Найти в Дзене
Такая история!

Реформация: как раскололась церковь в Европе

Реформация — это одно из важнейших исторических явлений, которое оказало глубокое воздействие на развитие общества, культуры и религии. Она стала ключевым этапом в формировании новых взглядов на веру, а также в изменении существующих структур власти и взаимоотношений между людьми. Этот период в истории затронул не только религиозные вопросы, но и вызвал значительные изменения в политической, социальной и культурной жизни. Реформация заставила пересмотреть многие основы жизни общества и стала важной вехой на пути к современному миру. В данном случае Реформация — это раскол Римско-католической церкви и образование новых направлений в христианстве. Католические священнослужители призывали бедных людей к смирению и говорили, что те будут вознаграждены после смерти, хотя сами вопреки всему пользовались земными благами: устраивали пиры, носили дорогую одежду и жили в благоустроенных домах. Также очень популярна была покупка должностей в церкви и индульгенций, освобождение от кары за грехи п
Оглавление

Реформация — это одно из важнейших исторических явлений, которое оказало глубокое воздействие на развитие общества, культуры и религии. Она стала ключевым этапом в формировании новых взглядов на веру, а также в изменении существующих структур власти и взаимоотношений между людьми. Этот период в истории затронул не только религиозные вопросы, но и вызвал значительные изменения в политической, социальной и культурной жизни. Реформация заставила пересмотреть многие основы жизни общества и стала важной вехой на пути к современному миру.

Реформация

В данном случае Реформация — это раскол Римско-католической церкви и образование новых направлений в христианстве. Католические священнослужители призывали бедных людей к смирению и говорили, что те будут вознаграждены после смерти, хотя сами вопреки всему пользовались земными благами: устраивали пиры, носили дорогую одежду и жили в благоустроенных домах. Также очень популярна была покупка должностей в церкви и индульгенций, освобождение от кары за грехи после исповеди. Одним из продавцов индульгенций был Иоганн Тецель, который сумел сделать себе на этому огромное состояние. Не меньшую роль сыграло появление светского гуманизма, развитие науки и образование. Даже простому и необразованному народу такое очень сильно не нравилось, и они хотели реформировать церковь.

Началом Реформации в Европе принято считать 31 октября 1517 года, когда немецкий богослов Мартин Лютер из города Виттенберг прибил к воротам виттенбергского университета лист с "95 тезисами" о преобразовании церкви. Он открыто осуждал торговлю индульгенциями, призывал церковь отказаться от богатств и подвергал сомнению надобность духовенства. В 1519 году на Лейпцигском диспуте Лютера и Иоганна Экка Мартин усомнился в божественном происхождении папской власти и утверждал, что сожженный на костре чешский священник Ян Гус, который критиковал католическую церковь, был истинным христианином. Через год после этого диспута Лютера официально отлучили от церкви. В 1521 году был созван Вормсский суд, где Мартина просили отречься от своего учения, на что богослов отвечал: "На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог". Учение Мартина Лютера главным образом состояло из трёх аспектов: 1) человек спасается верой; 2) вера обретается только через милость Бога и не зависит от заслуг человека; 3) единственный авторитет — Священное писание. В 1529 произошла Шпайерская протестация — протест, поданный 6 князьями и 14 свободными городами Священной Римской империи против преследований лютеран и действий Вормсского эдикта. Позже подписавших протест будут называть протестантами.

Портрет Мартина Лютера
Портрет Мартина Лютера

Одним из известнейших реформаторов Швейцарии стал Жан Кальвин, в честь которого позже было названо одно из ответвлений протестантизма. В 1533 году он познакомился с трудами Лютера, объявил себя протестантом и бежал из родной Франции в Швейцарию. Там он пишет свой труд "Наставления в христианской вере", где излагает свои основные идеи: 1) задача человека в этой жизни - узнать своё предопределение; 2) одной лишь веры недостаточно: нужно работать; 3) люди имеют право свергнуть правителя, если тот нарушает человеческие законы. Еще одним известной личностью в период Реформации был Ульрих Цвингли, который также критиковал католическую веру 1523 году он создал свои "67 тезисов" о преобразовании церкви. Его учение гласило, что нужно отазываться от таинств, икон, орга́нов, и призывало к церковной дисциплине. В 1529 и 1531 годах в период Реформации в Швейцарии состоялись две Каппольские войны между протестантами и католиками, в ходе которых первые проиграли, а Цвингли погиб на поле боя, защищая свои идеи и взгляды. Позже в 1523 году официально был заключен религиозный мир, и на этом Реформация завершилась.

