Найти в Дзене

Приёмная мама 2. Вечный вопрос, зачем всё это надо

Когда жалуешься на свои приёмные сложности, непременно кто-нибудь спрашивает: да зачем вам вообще всё это надо? Менее общительные граждане в ответ на такой вопрос часто цитируют фразу «Если надо объяснять, то не надо объяснять». Но я так совсем не считаю. Конечно, надо объяснять! Всем, всё и всегда, к чему это странное снобство. Ты же не знаешь, почему человек тебя об этом спрашивает. Я родила дочку Лею без отца, очень её хотела, совершенно счастлива была – а ко мне на дом прислали пожилую патронажную сестру, которая начала вздыхать и ахать: да как же так, ты одна, это такой позор, с ума сошла, совсем молодая, зачем тебе этот ребёнок, откажись от него, пока не поздно. То есть моё чудесное дитя, венец творения, по мнению этой тётки, «такой позор»?! Меня это ужасно уязвило, я расстроилась, почувствовала себя униженной. Прям возненавидела её, знаете. Но всё же ответила, упрямо, что люблю папу своей дочки, мечтала о ней, бесконечно ей рада и надеюсь, что всё у нас будет хорошо. И тут эта п
Продолжаю использовать работы Эмиля Нольде, потому что они прекрасные!
Продолжаю использовать работы Эмиля Нольде, потому что они прекрасные!

Когда жалуешься на свои приёмные сложности, непременно кто-нибудь спрашивает: да зачем вам вообще всё это надо?

Менее общительные граждане в ответ на такой вопрос часто цитируют фразу «Если надо объяснять, то не надо объяснять». Но я так совсем не считаю. Конечно, надо объяснять! Всем, всё и всегда, к чему это странное снобство.

Ты же не знаешь, почему человек тебя об этом спрашивает. Я родила дочку Лею без отца, очень её хотела, совершенно счастлива была – а ко мне на дом прислали пожилую патронажную сестру, которая начала вздыхать и ахать: да как же так, ты одна, это такой позор, с ума сошла, совсем молодая, зачем тебе этот ребёнок, откажись от него, пока не поздно. То есть моё чудесное дитя, венец творения, по мнению этой тётки, «такой позор»?! Меня это ужасно уязвило, я расстроилась, почувствовала себя униженной. Прям возненавидела её, знаете. Но всё же ответила, упрямо, что люблю папу своей дочки, мечтала о ней, бесконечно ей рада и надеюсь, что всё у нас будет хорошо. И тут эта патронажная медсестра внезапно начала рыдать и никак не могла успокоиться, я уже переполошилась, принялась вокруг неё хлопотать. Хлюпая, сестра сказала, что выросла в детском доме и не знает, кто её мама, та в роддоме от неё отказалась, и ей всегда говорили в детстве: «Твоя мать одна была, без отца тебя родила, а это такой позор! Конечно, она не могла тебя растить». И она с тех пор не может видеть одиноких мам, особенно с дочками; сразу думает: «Как же так – почему они растят своих дочек, а моя меня бросила, ааааааа!» Я её как-то там утешала, по-детски, говорила, что время было другое, теперь женщины чувствуют себя куда увереннее. И потом она очень хорошо к нам относилась, сияла при встрече в поликлинике. Я тогда решила для себя, что объясняться и отвечать надо всегда. Потому что мы ничего про случайных людей не знаем. Если они спрашивают – значит, им важно.

(Поэтому даже если в автобусе или посреди улицы меня спрашивают о чем-то довольно странном – как доехать до Магадана, например, или где тут поблизости водоём – я буду отвечать как заведённая. Мало ли, зачем человеку надо! Понятно, что мои познания весьма ограничены, но хотя бы старалась.)

Принцип «Учитесь говорить "нет"» мне тоже совершенно не близок. Зачем бы обижать людей? По возможности, конечно же, стоит говорить «да»! А если совсем никак – надо извиниться: простите, пожалуйста. Другое дело, что иногда – особенно в интернете – народ просто сливает злость, обычно это ещё и соответствующая лексика, много мата, мало смысла. В жизни стараюсь держаться подальше, в сети баню, как-то не вижу тут пространства для коммуникации. Чувства самосохранения никто не отменял – ну и вообще не надо мусорить.

Так вот! Возвращаясь к вопросу о том, зачем мне приёмные дети.

