Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Приходи ты со мной попенять на судьбу мою, странно мятежную…

Где: Третьяковская галерея, корпус на Кадашёвской набережной Адрес: Кадашёвская набережная, 12 До: 11 мая 2025 12 ноября 1974 года погиб советский художник Виктор Попков, он был застрелен в упор, когда подошёл на Тверской улице к машине и попросил водителя подвезти его. В машине были инкассаторы, они тогда не имели собственного транспорта и ездили на такси. Художника приняли за грабителя и выстрелили. Виктору Попкову было 42 года. К 50-летию трагического ухода из жизни художника Третьяковская галерея представляет крупнейшую монографическую выставку его картин, более 200 живописных и графических работ. Попков писал о вечном: о жизни и смерти, о радости труда и бедствиях войны, о любви и одиночестве. Запись в дневнике Виктора Попкова: «Художник призван писать о больших явлениях жизни». Виктор Попков был родом из простой семьи, родители - выходцы из крестьян, мать работала в пекарне, а отец - на кирпичном заводе. Когда Виктору было девять лет, началась война, отец ушел на фронт и пог

Выставка Виктора Попкова

Где: Третьяковская галерея, корпус на Кадашёвской набережной

Адрес: Кадашёвская набережная, 12

До: 11 мая 2025

В соборе 1974 холст, масло
В соборе 1974 холст, масло

12 ноября 1974 года погиб советский художник Виктор Попков, он был застрелен в упор, когда подошёл на Тверской улице к машине и попросил водителя подвезти его. В машине были инкассаторы, они тогда не имели собственного транспорта и ездили на такси. Художника приняли за грабителя и выстрелили. Виктору Попкову было 42 года.

Велегожская осень 1966 картон, масло
Велегожская осень 1966 картон, масло

К 50-летию трагического ухода из жизни художника Третьяковская галерея представляет крупнейшую монографическую выставку его картин, более 200 живописных и графических работ.

Попков писал о вечном: о жизни и смерти, о радости труда и бедствиях войны, о любви и одиночестве. Запись в дневнике Виктора Попкова: «Художник призван писать о больших явлениях жизни».

Виктор Попков был родом из простой семьи, родители - выходцы из крестьян, мать работала в пекарне, а отец - на кирпичном заводе. Когда Виктору было девять лет, началась война, отец ушел на фронт и погиб. Мать осталась с четырьмя детьми на руках. В знаковом автопортрете «Шинель отца» Попков не только изображает себя примеряющим солдатскую шинель, но и задает вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению.

Шинель отца 1970-1972 холст, масло
Шинель отца 1970-1972 холст, масло

Это картина не только о личных воспоминаниях о погибшем на фронте отце, но и о преемственности поколений, зримым, воплощением которой становится солдатская шинель. Советские цензоры не хотели включить картину в экспозицию выставки в Манеже на том основании, что Попков изобразил там себя в ботинках импортного производства.

Художественные способности проявились в мальчике рано, в третьем классе Виктор записался в изостудию, все свободное время он рисовал. В 1948 году поступил в художественное училище, а в 1952 году - на графический факультет Суриковского института. Во время учебы Попков жил с матерью, братом и сестрой в бараке недалеко от станции Челюскинская. Мать вспоми­нала, как по ночам, чтобы их не будить, Виктор уходил в неотапливаемый коридор и рисовал там.

Выходной день. Из серии "Транспорт" 1958 бумага, цветная линогравюра
Выходной день. Из серии "Транспорт" 1958 бумага, цветная линогравюра

Для дипломной работы была подготовлена серия «Транспорт» — десять больших акварелей и три цветные линогравюры. О своей защите художник вспоминал: «Защита прошла с блеском… Для матери это один из самых счастливых дней... Она плакала…»

Еще в институте начинаются поездки художника по стране, творче­ские практики. В 1956 году он посещает строящуюся Иркутскую ГЭС, в 1959-м едет на стройку железной дороги Абакан — Тайшет, в 1960-м — на Братскую ГЭС, в 1961 году отправляется в Казахстан, на целину.

Строители Братска 1960-1961 холст, масло
Строители Братска 1960-1961 холст, масло

Как непохожи картины Попкова о трудовых буднях на официальное искусство советского периода. На картине «Строители Братска» герои изображены не в процессе ударного труда, а словно предстоящими как на иконе или как актеры на сцене, освещенные огнями рампы.

Воспоминания. Вдовы. 1966 холст, масло
Воспоминания. Вдовы. 1966 холст, масло

Много мотивов для своего творчества нашел художник на Русском Севере, река Мезень в Архангельской области стала для него знаковым местом. Об одной из самых знаменитых своих картин, «Мезенских вдовах» Виктор Попков писал так: «То ли я задремал, то ли забылся, очнувшись, вдруг ясно увидел всю сцену, которая сдвинула для меня и время, и пространство, соеди­­нив воедино их жизнь, мою и жизнь погибших дорогих людей. Я вспомнил и моего в тридцать шесть лет убитого на фронте отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего. Да как же так? Где их мужья, где дети? Где счастье, на которое они имели полное право? И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами.»  Старухи ушли внутрь себя, в воспоминания своей юности, в несбывшиеся мечты и надежды и преобразились в красных, малиновых, розовых, алых одеждах, скорбь сменилась жизнеутверждающей силой. Не случайно в центре композиции — стоит прямая внутренне не сломленная женщина. Еще одна особенность композиционного решения – все пять женщин образуют цветок, вот такая «трагичность радостная», любимое выражение художника.