Портрет Жана Кальвина
Портрет Жана Кальвина

Контрреформация

После начала реформации многие страны стали выходить из подчинения Папе Римскому, что значительно сократило влияние и доходы. Однако многие люди разочаровались в протестантизме, поскольку церков была дешёвая, скучная, без обрядов и праздников, а с теми, кто был недоволен, поступали не менее жестоко, чем в католических общинах. Таким образом сложилось движение, направленное на борьбу с протестантизмом и восстановления былого величия католической церкви и веры, называвшееся "контрреформация", которы продлился этот период с 1520 года по 1648 год (от церковного отлучения Лютера и вплоть до завершения Тридцатилетней войны). Ещё до учения Мартина Лютера в связи с процветавшими идеями гуманизма обострилась борьба с противниками церкви, вследствие чего усилилась инквизиция. В 1478 году королями Испании Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской была учреждена испанская инквизиция, с целью контроля над моралью и религиозной чистотой в королевстве. Особое внимание уделялось "новым христианам" — евреям и мусульманам, принявшим христианство, но подозреваемым в тайном сохранении своих религиозных обычаев. В 1487 году был издан "Молот ведьм", трактат о методах борьбы с ведьмами. В 1540 году Папой был учреждён орден иезуитов, который был предназначен на борьбу с врагами папства и защиту католичества. Первым руководителем ордена стал Игнасио Лойола. Иезуиты действовали по принципу верховенства власти папы, могли не подчиняться законам, если их дело было во благо католичества, и шли на любые жестокости во благо церкви. В период с 1542 по по 1768 год иезуиты проникали во вновь открытые европейцами земли, такие как Индия, Япония, Филиппины и другие, и распространяли там свою веру. На 19-ом Вселенском соборе, проходившем в городе Тренто в 1545-1563 годах, были утверждены догматы католической веры, лютеранское учение предали анафеме, приняли решение о непогрешимости решений Папы, ввели цензуру на некоторые книги. Из-за вопросов веры были также казнены или отречены от церкви несколько известных ученых, такие как Джордано Бруно, который отрицал геоцентрическую концепцию мира и продвигал науку, или Галилео Галилей, поддерживавший теории Николая Коперника о гелиоцентрической модели.

Реформация в Германии

Реформация в Европе была важным движением, которое изменило религиозный, политический и социальный ландшафт различных стран. Одним из центров Реформации стала Германия, где к началу XVI века накопилось множество проблем, таких как злоупотребления католической церкви, политическая раздробленность и социальное недовольство. Продажа индульгенций, коррупция и роскошь духовенства вызывали недовольство среди простого народа. Германия также была политически раздроблена, состоя из множества княжеств, что ослабляло центральную власть и усиливало влияние местных правителей. Крестьяне и горожане страдали от высоких налогов и церковных поборов, что способствовало росту недовольства.

В Германии с началом недовольства церковью быстро распространились идеи Мартина Лютера, благодаря изобретению печатного станка. Его труды были переведены на немецкий язык, что способствовало их популярности среди горожан, крестьян и части дворянства. Вдохновленные этими идеями, крестьяне подняли восстание против феодалов в ходе Крестьянской войны, проходившей в 1524–1525 годах, однако Лютер осудил восстание, и оно было жестоко подавлено. Это привело к расколу в движении: часть сторонников Реформации отошла от Лютера и образовала более радикальные течения, такие как анабаптисты. После длительных религиозных войн, в 1555 году был заключен Аугсбургский мир, который установил принцип "cuius regio, eius religio" ("чья власть, того и вера"), позволяя каждому князю выбирать религию для своего княжества. Реформация в Германии привела к расколу страны на католические и протестантские земли, укрепив власть местных князей и ослабив центральную власть императора. Лютеранство стало одной из основополагающих ветвей протестантизма.

