Найти в Дзене
Market Power

SPO и FPO: чем вторичное размещение акций на бирже отличается от допэмиссии?

Оглавление

Есть на фондовом рынке два термина, которые часто путают не только розничные инвесторы, но даже крупные уважаемые средства массовой информации – вторичное размещение (SPO) и допэмиссия (FPO). Сегодня мы расскажем о различиях двух этих процедур, а также объясним, когда они во благо бизнеса, а когда – следует заподозрить неладное.

Даже крупные уважаемые средства массовой информации – вторичное размещение (SPO) и допэмиссия (FPO)
Даже крупные уважаемые средства массовой информации – вторичное размещение (SPO) и допэмиссия (FPO)

SPO, или вторичное размещение (cash out)

SPO – Secondary Public Offering – это не дополнительный выпуск акций, а продажа на рынок уже выпущенных ранее, принадлежащих кому-то бумаг. Иными словами – вторичное размещение акций компании на фондовой бирже.

Как правило, через SPO бумаги продают изначальные акционеры – создатели компании, либо венчурные фонды, фиксирующие таким образом свою прибыль.

Зачем это нужно?
SPO часто проводят, чтобы “обкэшиться”. Иногда крупные акционеры хотят просто вывести часть своих средств, и продать акции другим инвесторам – их законное право.
При этом состав владельцев бизнеса может сильно измениться, если кто-то из крупных акционеров решил полностью продать свою долю и выйти из управления компанией.

Читайте также: Дефляция. Что это такое и как работает? Объясняем на примере Японии

Через SPO бумаги продают изначальные акционеры либо венчурные фонды, фиксирующие таким образом прибыль
Через SPO бумаги продают изначальные акционеры либо венчурные фонды, фиксирующие таким образом прибыль

Как проходит SPO?

SPO НЕ ВЛИЯЕТ на количество акций компании. То есть сколько было акций до SPO – столько и осталось после.

А на практике выглядит так. Допустим, два мажоритарных акционера некой компании предложили инвесторам на Мосбирже купить часть их акций. По итогам этого SPO акций В СВОБОДНОМ ОБРАЩЕНИИ (free-float) стало больше на 5%. Получается, в результате SPO:

  • у компании растет количество акционеров,
  • большое предложение на SPO может привлечь внимание крупных инвестиционных фондов и институциональных инвесторов,
  • рост предложения снижает волатильность цены акций и повышает их ликвидность, то есть инвестор может продать бумаги на рынке быстрее без существенных потерь в стоимости.
  • А наиболее ликвидные акции могут попасть в индекс Мосбиржи, что еще больше повысит спрос на бумаги и поспособствует притоку капитала в них.

Почему при SPO акции часто падают?

Действительно, котировки акций компании имеют обыкновение снижаться даже на новостях о планах провести вторичное размещение. И цена бумаг на акции нашей условной компании, скорее всего, упала бы на несколько процентов, когда компания только сделала бы заявление о намерении провести SPO.

Почему же так происходит, если доли текущих акционеров не размываются?

Во-первых, на SPO акции, как правило, предлагаются с неким дисконтом, дабы подогреть интерес инвесторов.

Читайте также: Красно-полосатый союз: зачем США помогали СССР строить заводы

Во-вторых, рынок традиционно подозревает негативную подоплеку во вторичном размещении. Сразу возникает много вопросов. Почему мажоритарии продают бумаги? Почему именно сейчас и именно по такой цене? Уж не подозревают ли крупные акционеры, что потенциал развития компании исчерпан, а потому избавляются от актива, пока не поздно? К сожалению, бывает и так. В этом случае для инвесторов покупка акций на SPO ничего хорошего не сулит.

Котировки акций компании имеют обыкновение снижаться даже на новостях о планах провести вторичное размещение
Котировки акций компании имеют обыкновение снижаться даже на новостях о планах провести вторичное размещение

SPO. Что делать инвестору?

И здесь как раз кроется возможность! Если у рынка позитивные ожидания по эмитенту, а рост предложения поддержит котировки, то дисконт при SPO – шанс сделать долгосрочную выгодную инвестицию.

