Найти в Дзене
Твоя История!

Биография режиссёра. Михаил Ромм. Часть 2.

Читатель! Мы продолжаем рассказывать тебе биографию Михаила Ромма. Перед прочтением второй части рекомендуем ознакомиться с первой.

Месяцы без сна и работа в две смены. Летом 1937 года руководитель Госкино Борис Шумяцкий поручил Михаилу Ромму снять фильм о Ленине. На съёмку "Мосфильм" давал всего четыре месяца: ленту должны были закончить к юбилею Октябрьской революции и снять раньше "Ленфильма", где тоже готовили картину о вожде. Режиссёр вспоминал: "Шумяцкий, который тогда чувствовал себя неуверенно на посту руководителя кинематографии, решил сделать главную ставку на быстрейший выпуск ленинской картины. Я решил, что "или пан, или пропал!". Или ходить мне без головы, или уж я наконец вырвусь в люди". На период съёмок Михаилу Ромму в подчинение дали все цеха "Мосфильма". За несколько недель режиссёр доработал готовый сценарий Алексея Каплера. 12 августа начались съёмки. В роли Ленина Михаил Ромм видел только актёра Театра имени Евгения Вахтангова Бориса Щукина, но артист уже подписал договор с "Ленфильмом" и готовился к съёмкам картины-соперника. Режиссёра это не смутило. Ромм решил снять все эпизоды без Ленина, а потом обратиться за помощью к дирекции "Мосфильма". К началу сентября, меньше чем за месяц, части были готовы, но актер по-прежнему был занят на другой работе. Михаил Ромм написал письмо Сталину. Через несколько дней Бориса Щукина на месяц освободили от занятости в театре и на "Ленфильме". Режиссёр вспоминал: "На протяжении двух месяцев, весь сентябрь и октябрь, я не спал вообще. Ну, может быть, мне удавалось спать несколько часов в воскресенье, иногда два-три часа. Жил я на кофеине". Монтаж заканчивали в последнюю ночь. Премьера прошла 7 ноября в Большом театре. Несмотря на технические трудности во время показа, картину приняли хорошо. Сталин зааплодировал первым: накануне премьеры он посмотрел фильм и знал, что лента снята качественно. Вскоре "Ленина в Октябре" показали по всей стране. На сеансы выстраивались очереди. Однако через пару дней после премьеры к Ромму возникли претензии. Сталин предложил доснять штурм Зимнего дворца, так как без него "не будет ясен крах буржуазного правительства". Ромм вспоминал: "Я говорю: - Как доснять? Когда доснять? Ведь картина на экране! А Шумяцкий говорит: - Нет, она уже не на экране, час назад по телеграфу снята со всех экранов. И я в первый раз в жизни упал в обморок". На доработку фильма ушёл месяц. В 1938 году Михаилу Ромму поручили снять ещё один фильм о вожде - "Ленин в 1918 году". Картину сняли тем же составом за четыре месяца. Уже в 1939 году лента вышла на экраны. А на следующий - Михаил Ромм получил Сталинскую премию за оба фильма.

-2

Фильмы Ромма о войне. В 1939 году в составе фронтовой съёмочной группы Михаила Ромма отправили в Западную Белоруссию снимать Польский поход Красной армии. Он оказался в местах детства, и впечатления от поездки были такими сильными, что режиссёр сразу приступил к съёмкам фильма "Мечта". Главными героями были жители сёл, которые хотели "выбиться в люди". Фильм закончили за день до начала войны, однако зрители увидели его спустя три года. В 1940 году Ромма назначили художественным руководителем Государственного управления по производству фильмов. Режиссёр утверждал сценарии, назначал съёмочные группы. В 1943 году из-за конфликтов с чиновниками его понизили в должности. У Михаила Ромма появилось время снимать самому. В 1944 году режиссёр взялся за картину "Человек № 217" о жизни в немецком плену. По сюжету главная героиня ленты, Таня Кузьмина, оказалась в "домашнем рабстве" у семьи Крауссов. Во время работы над фильмом Ромм встречался с людьми, которых в начале войны увезли работать на Запад, и дополнял сценарий моментами из реальных биографий. Фильм вышел на экраны в 1944 году, а вскоре получил Большой приз Ассоциации авторов за лучшую режиссуру на Первом Международном кинофестивале в Каннах. Правда, уже в начале 1950-х годов Михаила Ромма обвинили в разжигании ненависти: для героини все немцы были фашистами, которые виноваты в ужасах войны. В 1948 году режиссёр снял фильм "Русский вопрос" об американском журналисте, который отказался писать клевету об СССР. Спустя несколько месяцев Михаилу Ромму присудили Сталинскую премию. В 1950 году на экраны вышла картина о войне "Секретная миссия". По сюжету советская разведка пыталась сорвать тайные переговоры нацистов с англичанами и американцами. Затем у Михаила Ромма вышли биографические фильмы "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". О настроениях в начале 1950-х режиссёр писал: "Сжималась какая-то петля. Из знакомых в те дни были арестованы директор группы Нежный, драматург Маклярский. А тут процесс врачей-убийц. В общем, жутко было. Каждый звонок ночью заставлял вскакивать. Звук остановившейся машины - и сердце забьётся, я чувствовал - долго не протянуть". В 1956 году на экраны вышел фильм Ромма "Убийство на улице Данте". Действие картины происходило на территории оккупированной Франции. Сына известной актрисы завербовали фашисты, и по его вине погибли многие родные и соотечественники. В ленте свои первые кинороли сыграли Михаил Козаков, Валентин Гафт и Иннокентий Смоктуновский.