Подписание Аугсбургского религиозного мира
Подписание Аугсбургского религиозного мира

Реформация во Франции

Во Франции Реформация началась под влиянием идей Лютера и Кальвина, а также на фоне недовольства населения коррупцией в католической церкви, высокими налогами и злоупотреблениями духовенства. Основным течением Реформации во Франции стал кальвинизм, который получил название "гугенотство" - так называли всех НЕ католиков. Гугеноты, французы-протестанты, выступали за упрощение церковных обрядов и сосредоточение на личной вере. Их поддерживали многие аристократы, что придало движению политический характер. Религиозное противостояние между католиками и гугенотами привело к серии религиозных войн (1562–1598), наиболее известной из которых стала Варфоломеевская ночь, ночь с 23 на 24 августа 1572 года, когда по приказу Екатерины Медичи, матери тогдашнего короля Франции Карла IX, в Париже и других городах были убиты тысячи гугенотов, которая позже переросла в настоящий вооруженный конфликт и борьбу за власть. После многочисленных убийств и переворотов в 1598 году король Генрих IV подписал Нантский эдикт, который предоставил гугенотам свободу вероисповедания и политические права, хотя католицизм оставался государственной религией. Это событие стало окончанием французской реформации. Религиозные протесты во Франции не привели к полному переходу страны в протестантизм, но способствовали укреплению королевской власти и формированию светского государства. Однако позже в 17 веке при Людовике XIV Нантский эдикт был отменен, что привело к массовой эмиграции гугенотов.

Варфоломеевская ночь
Варфоломеевская ночь

Реформация в Англии

Англия также пережила свою Реформацию, однако здесь она была вызвана не столько религиозными разногласиями, сколько политическими мотивами. Король Генрих VIII стремился укрепить свою власть и получить контроль над церковными землями и доходами. Поводом для разрыва с Римом стал отказ папы римского аннулировать брак Генриха с Екатериной Арагонской. В 1534 году Генрих VIII издал Акт о супрематии, который провозгласил его главой церкви в Англии. Так была основана англиканская церковь, которая сохранила многие черты католицизма, но была подчинена королю, а не папе римскому. Монастыри были распущены, а их земли конфискованы.

После смерти Генриха VIII Реформация в Англии продолжалась. При его сыне Эдуарде VI церковь стала более протестантской, однако при Марии I, прозванной "Кровавой", произошел кратковременный возврат к католицизму. Англиканская церковь окончательно утвердилась при Елизавете I, которая стремилась к компромиссу между католиками и протестантами. Английская Реформация привела к созданию национальной церкви, подчиненной государству, что способствовало укреплению абсолютизма и формированию английской идентичности. Однако религиозные конфликты продолжались в XVII веке, вылившись в Английскую революцию.

Общий вывод

Таким образом, Реформация в разных странах Европы имела свои особенности, но все эти движения способствовали значительным изменениям в религиозной, политической и социальной сферах, влияя на дальнейшее развитие Европы. Она породила новые религиозные течения, такие как лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые предложили альтернативные подходы к религии и спасению. Это привело к расколу в христианской церкви, усилению национальных церквей и власти местных правителей, а также к жестоким религиозным войнам и преследованиям. В то же время, Реформация стимулировала развитие новых идей о личной вере, праве на свободу совести и важности Библии на родном языке, что в дальнейшем способствовало формированию современных представлений о религиозной и личной свободе.

В более широком контексте, Реформация также стала катализатором изменений в социальной структуре, в том числе повышения значимости образования, роста грамотности и распространения печатных книг, что способствовало развитию научных и философских идей в последующие века. В итоге, она сыграла ключевую роль в формировании более разнообразного, демократичного и светского общества, хотя её последствия были не всегда однозначными и привели к многочисленным конфликтах, разделениям и преследованиям.