Найти в Дзене
КИНО CLUB

10 обязательных к просмотру фильмов о самураях

Немногие жанры так точно передают суть чести, мести и экзистенциальной борьбы, как фильмы о самураях. Основанные на исторических повествованиях, эти фильмы долгое время были краеугольным камнем японского кино, влияя на все, от вестернов до современных боевиков. Фильмы о самураях, или чанбара, — это больше, чем просто рассказы о фехтовании — они часто исследуют философские вопросы о долге, верности и личной морали. В частности, фильмы о самураях, как правило, затрагивают напряженность между бусидо, жестким воинским кодексом, и суровой реальностью войны. Имея это в виду, этот список рассматривает некоторые обязательные к просмотру записи в этом жанре. Следующие десять выборов варьируются от шедевров Куросавы до более современных и нетрадиционных интерпретаций самурайских тропов. Все их истории убедительны, будь то одинокий воин против невозможных шансов, падший самурай, ищущий искупления, или политический триллер, залитый кровью. ____________________________ «Хочешь, чтобы я тебя убил? Л
Оглавление

Немногие жанры так точно передают суть чести, мести и экзистенциальной борьбы, как фильмы о самураях. Основанные на исторических повествованиях, эти фильмы долгое время были краеугольным камнем японского кино, влияя на все, от вестернов до современных боевиков. Фильмы о самураях, или чанбара, — это больше, чем просто рассказы о фехтовании — они часто исследуют философские вопросы о долге, верности и личной морали. В частности, фильмы о самураях, как правило, затрагивают напряженность между бусидо, жестким воинским кодексом, и суровой реальностью войны.

Имея это в виду, этот список рассматривает некоторые обязательные к просмотру записи в этом жанре. Следующие десять выборов варьируются от шедевров Куросавы до более современных и нетрадиционных интерпретаций самурайских тропов. Все их истории убедительны, будь то одинокий воин против невозможных шансов, падший самурай, ищущий искупления, или политический триллер, залитый кровью.

____________________________

Самурайская история / 'Samurai Fiction' (1998)

«Хочешь, чтобы я тебя убил? Ладно. Но если хочешь жить, вставай и сражайся как самурай». Samurai Fiction — визуально яркий и освежающе современный взгляд на самурайский жанр, сочетающий действие, юмор и энергию рок-н-ролла в стильном черно-белом спектакле. История сосредоточена на Хейсиро Инукае (Мицуру Фукикоси), молодом самурае, который отправляется на безрассудную миссию, чтобы вернуть украденный меч. Его преследование приводит его к хитрому Казамацури (Томоясу Хотей), воину-изгою со смертоносной репутацией.

Фильм полностью мета, напичкан шутками и отсылками к классическим самурайским фильмам. Например, одного из персонажей зовут Куросава, а меч, лежащий в основе сюжета, на самом деле принадлежал звезде самурайского кино Тосиро Мифунэ. Samurai Fiction также эстетически смел, особенно в своей начальной сцене, где самурай выполняет ката на красном фоне. Квентин Тарантино скопировал его с похожей сценой в Kill Bill, а также позаимствовал песню из саундтрека Samurai Fiction.

____________________________

Меч судьбы / 'The Sword of Doom' (1966)

-2

«Меч — это душа. Изучай душу, чтобы познать меч. Злой разум, злой меч». Этот мрачный, жестокий фильм следует за Рюноскэ Цукэ (Тацуя Накадай), искусным, но беспощадным самураем. Не имеющий чести и совести, необузданная агрессия Рюноскэ делает его устрашающей фигурой, но его жизнь медленно катится к безумию, когда тяжесть его собственного кровопролития начинает поглощать его.

В отличие от многих самурайских фильмов, которые подчеркивают честь и искупление, «Меч судьбы» — это леденящее душу исследование характера человека, который полностью принимает нигилизм. Накадай демонстрирует завораживающую игру в роли холодного, беспощадного Рюноскэ, запечатлевая падение человека, потерянного в собственной жестокости. (Мифунэ также появляется в солидной второстепенной роли.) Тем не менее, фильм по-прежнему предлагает ожидаемое фехтование, большая часть которого изысканно поставлена . Хотя сюжет временами становится немного вялым, «Меч судьбы» все равно является впечатляющим достижением и его определенно стоит посмотреть.

