Можете ли вы себе представить, что на скамье подсудимых оказывается свинья, а слизня отлучают от церкви? В Средние века преследование животных по закону не было чем-то необычным, у зверюшек могли быть даже адвокаты.
В суде к представителям фауны относились так же, как и к людям, исходя из убеждения, что они понимают концепцию морали. Сейчас это кажется чем-то диким, суеверным и абсолютно непонятным современному человеку. Однако не стоит перекладывать нынешнее мышление на мышление людей той далёкой эпохи.
Истоки дикости
Некоторые западные историки находят объяснение столь странным судебным разбирательствам в христианстве. В обществе того времени главенствующей идеей была вера в то, что все в мире управляется Божьим промыслом. Любое нарушение божественного замысла должно быть наказуемо и исправлено, а суд на предполагаемым нарушителем, как публичное действо, как бы показывал Богу, что человечество непреклонно верит в его благословенное управление.
Существует версия, что до огораживания земель в Англии в XIII веке животные спокойно паслись на общинной территории. Однако после захвата феодалами общинных земель власти начали рассматривать непослушный скот как возможность подать пример. Если животное признавали виновным в нарушении межи и казнили на виселице, это было чётким посланием другим владельцам скотины, чтобы они держали своих животных под контролем.
Историк Джойс Э. Солсбери высказал предположение о том, что люди в те времена начали отождествлять себя с животными. Создавались басни про очеловеченных животных, изображения птиц и собак в человеческой одежде. Это наводило на мысль, что животные способны принимать решения и отвечать за свои поступки, как и люди.
Свинюшкам «шьют дела»
Свиньи чаще других животных сталкивались с санкциями закона. Их было относительно легко «повязать» и посадить в клетку.
В сентябре 1379 года за убийство мужчины были казнены два выводка свиней из французского монастыря. Под суд отдали как животных, так и стоявших рядом зевак. Настоятель обратился с прошением к герцогу Бургундскому, чтобы казнили лишь нападавших свиней ради сохранения репутации храма. Герцог помиловал большую часть выводка, с жизнью расстались только три самых агрессивных хряка.
В 1386 году в Фалезе, Франция, взбесилась свинья, вследствие чего погиб маленький ребенок. Хряка приговорили к высшей мере. Местные жители, очевидно, хотели достойно проводить животное в последний путь, поэтому, как следует из средневековых сообщений, «животное было одето в жилетку, перчатки, кальсоны и человеческую маску на голове, а перед повешением его заковали в цепи».
В 1457 году во французской деревне Савиньи свиноматка и её шестеро поросят убили пятилетнего мальчика. Животных заключили под стражу. Адвокат животных узнал от свидетелей, что ребенка атаковала лишь одна из арестованных. Нападавшего зверя казнили, остальных отпустили на свободу.
На суде учитывался характер животного, это могло в корне перевернуть исход слушания. Порой, исходя из показаний свидетелей и потерпевших, высшую меру могли заменить на показательную порку. Всё как и с людьми.
Не только хрюшки
В Швейцарии в 1474 году петуха обвинили в том, что он, якобы, снес яйцо. Естественно, сразу нашлись те, кто «держал свечку» и «лично все видел». Защита бедного животного основывалась на том факте, что «откладывание яйца было непроизвольным действием». Однако суд был непреклонен. Петуха обвинили в сговоре с дьяволом и без промедления сожгли на костре. И, предположительно, подали хозяевам в качестве основного блюда на его собственных поминках.
Однако под суд попадали не только крупные животные. Кардинал-епископ из французского Отёна Жан Роэн был взбешен поведением... слизней. Так, 17 августа 1487 год священнослужитель получил известие, что моллюски опустошают некоторые поместья в его епархии. Он приказал провести в каждом приходе публичные религиозные шествия в течение трёх дней и обязал слизней покинуть территорию под угрозой проклятия.
Однако «непонятливые» моллюски не прислушались к наказу епископа и в итоге оказались лишены доступа к Дарам Божиим.
В 1516 году некий чиновник из Труа, Франция, вероятно, не ведал о том, что Жану Роэну так не удалось избавиться от надоедливых слизней, и применил уже против своих современников ту же тактику. Результат оказался неутешительным.
Три года спустя в Италии мыши повредили посевы своими вырытыми туннелями. Суд признал грызунов виновными и изгнал их из общины. Однако средневековая буква закона не всегда была бессердечна и беспощадна. Тем же мышиным семьям порой давали две недели на выселение.
Крысиный защитник
В XVI веке Бартелеми де Шассене приобрёл репутацию адвоката, защищающего крыс. В 1508 году во Франции грызунов обвинили в уничтожении урожая ячменя. Местный священник призвал животных к ответу за свои деяния.
Адвокат заявил, что его подопечных нельзя обязывать являться в суд, так как дорога до него пролегала бы через стаи кошек и собак — а это чистое самоубийство. Судьи вняли доводам защиты — грызунов немедленно оправдали.