Однако если SPO проводит компания, бизнес которой стагнирует, вряд ли стоит ожидать скорого роста котировок.

И всегда держите в голове, что на рынке неизменно присутствует асимметрия информации: человек, который продает, всегда лучше осведомлен о товаре, чем покупатель. Это справедливо для любого товара, будь то подержанные автомобили, овощи или акции. Эта асимметрия ставит продавца в более выгодное положение.

FPO, или допэмиссия (cash in)

Допэмиссия – она же Follow-On Public Offering (FPO), она же “допка” – это увеличение количества выпущенных акций в принципе.

Читайте также: Гиперинфляция. Что это такое и как работает? Объясняем на примере Зимбабве

Да, число акций, выпущенных компанией, может измениться: эмитент вправе как увеличивать, так и уменьшать этот объем. И такая процедура может проводиться двумя способами.

Без размытия доли акционеров путем дробления или консолидации акций (сплит или обратный сплит). Это, как правило, техническая процедура. С размытием долей акционеров. Это и называется FPO.

При допэмиссии у компании нет обязательства платить за привлеченные деньги как по кредиту
При допэмиссии у компании нет обязательства платить за привлеченные деньги как по кредиту

Зачем нужна допэмиссия?

Принципиальное отличие FPO от SPO заключается в том, что в ходе вторичного размещения (SPO) деньги получает продающий акционер, а по итогам FPO – компания.

Деньги, вырученные с FPO, компания может потратить, например, на погашение долгов, финансирование новых проектов, модернизацию производства или сделку по слиянию и поглощению.

Разумеется, на все эти цели компания может взять кредит в банке или выпустить облигации, но в обоих случаях придется выплачивать проценты. А если “деньги дорогие”, как сейчас, при высокой ключевой ставке, впустить новых акционеров в капитал для компании может быть дешевле.

Кроме того, при допэмиссии у компании нет обязательства платить за привлеченные деньги как по кредиту.

Почему инвесторы недолюбливают “допки”?

Сейчас вы испытаете дежавю, ведь, как и в случае со вторичным размещением, инвесторы чаще всего смотрят на допэмиссию с неким скепсисом. И на то есть веские причины.

Читайте также: Сколько всего денег в России?

Доля акционеров размывается. Допустим, компания выпустила 1000 акций, а вы купили 100 из них, то есть стали владельцем десятой части бизнеса. Но компания провела “допку”, выпустив еще 500 акций, и продала их другим инвесторам на бирже. Теперь ваша доля в бизнесе стала меньше: вместо 10% – 6,6%.

Сокращаются дивиденды. Прибыль компании все та же, но теперь ее придется поделить на большее количество бумаг. Значит, и прибыль, и дивиденд на акцию сократятся.

Инвесторы чаще всего смотрят на допэмиссию с неким скепсисом
Инвесторы чаще всего смотрят на допэмиссию с неким скепсисом

Когда FPO во благо?

Несмотря на то, что в ходе FPO цена акций чаще всего (но не всегда!) снижается, допэмиссия может стать новым витком роста для компании.

Именно то, как компания распоряжается деньгами от допэмиссии, в конечном итоге определяет, полезно ли FPO для инвесторов или не очень.

Если привлеченные средства позволят бизнесу стабилизировать финансовое положение, реализовать инвестиционный проект или закрыть выгодную сделку, в результате которой масштабы и эффективность бизнеса вырастут, высока вероятность, что спустя какое-то время рынок позитивно оценит компанию, и котировки вырастут.

Допэмиссия может стать новым витком роста для компании
Допэмиссия может стать новым витком роста для компании

FPO. Что делать инвестору?

Каждый кейс индивидуален, поэтому надо отдельно анализировать случаи допэмиссии и найти ответ на главный вопрос: деньги от FPO нужны на “спасение утопающего” или у компании есть сильные конкурентные преимущества, и “допка” поможет их реализовать?

Если вы хотите знать об экономике, финансах и фондовом рынке еще больше, подписывайтесь на наш Телеграм-канал