____________________________

47 ронинов / '47 Ronin' (1962)

-3

«Мы самураи. Мы должны быть терпеливыми, даже перед лицом унижения». Окончательная адаптация самой известной исторической истории мести Японии, 47 ронинов (также известной как Тюсюнгура) рассказывает легендарную историю об инциденте в Ако, в котором группа самураев без хозяина, известных как ронины, замышляет отомстить коррумпированному чиновнику, ответственному за принудительное сэппуку их господина. Под предводительством стойкого Оиси (Мацумото Хакуо I) эти воины проводят годы в молчаливых страданиях, скрывая свои истинные намерения, пока не наступит подходящее время для удара.

Этот фильм — настоящая эпопея, с обширным актерским составом, роскошной широкоэкранной кинематографией, потрясающими декорациями и продолжительностью более трех часов. Единственная проблема в том, что порой в «47 ронинах» происходит слишком много событий, так много персонажей и второстепенных сюжетных линий, что бывает трудно уследить за происходящим. Тем не менее, это компенсируется сильной игрой актеров, часто прекрасными визуальными эффектами и волнующей музыкой Акиры Икуфубе (наиболее известного по своей работе над классическими фильмами о Годзилле).

____________________________

Однорукий самурай / 'Zatoichi Meets the One-Armed Swordsman' (1971)

-4

«Человек с одной рукой и слепой. Какая из нас пара». Один из самых знаковых фильмов-кроссоверов, которые может предложить этот жанр, «Однорукий самурай», объединяет двух легендарных персонажей боевых искусств — Затоичи (Синтаро Катсу), слепого мечника, и однорукого Ван Кана (Джимми Ван Юй). Когда последний прибывает в Японию, он оказывается втянутым в местный конфликт с участием коррумпированных чиновников и самого Затоичи. Ни один из воинов не ищет драки, но судьба неоднократно ставит их в противоречие, что приводит к одной из самых трагичных и напряженных дуэлей в истории фильмов о самураях.

Этот фильм — наглядный урок слияния франшиз, успешно объединяющий стили обеих серий фильмов, при этом предоставляя каждому из главных героев достаточно экранного времени. В сочетании с напряженными боями и глупыми моментами — идеально подходящей шуткой с пердежом, зубочисткой в ​​глазу и, конечно же, долгожданным столкновением двух титанов жанра — он дает именно то, на что могли надеяться фанаты.

____________________________

13 убийц / '13 Assassins' (2010)

-5

«Ваши раны — доказательство вашей воинской чести». Действие фильма «13 убийц» (название — отсылка к «Семи самураям»), действие которого происходит в конце периода Эдо, рассказывает историю группы самураев, собравшихся для убийства лорда Нарицугу (Горо Инагаки), садистского и неприкасаемого дворянина, чья необузданная жестокость угрожает будущему Японии. Зная, что им предстоит невыполнимая задача, 13 воинов придумывают сложную засаду.

Конечный продукт — это своего рода интенсивная, стильная жемчужина, которую можно ожидать от гонзо-визионера Такаси Миике (Прослушивание , Ичи-убийца). Здесь он отдает дань уважения самурайским фильмам всех времен, особенно работам Акиры Куросавы. Его холст огромен, а бюджет в его распоряжении велик, что позволяет ему раскрыть свои способности в полной мере. Тем не менее, Миике больше склоняется к зрелищу, чем к изучению персонажей; акцент делается на действии, а не на размышлениях. Это означает, что «13 убийц» не всем придется по вкусу, но поклонникам высокооктанового боевого хаоса следует быть довольными.

____________________________

Трон в крови / 'Throne of Blood' (1957)

-6

«Гордая птица строит свое гнездо из перьев мертвецов». «Трон в крови» Акиры Куросавы — это захватывающая адаптация «Макбета», плавно переносящая трагедию в феодальную Японию. Тосиро Мифунэ снова возглавляет актерский состав в роли Такетоки Васидзу, верного самурая, который, получив пророчество от призрачного духа, поддается паранойе и амбициям. Подстрекаемый своей коварной женой (Исузу Ямада), Васидзу убивает своего господина и захватывает власть, но его поглощают чувство вины и призраки прошлого.

Это скорее свободная интерпретация, чем строгая адаптация, нацеленная больше на дух пьесы, чем на ее язык или специфику. У Куросавы были режиссерские навыки, чтобы справиться с этим, добавив свой собственный поворот к классическому сюжету. Его визуальное мастерство также здесь в полной мере проявляется. Он наполняет «Трон в крови» жуткой, почти сверхъестественной атмосферой, используя густой туман, суровые пейзажи и медленный, преднамеренный темп для создания напряжения. Помогает то, что Мифунэ готов ко всему, превращаясь в преданную, правдоподобную игру благородного воина, распадающегося на части в безумии.

