Найти в Дзене
Лира-Абх

Абхазия и ее исторический путь! Часть 1

Моквский Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Моква X в.
Моквский Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Моква X в.

Для того чтобы понять Абхазию, нужно в первую очередь знать ее исторический путь. Начнем с того момента, когда греки придумали корабли и кораблестроение и начали ходить по морям в поисках золота. Так началась история об аргонавтах и Ясоне в Колхиде у берегов Абхазии ( VII-IVвв. до н.э.) Красивое название Золотого Руна связана с овечье шкурой и золотыми песками в реке Кодор. Когда греки цедили воду из реки сквозь овечьи шкуры, она становилась золотой, так как на ней оседал золотой песок.
Так существовало Колхидское Царство, и зародились торговые связи. И конечно виноделие. Греки высаживали виноград, готовили сырье на территории Абхазии и вывозили в Грецию, для дальнейшего приготовления вина. От греков осталось название городов. Например Пицунда от греч. Питиунт, Сухум назывался Дискурия, в честь братьев Диоскуров, сейчас древний город находиться под водой у берегов нынешнего Сухума. а на поверхности осталась крепость Диоскурия, к которой можно подойти и полюбоваться ей.
Абхазы представляли собой различный племена, такие как апсилы, абазги, саниги, мисимиане и т. д.

Руины крепости Диоскурия
Руины крепости Диоскурия

Между отрогами Главного Кавказского Хребта, существовал Жоэкварский коридор. Это ущелье близ абхазского города Гагра. Название ущелья с водопадом происходит от реки Жоэквара, которая течёт по его дну. С абхазского языка слово «Жоэквара» переводится как «двенадцать родников». Через это ущелье и был шелковый путь.

Через Абхазию проходили два основных маршрута Великого шёлкового пути к Черноморскому побережью:

Даринский путь. По Большой Лабе шёл на Санчарский перевал и далее вниз по Бзыби в Питиунт (Пицунда) и по Мзымте через Красную Поляну в Адлер. 

Мисимианский путь. По Кубани (из Кисловодской котловины) шёл на Клухорский и Марухский перевал и далее вниз по Кодору в Севастополис (Сухум) или на восток через Бедию и Мокву к морю. Через Нахарский перевал дорога шла в Грузию.

По этим маршрутам с Востока (из Китая, Центральной и Средней Азии) на Запад через западные северокавказские перевалы транспортировались шёлковые ткани, ткани из рами с хлопком, шёлк-сырец, дальневосточные океанские раковины.

Когда закончилась греческая эра, началась римская. Римляне строили на территории Абхазии башни, крепости. им нужны были дороги. Нынешний Сухум богат римскими сооружениями. Например древнеримский порт. Древнеримская крепость Себастополис в Сухуме — это развалины, которые археологи обнаружили на дне сухумской бухты. Исследования начались в 50-х годах XX века. 

По данным учёных, это крупная древнеримская крепость I–II вв. н. э., большая часть которой находилась на морском дне. Отдельные фрагменты и целые массивы древней кладки из булыжного камня на известковом растворе с характерными древнеримскими узкими поясами плоского кирпича шли от берега и обрисовывали прямоугольную территорию города, защищённую с четырёх сторон крепостными стенами. Только одна из них, северная, располагалась на современном берегу. 

Под водой были найдены осколки посуды, а также обломки амфор, горшков, кувшинов.
В Гагре можно любоваться древнеримской крепостью Абаата.

В наши дни крепость представляет собой историко-культурный комплекс. В его состав входят музей истории Гагры, храм святого Ипатия Гагрского, исторические гостиничные корпуса, возведённые по приказу принца Ольденбургского, и парковый ансамбль.

Крепость Абаата г. Гагра
Крепость Абаата г. Гагра

 

В IV в. н.э. Римская Империя распадается. Абхазия остается под протекторатам Византии. которая ввела здесь христианство. Абхазия становиться местом ссылки христиан. Приход Симона Кананита в Абхазию относится к I веку нашей эры.  

По преданию, спустя 20 лет по Вознесении Христа на побережье Чёрного моря прибыли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Андрей Первозванный отправился в современный Новороссийск, а Симон Кананит остался, чтобы проповедовать здесь христианство. И в это же время римские легионеры казнят апостола. но после того, как римляне покидают территорию, в Абхазии и начинается эпоха христианской веры. Абхазия становиться местом ссылки христиан. По историческим данным Пицундский епископ Стратофил принимал участие во Вселенском соборе 325г в Никее. Резиденцией епископа Стратофила Питиунтского, который был под протекторатом Византийского императора Юстиниана I Великого, считался Питиус важнейший стратегический объект на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV-VI веков были раскопаны также в 50–60-х годах прошлого века.

 Православный храм в Пицунде, построенный первоначально в IV веке.
Православный храм в Пицунде, построенный первоначально в IV веке.

Далее с Востока шли персы, а потом арабы. Начались конфликты восстания апсилов, абазгов. Об этом свидетельствует события , которые происходят в городе Новый Афон на горе Апсар ( ныне Иверская гора ) в 550г н.э.

Анакопийская крепость ( Иверская гора )
Анакопийская крепость ( Иверская гора )

В этот период строится Великая Абхазская стена, протяженностью 160 км, До сих пор сохранились фрагменты это стены, возраст которым больше 2 тыс. лет. Отвоевав территорию у персов, в VIII-IX вв. образовывается Абхазское Царство со столицей Анакопия ( нынешний г. Новый Афон ).
В XI в. Абхазское Царство входит в интересны нынешней Грузии, та хочет объединиться. И в XI-XII вв. сформировывается западногрузино-абхазское общество во главе с Царем Багратионом.
Западногрузино-абхазское общество во главе с Багратионом — это история создания «царства абхазов и картвелов», позднее известного как объединённое грузинское царство. Столицей которого, являлся город Кутаиси.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ .....
Подписываемся на канал.