Лавиния Фонтана (1552—1614) принадлежала к болонской школе маньеризма и, по мнению многих историков искусства, была первой профессиональной художницей, работавшая по большому количеству престижных заказов. На протяжении всех своих одиннадцати беременностей она писала масштабные портреты, которые отличаются яркой цветовой гаммой и вниманием к мелким декоративным деталям в одежде и украшениях. Ещё при жизни Фонтана была принята в знаменитую гильдию художников Рима, Академию Святого Луки, став первой женщиной, удостоенной такой награды.
Лавиния Фонтана была одной из трёх дочерей болонского художника и педагога Просперо Фонтаны. Просперо, который руководил успешной студией в Болонье и преподавал в школе Болоньи, обучал всех троих своих детей, но вскоре стало очевидно, что Лавиния обладает величайшим природным талантом, и он сосредоточил свои усилия на её обучении.
Помимо художественного образования, Фонтана занималась академическими науками, изучая литературу, математику, геометрию и латынь. Она также изучала музыку, учась играть на спинете (разновидность клавесинов).
Лавиния не только пользовалась поддержкой своего отца, но и выросла во времена, когда женщины-художницы в других европейских городах сталкивались с большими препятствиями. Болонья, второй по величине город Папского государства, покровительницей которого была монастырская художница Катерина де Вигри, была прогрессивным городом, который принимал женщин в свой университет с момента его открытия в 1158 году. Фонтана была успешной студенткой и в 1580 году получила докторскую степень.
Самыми ранними работами Фонтаны были небольшие религиозные статуэтки на медных пластинах и портреты.
Несмотря на многочисленные таланты дочери, отец знал, что для того, чтобы сделать карьеру художницы, не будучи при дворе или в монастыре, его дочери нужно было найти мужа. В 1577 году она вышла замуж за одного из учеников Просперо, местного художника из семьи Джан Паоло Заппи из Имолы, сына богатого торговца зерном.
Этот автопортрет был написан для семьи Заппи к помолвке, о чем свидетельствует надпись, в которой Фонтана описывает себя как девственницу и заявляет, что она рисовала, глядя на себя в зеркало, что свидетельствует о точности изображения.
Как отмечает историк Лаура М. Рагг:
"Джан Паоло оказался "бездарным простаком" и вскоре отказался от собственной творческой карьеры. Хотя он иногда рисовал драпировки и фоновые детали работ Лавинии, его главной ролью было быть её агентом и растить их одиннадцать детей".
В удлинённых фигурах и преувеличенной перспективе ранних картин Фонтаны чувствуется влияние отца и наставника, маньериста Просперо Фонтаны. Но её работы также отличались от работ отца, особенно в том, что касалось её тонкого внимания к деталям и способности воспроизводить на холсте тонкости тканей и украшений, которые носили её знаменитые натурщицы. Сегодня картины Фонтаны ценятся историками моды как подлинные свидетельства итальянской моды того времени.
Работая в Болонье и Риме, Фонтана считается первой женщиной-художницей, которая сделала себе имя, работая на тех же коммерческих условиях, что и её коллеги-мужчины. В течение первых 20 лет своей карьеры она была любимым портретистом болонских аристократок и выдающихся сотрудников Болонского университета. Позже, когда её репутация опередила её, Фонтана приехала в Рим, где заняла должность портретиста при дворе папы Павла V.
Несмотря на то что Фонтана была известна в основном как маньерист, она иногда была вынуждена, следуя закону католической церкви о контрреформации, создавать религиозные произведения, которые избегали эстетических "излишеств" маньеризма в пользу Высокого ренессанса, отдававшего предпочтение балансу и симметрии. Такие работы, как "Святое семейство со святыми Маргаритой и Франциском" (1578), демонстрируют мастерство Фонтаны в этих техниках.
Лавиния Фонтана считается первой женщиной-художником, писавшей обнажённую натуру, и, вполне возможно, первой женщиной-художником, обошедшей строгие социальные условности для женщин при работе с живыми обнажёнными моделями. На одной из её самых известных картин, "Одевающаяся Минерва" (1614), натуралистичное изображение обнажённой женской фигуры убедительно свидетельствует о том, что она изучала анатомию обнажённой женщины с натуры.
В 1611 году римский скульптор Феличе Казони изготовил бронзовую медаль в честь художественного гения Фонтаны.
Фонтана скончалась в Риме 11 августа 1614 года в возрасте шестидесяти двух лет и была похоронена в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва.
Из одиннадцати детей у неё остались только сыновья Фламинио, Орацио и Просперо. В надписи на надгробии они назвали свою мать просто художницей, чья "слава выходила за пределы женской сферы".
🖼 В разделе Премиум в статье "Семь картин Лавиния Фонтаны" вы найдёте описания картин художника.
Источники: "Лавиния Фонтана: художница и ее покровители в Болонье XVI века", автор Кэролайн П. Мерфи;
"Лавиния Фонтана: Рисунки и живопись", автор: Рая Йотова;
Викисклад.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.