____________________________

Телохранитель / 'Yojimbo' (1961)

-7

«Мне заплатят за убийство, и этот город будет избавлен от отбросов. Довольно выгодная сделка». Еще одна классика Куросавы, Yojimbo, следует за безымянным ронином, которого с непринужденной харизмой играет Мифунэ, который прибывает в город, раздираемый враждующими бандами. Вместо того, чтобы выбрать сторону, искусный мечник натравливает фракции друг на друга, манипулируя событиями, чтобы добиться их взаимного уничтожения. Его остроумие и смертоносное мастерство делают его непредсказуемой силой правосудия в городе, который отчаянно в этом нуждается.

Yojimbo — это скудная, эффективная история, длящаяся 110 минут, каждый кадр наполнен артистизмом. Куросава использует динамичные ракурсы камеры, плавное движение и потрясающие широкоэкранные композиции для достижения большого эффекта, в то время как магнетическая музыка Масару Сато сплетает все воедино. В Yojimbo также много юмора, фильм привносит элементы комедии, сатиры и народной сказки. Среди поклонников фильма был Серджио Леоне, который неофициально переделал его под названием A Fistful of Dollars, что вызвало судебный иск.

____________________________

Госпожа Кровавый Снег / 'Lady Snowblood' (1973)

-8

«Твое тело — храм. Тебе следует научиться уважать его». Ослепительный и жестокий триллер о мести, «Госпожа Кровавый Снег» рассказывает историю Юки (Мейко Кадзи), женщины, которую с рождения воспитывали, чтобы мстить за свою убитую семью. Обученная искусству фехтования, она отправляется на поиски, уничтожая виновных в балете крови и элегантности. Стильная подача фильма, включающая яркие цветовые палитры и повествование в стиле комиксов (наряду с идеями, заимствованными из спагетти-вестернов), оказала сильное влияние на «Убить Билла» десятилетия спустя.

Отличие Lady Snowblood от Kill Bill в том, что он гораздо менее сочный и гораздо более тонкий, вдумчиво исследующий темы справедливости и морали. Кадзи придает персонажу сложность. Ее пронзительный, преследующий взгляд подтверждает, что Юки — больше, чем просто безжалостная убийца, она одновременно и палач, и жертва, навеки запертая в бесконечном цикле кровопролития. Ее судьба тяготеет над ней, как проклятие, придавая фильму экзистенциальную глубину за пределами его яркого насилия.

____________________________

Харакири / 'Harakiri' (1962)

-9

«Честь воина ничего не значит для тех, кто ею пользуется». «Харакири» — это душераздирающая критика самурайской чести и жестких общественных структур. В нем Тацуя Накадай играет Цугумо Хансиро, обедневшего самурая, который прибывает в дом могущественного клана, прося возможности совершить сэппуку во дворе. Пока клан подвергает сомнению его намерения, Цугумо рассказывает трагическую историю своего зятя, раскрывая лицемерие и жестокость системы, которую они поддерживают.

Фильм очень критикует бусидо, философию, которая формировала Японию на протяжении веков и помогла подтолкнуть страну к опустошению Второй мировой войны. Однако его комментарий имеет более широкое значение для социальных изменений, происходящих в Японии середины 20-го века. Оставив в стороне темы, «Харакири» тщательно выстроен, визуально впечатляет, структурно изобретателен и хорошо сыгран, его история разворачивается в медленном тлеющем пламени. Это, возможно, самый вдумчивый и пронзительный фильм в этом списке.

____________________________

Семь самураев / 'Seven Samurai' (1954)

-10

«Такова природа войны. Защищая других, вы спасаете себя». Первое место в этом списке, что неудивительно, занимает «Семь самураев», архетипичный фильм в этом жанре. Предпосылка проста: группа воинов без хозяина, наняты для защиты небольшой деревни от безжалостных бандитов. Каждый самурай обладает уникальными навыками, создавая ансамбль незабываемых персонажей. По мере того, как жители деревни и воины готовятся к битве, растет напряжение, формируется дружба и приносятся жертвы.

Фильм возвышается своим исполнением; «Семь самураев» стреляют на всех парах. Он пульсирует своего рода стихийной энергией. Каждая битва, каждый призыв к сплочению, каждое отчаянное столкновение между сталью и огнем кажется, что оно может прорезать сам экран. Что касается актерской игры, Тосиро Мифунэ демонстрирует электризующую, определяющую карьеру игру в роли Кикутиё, неудачника, чья неустойчивая бравада скрывает глубокие личные муки из-за своего крестьянского происхождения. Все это складывается в классику мирового кинематографа и, возможно, величайший фильм о самураях, когда-либо снятый.