хейт, возможно, каких-нибудь одноклассников или одногруппников, но это 2-3 человека. Через это любой здоровый человек перешагнет, не заметив. Если вас хейтят, значит, вы уже на слуху, значит, у вас есть какая-то популярность. Любая реакция на вас – это реклама на самом деле. Хейт, мне кажется, даже более эффективная реклама, чем похвала. Конечно, я тоже могу относиться к хейту не всегда, скажем так, гладко. Но на самом деле сейчас уже практически не замечаю. Да и мало его, откровенно говоря. Спорт, мне кажется, – довольно нейтральная деятельность, где с хейтом столкнуться сложно. Я вот в 21-ом году получал много хейта, потому что делал всякие странные вещи, заявления в соцсетях. Но меня это закалило, и мне сейчас, в общем-то, без разницы. 

Советы начинающим блогерам-спортсменам. Да, один совет – снимайте просто, снимайте себя, снимайте, что вы думаете. монтируйте что-то прикольное, смотрите больше видосов, особенно в том формате, в котором вы хотите снимать. Насмотренность – это качество сродни начитанности, без начитанности писать, как известно, невозможно. Вслед за насмотренностью придет все остальное. Развивайте свой словарный запас, потому что говорить на камеру нужно правильно. Интересно слушать дядь грамотных, которые говорят красиво, которые говорят развернуто. Вот поэтому читайте, смотрите видосы, смотрите фильмы, перенимайте какие-то приемы у крутых операторов, и все будет ништяк. Просто читайте, смотрите видосы. Все, пока.

Мой блог в телеграме. Больше постов о легкой атлетике, учебе в МГУ и лайфстайле:

Каря печатает…

*Instagram // Инстаграм — продукт компании Meta, признанной экстремистской на территории РФ.