Северная песня. "Ой, да как всех мужей побрали на войну". 1966-1968 холст, масло
Северная песня. "Ой, да как всех мужей побрали на войну". 1966-1968 холст, масло

Еще одно полотно Мезенского цикла - «Северная песня. „Ой, как всех мужей побрали на войну“». В деревню приехали студенты, собирающие и изучающие фольклор, они внимательно слушают песни деревенских вдов. Между поющими и слушающими – стол, окно, северная ночь, цветок, в народе именуемый “солдатская кровь”, но разделяет их как будто и невидимый барьер. Отдельно у печки стоит девочка, не заставшая ужасов войны.

Продолжают тему памяти картины “Тишина” и “Майский праздник”.

Двое 1966 холст, темпера
Двое 1966 холст, темпера

«Двое» – одна из самых известных картин Виктора Попкова. Мужчина и женщина. Очевидно, что они только что были вместе, а сейчас принадлежат разным мирам. И на картине они существуют отдельно друг от друга, в разных регистрах, в разных колористических пространствах.

Семья Болотовых 1967-1968 холст, масло, темпера
Семья Болотовых 1967-1968 холст, масло, темпера
Развод. Светлана, мама, папа и бабушка. 1966 холст, масло, темпера
Развод. Светлана, мама, папа и бабушка. 1966 холст, масло, темпера

Тему дисгармонии и разъединения продолжают картины “Семья Болотовых” и “Развод. Светлана, мама, папа и бабушка”. Разобщенность некогда близких людей подчеркивается тем, что каждый герой находится как бы в собственном пространстве, их взгляды не встречаются, они находятся в едином пространстве, но каждый в полном одиночестве.

Мать и сын 1969-1970 холст, масло
Мать и сын 1969-1970 холст, масло

В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать и сын». Его мать, Степанида Ивановна, была очень набожна, много лет она была звонарем в церкви. Часто сын приходил к ней за благословением перед началом новой работы. На картине вечер, больной сын слушает, как мать перед иконой читает Библию. Тема материнской молитвы – одна из самых проникновенных в мировой живописи.

Мой день. Встреча. 1968 холст, масло, темпера
Мой день. Встреча. 1968 холст, масло, темпера
Работа окончена 1970 холст, масло, темпера
Работа окончена 1970 холст, масло, темпера

Размышлениям о своем собственном пути в искусстве и — шире — о пути художника вообще посвящены картины «Мой день» и «Работа окончена».

На выставке представлено много автопортретов разных лет.

Воскресенье 1967 холст, масло
Воскресенье 1967 холст, масло

«Воскресенье» – одно из произведений, в которых автопортрет совмещен с жанровой сценой и пейзажем. Казалось бы всё просто: в летний воскресный день человек поднялся на крышу дома, разделся и лег загорать. Но первое ощущение зрителя – это острое чувство одиночества. И тогда взгляд останавливается на храме, белый голубь становится как на иконах изображением Святого Духа, бутылка с вином превращается приобретает евхаристический смысл, а распростертое обнаженное худое тело невольно ассоциируется с темой распятия.

Натюрморт с лоскутным одеялом розовым. 1968-1969 холст, масло
Натюрморт с лоскутным одеялом розовым. 1968-1969 холст, масло

Одно из моих главных впечатлений выставки – “Натюрморт с лоскутным одеялом”. Потрясающие символы и метафоры: наш мир как лоскутное одеяло, поцелуй Иуды с полотна Джотто и голливудские улыбки братьев Кеннеди.

Натюрморт с лоскутным одеялом серым 1968-1969 холст, масло
Натюрморт с лоскутным одеялом серым 1968-1969 холст, масло

Во втором натюрморте с серым лоскутным одеялом речь идет уже не о судьбе планеты и человеческой истории, а о творчестве самого художника. Эти парные картины с мотивом лоскутного одеяла - образы макрокосма и микрокосма. Здесь мы видим ветку дуба из картины «Полдень», крошечный вариант полотна «Двое», букетик цветов, отсылающий к работам середины 1960-х годов, графический портрета неизвестного и икону с несуществующей иконографией как символ вечного поиска Художника.

Прощание c Виктором Попковым проходило в Доме художника на Кузнецком мосту. На сцене стояли его последние картины «Осенние дожди. Пушкин» и «Хороший человек была бабка Анисья».

Это итог размышлений мастера о смысле бытия. Метафора картины раскрывается перед зрителем постепенно: сначала предстает просто сцена деревенских похорон, только потом мы начинаем осознавать, что кладбища нет, есть некая холмистая местность, на похороны пришли не только деревенские старушки в черном, но и молодые девушки в ярких одеждах, причем это две разные группы, на переднем плане ребенок, обращенный не к могиле, а к зрителю. Это картина о вечной смене поколений, о том, что жизнь продолжается, и, конечно, о том, что хороший человек – это целая Вселенная. Осень, но дождя нет, а люди укрыты плащами. «Тут дождь в душе…” — объяснял сам художник. Обратим внимание и на фигуру, полностью закрытую розовым плащом. Вы увидели крылья ангела?

Пушкиниана Попкова – это серия пейзажей Михайловского и Тригорского и полотно «Осенние дожди. Пушкин».

Осенние дожди (А.С.Пушкин) холст, масло 1974
Осенние дожди (А.С.Пушкин) холст, масло 1974

Образ любимого русского поэта неотделим от образа родной земли.

Я долго бродила по выставке и в какой-то момент поймала себя на том, что во мне звучит мелодия романса Марии Пуаре:

Я грущу. Если можешь понять
Мою душу, доверчиво нежную,
Приходи ты со мной попенять
На судьбу мою, странно мятежную.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Шедевральные маршруты

В моем Телеграмм-канал Вы найдете еще одну картину с выставки с перчинкой...

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Виктор_Попков