-3

Оттепель и пересмотр принципов. В начале 1960-х годов Михаил Ромм писал: "Можно ли уйти от своих привычек, содрать с себя шкуру навыков, переделать самого себя и снова родиться на свет? Среди всего этого потока сомнений я решил наконец определить заранее хоть некоторые вехи своего дальнейшего пути. Отныне я буду говорить только о том, что меня лично волнует как человека, как гражданина своей страны". Это высказывание определило дальнейшее творчество Ромма. Он снял фильм "Девять дней одного года", работу над которым начал в 1962 году. Сценарий к картине режиссёр написал в соавторстве с коллегой Даниилом Храбровицким. Это была лента о жизни двух молодых физиков-ядерщиков. В результате экспериментов один из них получил опасную для жизни дозу радиации, но не послушал врачей и продолжил работу. Главные роли в фильме сыграли Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский. Научным консультантом был лауреат Нобелевской премии по физике Игорь Тамм. Жанр картины Михаил Ромм определил как "размышление". Герои на экране рассуждали о вечности и современности, любви и чести, подхалимстве и ответственности за изобретения. Критик Лев Аннинский вспоминал: "Фильм произвел фурор. Настал час для умных споров, умных находок, умных ошибок. "9 дней" прозвучали как гимн разуму, и отклик был соответствующий. Спорили даже не о фильме. Спорили - в продолжение тех споров, которые шли на экране". Картину признали лучшим фильмом 1962 года. Её посмотрели почти 24 миллиона зрителей. "Девять дней одного года" получили сразу несколько престижных наград: Большую премию "Хрустальный глобус" на Международном кинофестивале в Карловых Варах, Почётные дипломы международных кинофестивалей в Мельбурне и Сан-Франциско. В 1964 году сценаристы Майя Туровская и Юрий Ханютин предложили Михаилу Ромму сделать документальный фильм о нацизме. В качестве материалов использовали трофейную немецкую фото- и кинохронику из архивов, в том числе из личного собрания Гитлера. Объём был настолько большой, что нужные кадры отбирали два года. Картину назвали "Обыкновенный фашизм". Закадровый текст написал и зачитал сам режиссёр: он высмеивал диктаторов, говорил о логических ошибках нацизма и рассуждал о феномене толпы. В 1965 году двухсерийный фильм вышел на экраны. Картина стала одним из самых знаменитых советских документальных фильмов. Её показали в Великобритании, Франции и США. Лента получила приз "Золотой голубь" и Приз кинокритиков на VIII Международном кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге. В 1966 году вместе с Андреем Сахаровым, Корнеем Чуковским, Петром Капицей и другими диссидентами Михаил Ромм подписал "письмо двадцати пяти" против реабилитации Сталина. В конце 1960-х годов режиссёр задумал новый большой документальный проект - "Мир сегодня". Ромм планировал рассказать об основных событиях XX века и закончить историей молодёжных движений. Для этого он собрал хронику с концертов Beatles, кадры сборов из Китая. Однако закончить работу не успел. 1 ноября 1971 года Михаил Ромм скончался. Фильм завершили его ученики: режиссёры Элем Климов, Герман Лавров и Марлен Хуциев. В 1974 году картина вышла на экраны под названием "И всё-таки я верю".

-4

Читатель! Узнал ли ты что-то новое после прочтения двух статей? Пиши в комментариях. Подписывайся, с нами интересно, ведь это Твоя История!