Найти в Дзене
Ведомости. Спорт

Супербоул обрел статус главного шоу Америки благодаря Майклу Джексону

Оглавление

В ночь с 9 на 10 февраля по московскому времени в Луизиане на арене «Цезарь Супердоум» состоится решающий матч Национальной футбольной лиги (НФЛ) сезона-2024 – Супербоул. Пока за трофей будут бороться «Филадельфия Иглз» и «Канзас-Сити Чифс», а публику в перерыве заводить известный рэпер Кендрик Ламар, организаторы и другие заинтересованные участники шоу уже подсчитывают прибыль.

Сегодняшним сумасшедшим доходам от Супербоула НФЛ во многом обязана ключевому решению в 1993 г. – пригласить в качестве хедлайнера легендарного Майкла Джексона. Король поп-музыки задал высочайший стандарт проведения этого события, носящего в Америке статус культового.

30 секунд рекламы за $8 млн

Американский футбол – самый популярный вид спорта в США. Согласно исследованию консалтинговой компании Gallup, 41% взрослого населения страны предпочитают его бейсболу (10%) и баскетболу (9%). Не удивительно, что самым долгожданным, массовым культурным событием США является Супербоул – финальный матч НФЛ.

Ежегодно событие бьет рекорды по просмотрам. В 2024 г. Супербоул, по данным Statista, привлек внимание 123,4 млн фанатов (в предыдущем году – 115 млн) из 190 стран мира, что сделало его самой просматриваемой программой в истории американского телевидения. Для сравнения: первый Супербоул в истории, состоявший 15 января 1967 г., собрал 51,2 млн фанатов американского футбола.

Сумасшедший интерес к зрелищу вынуждает рекламодателей прилично раскошелиться на продвижение продукции. В 2025 г. транслирующая Супербоул телекомпания Fox продала рекламные слоты как минимум 10 компаниям по цене $8 млн за 30 секунд эфирного времени, что на $1 млн больше максимальной прошлогодней стоимости, утверждает SportsPro. Большую часть рекламного пакета Fox продала еще весной 2024 г. Цена каждого слота выросла, когда рекламодателям стало очевидно, что осталось всего несколько мест.

Супербоул – это не только матч лучших команд сезона, но и грандиозное шоу, стоимость билетов на которое в 2025-м варьируется от $3 800 до $7000 в зависимости от места на стадионе, информирует USA Today. Самым долгожданным эпизодом финальной встречи является перерыв протяженностью от 20 до 30 минут, включающий 15-минутное выступление известных артистов.

Но до начала 1990-х перерыв не имел такого привлекательного и статусного значения, как сегодня. На арене проходили банальные шествия из марширующих оркестров, малоизвестных музыкальных групп и людей, несших плакаты с названиями некоммерческих организаций. Публика в это время уходила в туалет или подкрепиться бургерами с колой и, как это часто бывает, опаздывала к началу второго тайма. Телезрители также отвлекались или уходили на другие каналы. Все изменила череда событий, произошедших в 1992 и 1993 гг., придавших Супербоулу сумасшедший коммерческий импульс.

Джексон трижды отказывался выступить на Супербоуле

В 2024 г. вступил в силу 11-летний контракт НФЛ с телеканалами стоимостью $110 млн, по которому Супербоул будет транслироваться по очереди на CBS, NBC, ABC/ESPN и Fox. В условиях жесточайшей конкуренции за качество продукта телекорпорации придумывают оригинальные ходы ради привлечения аудитории – борьба не прекращается даже в годы, когда те или телеканалы не транслируют Супербоул.

Согласно принципу ротации, в 1992 г. Супербоул показывала компания CBS. В перерыве состоялось очередное пресное шоу – немногих впечатлила афиша с чествованием американских призеров XVI зимних Олимпийских игр в Альбервиле в костюмах снежинок, а также музыкального гостя – латиноамериканской звезды поп-музыки того времени Глории Эстефан. Рейтинги CBS на целых 22% обвалило еще одно событие: в перерыве матча конкурирующая телекомпания Fox выпустила в эфир специальный эпизод своего суперрейтингового комедийного сериала In Living Color («В живых цветах»), из-за чего большая часть зрителей в тот вечер больше не вернулась на CBS.

