Выставка Виктора Попкова
Где: Третьяковская галерея, корпус на Кадашёвской набережной
Адрес: Кадашёвская набережная, 12
До: 11 мая 2025
12 ноября 1974 года погиб советский художник Виктор Попков, он был застрелен в упор, когда подошёл на Тверской улице к машине и попросил водителя подвезти его. В машине были инкассаторы, они тогда не имели собственного транспорта и ездили на такси. Художника приняли за грабителя и выстрелили. Виктору Попкову было 42 года.
К 50-летию трагического ухода из жизни художника Третьяковская галерея представляет крупнейшую монографическую выставку его картин, более 200 живописных и графических работ.
Попков писал о вечном: о жизни и смерти, о радости труда и бедствиях войны, о любви и одиночестве. Запись в дневнике Виктора Попкова: «Художник призван писать о больших явлениях жизни».
Виктор Попков был родом из простой семьи, родители - выходцы из крестьян, мать работала в пекарне, а отец - на кирпичном заводе. Когда Виктору было девять лет, началась война, отец ушел на фронт и погиб. Мать осталась с четырьмя детьми на руках. В знаковом автопортрете «Шинель отца» Попков не только изображает себя примеряющим солдатскую шинель, но и задает вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению.
Это картина не только о личных воспоминаниях о погибшем на фронте отце, но и о преемственности поколений, зримым, воплощением которой становится солдатская шинель. Советские цензоры не хотели включить картину в экспозицию выставки в Манеже на том основании, что Попков изобразил там себя в ботинках импортного производства.
Художественные способности проявились в мальчике рано, в третьем классе Виктор записался в изостудию, все свободное время он рисовал. В 1948 году поступил в художественное училище, а в 1952 году - на графический факультет Суриковского института. Во время учебы Попков жил с матерью, братом и сестрой в бараке недалеко от станции Челюскинская. Мать вспоминала, как по ночам, чтобы их не будить, Виктор уходил в неотапливаемый коридор и рисовал там.
Для дипломной работы была подготовлена серия «Транспорт» — десять больших акварелей и три цветные линогравюры. О своей защите художник вспоминал: «Защита прошла с блеском… Для матери это один из самых счастливых дней... Она плакала…»
Еще в институте начинаются поездки художника по стране, творческие практики. В 1956 году он посещает строящуюся Иркутскую ГЭС, в 1959-м едет на стройку железной дороги Абакан — Тайшет, в 1960-м — на Братскую ГЭС, в 1961 году отправляется в Казахстан, на целину.
Как непохожи картины Попкова о трудовых буднях на официальное искусство советского периода. На картине «Строители Братска» герои изображены не в процессе ударного труда, а словно предстоящими как на иконе или как актеры на сцене, освещенные огнями рампы.
Много мотивов для своего творчества нашел художник на Русском Севере, река Мезень в Архангельской области стала для него знаковым местом. Об одной из самых знаменитых своих картин, «Мезенских вдовах» Виктор Попков писал так: «То ли я задремал, то ли забылся, очнувшись, вдруг ясно увидел всю сцену, которая сдвинула для меня и время, и пространство, соединив воедино их жизнь, мою и жизнь погибших дорогих людей. Я вспомнил и моего в тридцать шесть лет убитого на фронте отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего. Да как же так? Где их мужья, где дети? Где счастье, на которое они имели полное право? И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами.» Старухи ушли внутрь себя, в воспоминания своей юности, в несбывшиеся мечты и надежды и преобразились в красных, малиновых, розовых, алых одеждах, скорбь сменилась жизнеутверждающей силой. Не случайно в центре композиции — стоит прямая внутренне не сломленная женщина. Еще одна особенность композиционного решения – все пять женщин образуют цветок, вот такая «трагичность радостная», любимое выражение художника.
Еще одно полотно Мезенского цикла - «Северная песня. „Ой, как всех мужей побрали на войну“». В деревню приехали студенты, собирающие и изучающие фольклор, они внимательно слушают песни деревенских вдов. Между поющими и слушающими – стол, окно, северная ночь, цветок, в народе именуемый “солдатская кровь”, но разделяет их как будто и невидимый барьер. Отдельно у печки стоит девочка, не заставшая ужасов войны.