Как подсказали в комментариях, всех жалко! Ну реально. У меня очень сильный материнский инстинкт. Мне всех жалко. И больших, и маленьких. Всех, кто кажется несчастным. Всем хочется как-то помочь. Раз хочется, то и вперёд, почему нет? Дальше – вопрос возможностей. Безусловно, я склонна переоценивать свои возможности – и материальные, и душевные. С одной стороны. С другой стороны – вроде, мы вполне себе живы, и на плаву, и у детей всё на самом деле неплохо. Ну да, иногда я унываю и чувствую себя усталой, но вообще-то я довольный весёлый и трезвомыслящий человек. И если я вдруг совсем устаю, я начинаю искать выход. Например, няню ищу, забиваю на бесконечную уборку, чаще в город стараюсь выходить. Общаюсь с добрыми подружками. Кино смотрю. Книжки хорошие читаю. Иногда, знаете, какой-то абзац или даже строчка западает в голову – и ты катаешь её в голове туда-сюда, и как будто всё становится яснее, какой-то воздух появляется и драйв, и вот ты уже снова всех любишь.

«Порой по улице бредёшь —

Нахлынет вдруг невесть откуда

И по спине пройдёт, как дрожь,

Бессмысленная жажда чуда».

Спрашивают, есть ли в приёмных детях счастье. Конечно, есть! Жалобы жалобами, но, конечно, когда что-то получается, даже в малом – я чувствую себя счастливой. Например, на меня накатывает волна умиления, когда Адель играет на пианино. А она научилась прекрасно играть на пианино, она уже в седьмом классе музыкальной школы и любит на нём играть, сама подбирает песни из фильмов, но и Баха играет, и Моцарта, что угодно. И вот так идешь до коридору – и катятся волны живой фортепианной музыки. Я млею.

Или Сашка расскажет, как она помогла какой-то соседке-старушке донести до дома сумки. В идеале – даже не Сашка, а сама соседка-старушка расскажет. И похвалит, какую хорошую мы вырастили девочку. Как-то Сашка в больнице была, уже во взрослой, оказалась там самой младшей и самой здоровой, помогала всей палате. Когда я об этом узнала, мне стало очень приятно. Чувствуешь, что всё не зря, знаете.

А Лёшенька – при всех своих сложностях – ну такой артистичный пацан. Есть такие люди – сама я к ним, увы, не отношусь – что ни наденут, как ни причешутся, а выглядят как иконы стиля. Улыбнутся – море обаяния. Лёша вот такой. И всегда таким был. Может, его просто надо отдать в фотомодели и на этом успокоиться? Вообще же все мои приёмные дети отлично выглядят. Повезло! Такие, знаете, красивые, хорошо одетые, ладные люди. В их компании приятно пройтись по улице. И на этом уровне я ими безусловно горжусь.

Не говоря уже о том, что малыш Сеня активно генерирует мое материнское счастье. Он такой ласковый и милый! Ну да, он ещё и довольно разрушительный, но он из тех детей, которые постоянно тянут к тебе свои маленькие ручки и воркуют о своей бесконечной любви к ненаглядной мамочке. Наверное, и он станет противным подростком, но пока я таю.

Даже и у Оксаночки всё неплохо! Учится, работает. Прибегает в гости весёлая. Много хвастается. Всем довольна. Хохочет, когда вспоминает нашу совместную жизнь.

Так что со счастьем у меня всё в порядке. Легко радуюсь всему подряд. Вчера малыш не различал цвета – а тут вдруг заметил, что светофор красный, вау! А уж если ещё и солнышко! И цветочки! Ну вообще восторг. Видимо, у меня удачная химия головного мозга. Бывают такие восторженные люди, мне повезло попасть в их число. В детстве, кстати, довольно грустной была, но потом вдруг так расслабилась, что больше уже и не напрягалась. Ну да, вокруг много плохого, но что теперь? Будем сажать свой сад, надеяться на лучшее и делать то, что от нас зависит.

Конечно, это ещё и вопрос убеждений и базовых ценностей. Я очень неравнодушная. Журналистка же! Журналистам до всего есть дело. Опять же: была помладше, переживала в основном про свою личную жизнь. Подросла – и прям накрыло, я теперь про всё подряд переживаю. Помню, была маленькой, взрослые собирались по праздникам и начинали обсуждать какую-то невыносимую скукотень: реформы, политику, экономику, право, экологию, культуру. Ну и вот: прошло время, я стала такая же. Не могу спокойно посуду помыть, непременно включу себе экспертный разговор, мне теперь всё это важно. И хочется делать хоть что-то. Я и делаю! В меру своих возможностей. Ращу чужих детишек. Проявить свою гражданскую позицию в текущем раскладе как-то иначе я бы не рискнула. Но мне уж точно не всё равно.

В общем, живу так, как считаю нужным. Ну да, много проблем. Но это же нормально. Решаю проблемы по мере поступления. Смиряюсь с неизбежным. Надеюсь на лучшее. Умею радоваться мелочам. Планов громадьё. Другого счастья я не знаю.

А если мне чего-то ну очень не хватает – стараюсь делать шаги в нужном направлении. В последнее время хочется чего-то нового, совсем замшела, на романтику, знаете, потянуло – пошла в парикмахерскую, мне отстригли мою косу по пояс, сделали причёску. Романтики прибыло. Ну всё! Таксисты, берегитесь!