Этот момент стал определяющим для как для НФЛ, так и руководителей телеканалов, осознавших важность установления высочайших стандартов для шоу в перерыве Супербоула. Организаторы задумали создать в 1993 г. нечто настолько потрясающее и беспрецедентное, чтобы ни у кого даже мысли не возникло переключить канал. Для поиска и привлечения суперзвезды НФЛ наняла агентство Radio City Music Hall, которое обратилось с предложением к королю поп-музыки Майклу Джексону.

Переговоры шли очень сложно. Представители агентства и босс НФЛ Джим Стиг трижды безрезультатно встречались с менеджером суперзвезды Сэнди Галлином – изначально Майкл не видел перспективы выступления перед нецелевой аудиторией. Мнение музыканта изменилось лишь после того, как он узнал, что Супербоул покажут в 120 странах мира. «Что?! Шоу увидят там, где я никогда даже не дам свой концерт? Тогда я в деле!» – цитирует Майкла Sports Illustrated.

Певец выдвинул главное условие – шоу должен был срежиссировать американский продюсер Дон Мишер. «Мы с Джексоном поставили множество концертов вместе, включая Motown 25, где он впервые исполнил лунную походку, – поделился с New York Post Мишер. – Майкл понимал, что нужно организовать незабываемое событие, поэтому настоял на моей кандидатуре».

Танцы, фейерверки и живая мозаика

Джексон также хотел, чтобы шоу для большего эффекта от его появления на сцене прошло в темноте – и настаивал на его переносе на три часа позже запланированного. Но в этом случае в центральном и восточном часовых поясах было бы уже около полуночи, поэтому НФЛ не могла себе это позволить. Отказано было певцу и в гонораре в размере $1 млн – представители лиги заявили, что оплачивают исполнителям только их расходы. Правда, согласились пожертвовать $100 000 в фонд Джексона Heal the World Foundation, утверждает The New York Times.

«Джексон не стал проявлять принципиальность по отношению к позиции лиги по гонорару. Он понимал, что участие в Супербоуле принесет ему в будущем $35-40 млн в качестве рекламных контрактов и продаж музыкальных альбомов», – объяснил Мишер.

Майкл выступил максимально ярко: в начале певца показали на двух огромных видеостенах, после чего Джексон катапультировался на сцену из специально установленной под ней платформы. Майкл снял очки и выдал попурри из своих главных хитов – Why You Wanna Trip On Me, Billie Jean и Black or White. Шоу сопровождалось искрометными танцами, фейерверками и постоянно меняющейся живой мозаикой на сцене и за ее пределами.

В конце перфоманса на калифорнийском стадионе «Роуз Бол», который вмещает 91 136 зрителей, Джексон спел композицию We Are the World вместе с хором детей из 3000 человек. Все происходило на фоне огромного надувного глобуса, который поднялся над сценой и символизировал важность сбережения мира и взаимопонимания на планете. Последние минуты шоу Джексона стали самыми просматриваемыми в истории телевидения на тот момент, пишет Yahoo Sports.

Выступление Джексона на Супербоуле принесло певцу еще большую популярность – продажи его нового альбома Dangerous увеличились на 83%. Но куда больший эффект представление имело для НФЛ и телевидения. 12-минутное шоу Майкла привлекло сумасшедшую для того времени телевизионную аудиторию в 91 млн зрителей – на 12 млн больше, чем годом ранее.

Установив высочайший стандарт качества, в последующих розыгрышах организаторы приглашали только суперзвезд – Мадонну, Бейонсе, Джастина Тимберлейка, Пола Маккартни, Леди Гагу и других топовых исполнителей. Что способствовало фантастическому росту заработков НФЛ и телевидения.

Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram

Читайте также:

Одна из самых успешных киберспортивных команд мира заключила контракт с IMG

Путин подписал указ о весеннем призыве

Бывший замминистра ЖКХ Новикова осуждена на восемь лет по делу о крупной взятке