Олег Стриженов обладал удивительным обаянием и яркой индивидуальностью, что делало его всегда в центре внимания. Он стал известен благодаря множеству выдающихся ролей в культовых советских фильмах, а его природные таланты и лидерские качества позволяли ему всегда добиваться успеха и оставаться в числе лучших. На протяжении всей своей карьеры поклонники верили, что в советском кино ему не было равных.
Олег Александрович был младшим сыном военнослужащего Александра Николаевича и Ксении Алексеевны, выпускницы Мариинской гимназии и Смольного института благородных девиц. Его появление на свет состоялось в августе 1929 года в Благовещенске.
Когда мальчику исполнилось шесть, семья переехала в Москву, однако вскоре спокойствие нарушила Вторая мировая война. Брат Олега, Борис, ушел на фронт вместе с отцом и погиб в 1942 году. В ответ на это старший брат Глеб, желая отомстить, на несколько лет увеличил свой возраст и также ушел в армию, но был контужен и вернулся домой. Отец Олега, получив два ранения, уцелел и вернулся к семье.
В это непростое время Олег трудился в тылу. Он участвовал в строительстве вокзала и железной дороги. С наступлением мира он смог осуществить мечту о художественном творчестве. Сначала он работал механиком на фабрике по обработке кинопленки, затем, после войны, поступил в художественно-техническое училище, где изучал профессию бутафора.
Однако судьбой было уготовано иначе, и вскоре Глеб, решивший стать актером, убедил Олега попробовать себя на этом поприще. Это решение оказалось судьбоносным, и Олег стал студентом Щукинского училища, признавая, что его стремление к актерству было связано с желанием получить признание и одобрение окружающих.
После завершения обучения в театральном училище Олега направили в Таллинский драматический театр, где он проработал лишь один сезон. Однако этого времени было достаточно, чтобы он блестяще исполнил роль Незнамова в постановке «Без вины виноватые» по Островскому, что значительно повысило его популярность.
Немногим позднее актер перебрался в Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр), но и там задержался недолго, уже через год вернувшись в Москву. Сначала он выступал в Театре-студии киноактера, а затем стал частью труппы МХАТ, где участвовал в классических спектаклях по произведениям Горького и Чехова.
В 1977 году Олег Александрович решил вернуться в Театр-студию киноактера и остался там надолго, принимая участие в чтецких программах и инсценировках. Его дебют в кино состоялся с футбольной комедии «Спортивная честь», где он сыграл небольшую роль болельщика. Этот старт открывал путь к целой серии не просто успешных, а поистине легендарных фильмов.
В апреле 1955 года на экраны вышла драма «Овод», экранизация романа Этель Войнич, которая сделала молодого актера настоящим кумиром советского зрителя. Интересно, что режиссер изначально отказывался приглашать Стриженова, лишь взглянув на его фото. Однако после провала поиска главного исполнителя роли Артура, он все же пригласил Олега на пробы, что оказалось удачным решением. Критики быстро оценили его талант и предрекали блестящее будущее.
Затем он снялся в фильме «Мексиканец», где роль молодого боксера Фелипе Риверы потребовала от него упорных тренировок на ринге. Олегу приходилось терпеть удары от соперников, но он смог сыграть так убедительно, что даже опытные спортсмены были впечатлены его игрой.
Следующим значимым проектом для актера стала драма «Сорок первый», где он перевоплотился в белогвардейца Говоруху-Отрока. Критики отмечали не только его мастерство в вживания в образ, но и безукоризненный актерский дуэт с Изольдой Извицкой. Фильм был отмечен на Каннском кинофестивале.
С течением времени фильмография Олега Александровича неизменно пополнялась, добавляя главные роли в таких картинах, как «Капитанская дочка» и «Пиковая дама». Киноэксперты высоко оценивали его персонажей за романтизм и называли воплощением советской мужественности, сочетающей в себе чувственность и благородство.