Продолжают тему памяти картины “Тишина” и “Майский праздник”.
«Двое» – одна из самых известных картин Виктора Попкова. Мужчина и женщина. Очевидно, что они только что были вместе, а сейчас принадлежат разным мирам. И на картине они существуют отдельно друг от друга, в разных регистрах, в разных колористических пространствах.
Тему дисгармонии и разъединения продолжают картины “Семья Болотовых” и “Развод. Светлана, мама, папа и бабушка”. Разобщенность некогда близких людей подчеркивается тем, что каждый герой находится как бы в собственном пространстве, их взгляды не встречаются, они находятся в едином пространстве, но каждый в полном одиночестве.
В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать и сын». Его мать, Степанида Ивановна, была очень набожна, много лет она была звонарем в церкви. Часто сын приходил к ней за благословением перед началом новой работы. На картине вечер, больной сын слушает, как мать перед иконой читает Библию. Тема материнской молитвы – одна из самых проникновенных в мировой живописи.
Размышлениям о своем собственном пути в искусстве и — шире — о пути художника вообще посвящены картины «Мой день» и «Работа окончена».
На выставке представлено много автопортретов разных лет.
«Воскресенье» – одно из произведений, в которых автопортрет совмещен с жанровой сценой и пейзажем. Казалось бы всё просто: в летний воскресный день человек поднялся на крышу дома, разделся и лег загорать. Но первое ощущение зрителя – это острое чувство одиночества. И тогда взгляд останавливается на храме, белый голубь становится как на иконах изображением Святого Духа, бутылка с вином превращается приобретает евхаристический смысл, а распростертое обнаженное худое тело невольно ассоциируется с темой распятия.
Одно из моих главных впечатлений выставки – “Натюрморт с лоскутным одеялом”. Потрясающие символы и метафоры: наш мир как лоскутное одеяло, поцелуй Иуды с полотна Джотто и голливудские улыбки братьев Кеннеди.
Во втором натюрморте с серым лоскутным одеялом речь идет уже не о судьбе планеты и человеческой истории, а о творчестве самого художника. Эти парные картины с мотивом лоскутного одеяла - образы макрокосма и микрокосма. Здесь мы видим ветку дуба из картины «Полдень», крошечный вариант полотна «Двое», букетик цветов, отсылающий к работам середины 1960-х годов, графический портрета неизвестного и икону с несуществующей иконографией как символ вечного поиска Художника.
Прощание c Виктором Попковым проходило в Доме художника на Кузнецком мосту. На сцене стояли его последние картины «Осенние дожди. Пушкин» и «Хороший человек была бабка Анисья».
Это итог размышлений мастера о смысле бытия. Метафора картины раскрывается перед зрителем постепенно: сначала предстает просто сцена деревенских похорон, только потом мы начинаем осознавать, что кладбища нет, есть некая холмистая местность, на похороны пришли не только деревенские старушки в черном, но и молодые девушки в ярких одеждах, причем это две разные группы, на переднем плане ребенок, обращенный не к могиле, а к зрителю. Это картина о вечной смене поколений, о том, что жизнь продолжается, и, конечно, о том, что хороший человек – это целая Вселенная. Осень, но дождя нет, а люди укрыты плащами. «Тут дождь в душе…” — объяснял сам художник. Обратим внимание и на фигуру, полностью закрытую розовым плащом. Вы увидели крылья ангела?
Пушкиниана Попкова – это серия пейзажей Михайловского и Тригорского и полотно «Осенние дожди. Пушкин».
Образ любимого русского поэта неотделим от образа родной земли.
Я долго бродила по выставке и в какой-то момент поймала себя на том, что во мне звучит мелодия романса Марии Пуаре:
Я грущу. Если можешь понять
Мою душу, доверчиво нежную,
Приходи ты со мной попенять
На судьбу мою, странно мятежную.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
В моем Телеграмм-канал Вы найдете еще одну картину с выставки с перчинкой...
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Виктор_Попков