На протяжении веков город-крепость Хасанлу, на приграничных с Азербайджаном иранских землях, хранила свой секрет, скрытый слоями песка и пепла, пока в середине 20-го века команда археологов не обнаружила её руины. Тогда серьёзных раскопок не проводили и остатки крепости ждали своих исследователей почти 30 лет.
С 1956 по 1974 год совместная экспедиция, возглавляемая Музеем археологии и антропологии Пенсильванского университета, Музеем искусств Метрополитен и Иранской археологической службой, начала систематические раскопки в долине Солдуз, к юго-западу от озера Урмия. Целью раскопок было изучение остатков древней маннейской цивилизации, одного из древнейших государств на азербайджанских и приграничных с ним землях.
Хасанлу имел удачное стратегическое расположение на торговых путях, связывающих Месопотамию и Малую Азию. В период своего расцвета в первом тысячелетии до нашей эры город мог похвастаться многоэтажными домами и величественной цитаделью. Но около 800 года до н.э. Хасанлу пал под натиском захватчиков из царства Урарту. Завоеватели оставили после себя страшное зрелище: скелеты, оружие и артефакты, разбросанные среди пепла, за что Хасанлу прозвали “Помпеями Ближнего Востока”.
Когда археологи расчищали обугленные остатки башни цитадели, они наткнулись на скелеты трёх воинов, раздавленных рухнувшими стенами. Рядом с одним из воинов лежал железный меч и кинжал с позолоченной рукоятью. Ещё один имел при себе булаву, кинжал и меч. А вот самое интересное было в руках у третьего человека. Фаланги его пальцев сжимали красивую золотую чашу, также раздавленную тяжестью рухнувших перекрытий. По версии исследователей троица скорее всего находилась на втором этаже, когда верхние перекрытия рухнули и похоронили всех под слоем глины.
Золотая чаша, на поверхности которой были выгравированы замысловатые изображения богов, зверей и людей, датируется 1000-800 годами до нашей эры. Её высота составляла 20 см, а вес почти один кг. Хотя чаша была найдена сплющенной, её детали сохранились очень хорошо. Гравюры на чаше изображают мифологические сцены, связанные с мировоззрением маннейцев. На верхнем ярусе изображены боги, едущие на колесницах, запряженных быками и мулами. Вероятно, они представляют триаду бури, солнца и луны. На средней полосе изображены воины, фантастические существа и обряды жертвоприношения, в то время как нижняя полоса иллюстрирует ритуалы, в том числе женщину, предлагающую своего ребёнка мужчине.
Ещё одной особенной деталью является изображение воды, льющейся изо рта быка, символизирующего животворящие силы. Внимание к деталям резьбы, вплоть до развевающихся волос фигур божеств, и геометрической точности струящейся воды, подчёркивает мастерство её создателей, возможно, местных ремесленников из самого Хасанлу.
Как предполагают историки, золото имело огромное символическое значение в древних культурах. Для маннейцев оно, возможно, олицетворяло бессмертие, вечность и энергию солнца. В сочетании с мотивами чаши это свидетельствует о том, что артефакт был связан с культом солнца, центральной темой маннейской культуры.
По сей день золотая чаша вызывает вопросы. Были ли воины, которые держали ее в руках, защитниками Хасанлу, пытавшимися спасти сокровища своего города, или мародерами, пойманными на месте преступления? И кто именно создал этот шедевр — местные ремесленники, или он был привезён из других стран древнего мира?
В настоящее время чаша находится в археологическом музее Тегерана, и ее история до сих пор вызывает споры и восхищение. Для археолога Роберта Дайсона, который руководил раскопками, это был переломный момент в карьере. В 1958 году находка попала в заголовки международных газет, а журнал Life посвятил целый разворот тому, что они назвали “уникальной маннейской золотой чашей”.
Друзья, кому интересно, у меня вышла книга "Реальные клады: от римского золота до тайников военного времени". Её можно приобрести на WB, Ozon, в Читай-городе и Буквоеде. Если вам нравятся истории того, как были найдены реальные клады, то эта книга для вас.