Новый виток любви зрителей к Олегу приходится на конец 60-х, когда появляется мелодрама «Неподсуден», основанная на рассказе Льва Ющенко «Командир». Для того, чтобы получить Стриженова, режиссёры были вынуждены нарушить решение Госкино, запрещавшего его работу. Дело в том, что перед этим артист уже несколько раз самовольно покидал съёмочную площадку из-за отсутствия удовлетворения своей работой.
Но во время съёмок Владимиру Краснопольскому и Валерию Ускову стало очевидно, что Олег просто не приемлет никакой халтуры. Он очень ответственно относился к своей работе, тщательно запоминал каждую подробность и требовал того же от своей команды. Это так хорошо выразилось в окончательном виде фильма, что после его выхода Стриженова назвали лучшим актером года по версии журнала «Советский экран».
После этого Олег снялся в «Звезде пленительного счастья» и в «Последней жертве». Когда перед ним встала возможность принять роль в картине «Приступить к ликвидации», он настроился отказаться, считая, что не годится для роли милиционера. Но его жена убедила его, и актеру посчастливилось получить первую в истории премию МВД СССР за эту роль.
Когда пришли 90-е, Стриженов перестал появляться на экране, став в итоге для него символом всего, что он ненавидел. С этого времени он сосредоточился на театральной деятельности, время от времени снявшись в двух фильмах - «Вместо меня» и «Пять звезд», где ему удалось найти понимание в своих режиссёрах. Обе его роли были высоко оценены критиками.
У Олега было два брака. В браке с Марианной, появилась дочь, Наталья. Однако их брак распалась, и это было связано, по слухам, с изменами Стриженова. Критике также подвергались его романы с многочисленными коллегами.
Позже Олег признал, что так и не смог завязать добрые отношения со своей дочерью из-за того, что мать всеми силами настраивала их друг против друга. Жизнь наследницы артиста также оказалась трагичной: брак с мужем закончился разводом, а сама Наталья ушла из жизни.
С другой женой, Любовью, Олег прожил шесть лет. Она родила ему сына, Александра, и после развода не стала препятствовать их общению. Наследник тоже нашел себя в киноиндустрии, счастливо женясь и родив две дочерей. Старшая из них сделала Олегу дедушкой, родив внука, Петра, а младшая, Александра, также родила ему правнучку.
Самой яркой любовью Олега Александровича Стриженова стала Лионелла Пырьева (Скирда). Их знакомство произошло еще в юности, однако в тот период актер был женат на первой супруге и не мог оставить семью. Прошло много лет, и когда Лионелла овдовела, а Олег расстался со своей второй женой, судьба снова свела их вместе. С тех пор они не расставались, хотя общих детей у пары не было, это не помешало им жить счастливо.
В 2023 году стало известно, что внучка Стриженова испытала радость материнства. В честь любимой бабушки Марианны она назвала своего шестого ребенка.
В августе 2024 года Олег Александрович отпраздновал свое 95-летие. В последние годы жизни он вел уединенный образ жизни, редко выходя в свет. Актер избегал общения с журналистами и предпочитал проводить свободное время за занятиями живописью.
В феврале 2025 года стало известно о том, что у Стриженова произошел инфаркт мозга. Врачи смогли стабилизировать его состояние, и актер оставался под наблюдением медиков около месяца. Сын Олега Александровича поделился новостями об улучшении самочувствия отца и прохождении плановых обследований. Однако позже сам актер опроверг информацию о перенесенном инфаркте.
К сожалению, 9 февраля 2025 года Олег Стриженов скончался. Об этом сообщил его сын Александр. Предварительной причиной смерти стал ишемический инсульт.
Читайте также статьи:
Диана Очилова и Андрей Гайдулян. История знакомства и прекращения отношений. Как сейчас живут?
Евгения Игумнова. Путь к успеху. Роли. Развод после 18 лет брака. Кто дети и как живет актриса?
Алла Малкова. Путь к славе. Множество ролей. Тяжелая потеря мужа. Как живет актриса?