Сведений о жизни Любови Степановны Орловой удалось собрать крайне мало. Родилась в 1916-м году. В 1936 году окончила Московский художественно-промышленный техникум им. М.И. Калинина. В 1936–1940 годах работала в лаборатории Института художественной промышленности. Во время Войны была эвакуирована в Чебоксары. Там же, в Чувашии, когда-то жили и её предки. Определить национальность, даже по фотографии, достаточно сложно, поскольку в этой республике национальная чересполосица: есть районы компактного проживания чувашей, есть районы с почти поголовным русским населением, много и смешанных семей, где люди сами выбирают себе национальность в зависимости от различных факторов.
Помню, в "семидесятых" я ездил в Чувашию, и вышел на железнодорожном узле Шумерля (нужно было пересесть на другой поезд). Мне казалось, что я нахожусь в центре России, в Поволжье, в самом русопятом краю, а вокруг шли люди и говорили исключительно на незнакомом мне языке, и их словесный шум звучал в ушах так, словно каждый из них бесконечно и быстро повторял слово "Шумерля" (с ударением на последнем слоге). Приблизительно так звучал для меня чувашский язык.
В первой половине 1950-х годов она работала в Вербилках, создавая росписи классического для тех лет вида - со сложными цветочными узорами, вручную расписывая каждую чашечку, каждое блюдечко. Примером здесь может служить комплект предметов "Синии цветы"... Судя по рисунку, сама по себе эстетика имеет "чехонинские" черты. Подобные растительные рисунки-узоры со сложными формами соцветий были характерны для Вербилок послевоенных лет. Непосредственным проводником подобной эстетики был главный художник предприятия Евгений Петрович Смирнов.
Мелкий ручной цветочный рисунок по глазури - ещё одна привычная для тех лет роспись. Такая роспись отнимала много сил и времени у художника, а по впечатлению мало чем отличалась от деколи. Такие кропотливейшие росписи просто не могли соперничать с деколями, и быстро ушли в небытие, оставшись лишь в музейных коллекциях и в частных собраниях любителей фарфора.
Ещё один пример росписи 1950-х годов - ваза.
К началу 1960-х годов Любовь Степановна уже работает в Конаково. Напомню - основным материалом для Конаково являлся фаянс, материал более грубый (в сравнению с фарфором). Также использовалась майолика, терракота (красная глина), другие виды керамики. Орлова экспериментирует с росписью керамических пластов. Примером служит триптих "Дети в Зоопарке" (1961).
Почему она "металась" между керамическими предприятиями, ломая и перестраивая технику декора, сейчас, наверное, никто не скажет. Наверное, искала какую-то выгоду (но нашла или нет - неизвестно). Интерес представляют отдельные керамические вставки-пласты середины 1960-х годов... Такие узоры близки к народному творчеству.
Но самые интересные оригинальные свои работы она создавала, начиная с середины "семидесятых". Это были росписи керамических (фаянсовых) блюд и различных ваз. Фактически это были жанровые композиции (вазы) и городские пейзажи - с видами старинных московских двориков и улочек.
В галерее ниже представлены блюда, расписанные жанровыми сценками на темы семьи и творчества.
Определённой "реперной точкой", сместившей акценты в творчестве Л.С. Орловой, стала композиция "Венеция", состоящая из нескольких тарелок. Возможно, толчком к созданию композиции послужила туристическая поездка (или же творческая командировка) в Италию.
Итак,тарелки из композиции "Венеция" (1978). Керамика. Глазури. Смотрим...
А далее созрело решение работать в жанре Городского пейзажа. Изображение такого рода пейзажей в туристических городах, например, в Санкт-Петербурге (Ленинграде), было и остаётся для множества художников общим местом. Потому что весь центр города, застроенный в соответствии с генеральными планами регулярным образом представляет из себя единое культурно-историческое пространство, практически архитектурный музей-заповедник, прекрасно сохранившийся, изображать места которого - одно удовольствие. Из художников ЛФЗ, работавших активно в таком жанре, можно выделить многих, но прежде всего вспоминается Андрей Владимирович Ларионов и его фантастические росписи. Другое дело - Москва, где волны бюрократии, всё время накатывающие на город с периферии, уничтожали всё "устаревшее" и "ненужное". Приезжающие в Москву новые властители хотят жить непременно в центре, и по самым современным стандартам с точки зрения комфорта. И для них их личный комфорт всегда был и будет важнее неких отвлечённых понятий, типа "историческая застройка", "сохранение памятников" и пр. К "семидесятым" годам возникло ощущение, что "старой Москвы" очень скоро не будет вообще. К тому времени ради прокладки трассы Калининский проспект были снесены Арбатские переулки, в центре Москвы там и сям среди двух-трёхэтажной застройки воздвигались кирпичные четырнадцатиэтажки с балконами-лоджиями. А к "восьмидесятым" годам началась неспешная застройка до того "неприкасаемого" Замоскворечья. Художники старались запечатлеть пока ещё "живые" уголки "старой Москвы", считая свою работу не только развлечением и попыткой заработать на ностальгии, но и миссией, понимая, что очень скоро все эти виды уйдут в Небытие. Это была именно тенденция тех лет, которая поддерживалась непосредственно и населением: такие зарисовки, созданные на любом материале, хорошо покупались не только туристами, но и самими москвичами. Не удивительно, что и Л.С. Орлова также поучаствовала в этом процессе. Используя, правда, керамику, а не фарфор. Результат был вот таким (некоторые сюжеты повторяются)...
Последние по времени работы Л.С. Орловой, хранящиеся в Российских музеях, относятся к 1990-му году. Кремль всё ближе...
Личная жизнь Любови Степановны выражена во фразе, в которой она охарактеризовала себя в одном из писем начала 1990-х годов, адресованных старой подруге: "Твоя Люба, трижды бабушка, и дважды прабабушка..."
Это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Тем, кто готов оказать посильную помощь каналу, тем самым помогая каналу выжить - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. Адрес группы https://vk.com/club221912172 .