Научные журналисты зря едят свой хлеб, когда берутся за статьи о космосе. Но не только они! Дизайнеры, которые рисуют ракеты тоже копируют один и тот же шаблон, который не имеет никакого смысла.
Что не так?
Форма
Ракета - это длинный цилиндр, а рисуют ее в форме лимона. Форма - не только важна для аэродинамики, ведь сопротивляется атмосфере профиль, который есть смысл уменьшить. Но есть тут и конструктивная логика. Любая жидкость или газ давят на бак во все стороны. В круглых баках довольно равномерные механические напряжения. Ракете нужен бак с топливом и бак с окислителем. Оберните два шарика одним кожухом и получите цилиндр.
Впрочем, исходя из принципа обертывания шаров можно получить и немного другую форму - конус. Или же набор цилиндров разного размера.
Исключением, пожалуй, могут быть разве что системы Энергия-Буран и Space Shuttle. В их образе можно увидеть что-то лимонное, но они во всем остальном на обычные ракеты не похожи. Очень нужны овалы - изобразите один из двух вариантов ниже.
Крылья
У ракеты нет крыльев, она взлетает и садится без использования подъемной силы крыла, потому что это не эффективно для высот выше примерно 50 км и принципиально невозможно, для высот выше линии Кармана. На картинках крылья ракет сравнимы по размеру с самой ракетой. Эти крылья круто загнуты назад, наверное, чтобы на них можно было стоять.
Опоры
Опоры есть в очень небольшом числе ступеней ракет, которые возвращаются на землю и садятся на платформу. И все равно, они раскладываются только перед посадкой, так что опор в ракетах не видно почти никогда. Чаще сего, опирается ракета на конструкции стартового стола.
Иллюминаторы
Ну и главная нелепость - иллюминатор в бак с топливом. От 80 % длины ракеты - просто корпус бака с топливной парой. Туда не нужно делать окна. А если ракета-носитель несет космический корабль, в котором есть смысл сделать окно, он, в большинстве случаев, скрыт под обтекателем. Обычно, это две или четыре створки, которые разлетаются в стороны на пружинах, после срабатывания проболтав.
Один единственный современный космический корабль крепится к ракете-носителю "снаружи", без обтекателя, это - Crew Dragon. И у него есть окна, которые можно нарисовать. Правда, они очень маленькие и до отделения корабля закрыты заглушками, то есть космонавтов внутри не видно.
То есть, технически, можно рисовать ракетам окна, но тогда это должен быть конкретный корабль - Crew Dragon. Ну и понятно, что находиться иллюминаторы должны максимально высоко и быть маленькими, как глазки у гигантской недоброй змеи.
Кстати, у Crew Dragon есть еще одна особенность - он не приземляется, а приводняется. В рисунке это можно было бы оригинально обыграть.
Впрочем, в недавнем прошлом (и, возможно, так будет в будущем) инженеры экспериментировали с мягким приземлением кораблей, подарив им крылья. Размещали такие корабли "снаружи" ракеты, что создавало оригинальный внешний вид. У таких образов большой художественный потенциал. Хотите рисовать крылья и окна - сделайте их у корабля.
Как правильно?
О том как нарисовать ракету адекватно мы сняли первый ролик в новом (уже год как) стиле - высоком качестве и с большим количеством монтажа. Так получилось, что это единственный ролик с Машей, сохранившейся на нашем канале. Чаще мы выступали вживую. А еще, один из двух роликов, где мы записали соц. опрос, хотя проводили их довольно часто.
Почему рисуют плохо?
Аргумент узнаваемости
Есть предположение, что дизайнеры ищут самый узнаваемый образ ракеты и картинки с лимонами - более популярны чем любые другие.
Аргумент стиля
Есть реалистичные стили дизайна, например скевоморфизм. В этом стиле, картинки должны быть похожи на объекты, которые они изображают. Такой дизайн считается устаревшим. Любые нереалистичные стили дизайна - не привязаны к реальному миру. Сейчас популярны - минимализм, плоский дизайн, баухаус. Для художественных целей образ оригинального объекта нужно исказить. Но, я уверен в том, что адекватную ракету можно нарисовать в любом художественном стиле.
Астрономия по картинам Сбербанка: в центре Солнечной системы великое ничто, планеты вокруг располагаются по две на одной орбите, порядок пар: Венера + Сатурн, Меркурий + Юпитер с кольцами (или второй Сатурн). Космонавтика: летучий корабль в форме лимона на огромных крыльях извергает зеленый огонь. К цвету огня нет претензий, это топливная пара гептил + оксид азота, как раз горит зелененьким и используется в космосе подальше от Земли. Тени по Сбербанку: они есть, а Солнца в Солнечной системе нет. Источник света где-то сверху и он больше расстояния между планетами.
Внезапно, в Солнечной системе можно нарисовать Солнце и силикатную группу планет: Меркурий, Венеру, Землю и Марс. Масштабами и осями вращения пришлось пренебречь. Точки Лагранжа у нас тоже не в масштабе, но мне кажется, интересно, когда на картине есть некая фигура, отсылающая к реальному физическому явлению: это просто ромбик или не просто? Сбербанк в моей работе - не в центре Вселенной. Гордыня - грех, если вы не знали. Зато, вот этот круг с прорезью - новый логотип Сбербанка, имеет на моей картине смысл - это траектория полета космического корабля к Луне! У чего-то с иллюминатором в космосе - есть цель! Дизайнеры, вы знали что так можно было вообще?
А еще, можно взять образ реального космического корабля, который планировался для лунной миссии. Л-1 похож на Союз, за счет чего вполне узнаваем. А носителем этого корабля должна была стать ракета Н-1, ступени которой я нарисовал отделенными. Раз корабль уже в космосе, ракета отработала все разделения. Зеленые клубы гептила у меня немного окутали Землю, но это только ради логотипа. Изначально, нарисовал струю по траектории полета. Но тут уже пришлось прибегнуть к условностям.
Немного поразмыслив, нарисовал картину, которая, как мне кажется, ближе к оригинальному заданию от Сбербанка. На ней минимум объектов, логотип Сбера более явный. Проблемой были какие-то космические изумруды в оригинальной картине. В реальном космосе такого нет. Зато, вокруг Земли до 2030-ого года кружит МКС, из траектории которой получится логотип. Вместо ракеты попытался стилизовать самолетик Миг-105 из АКС «Спираль».
А вот постер серьезного просветительского мероприятия от группы "В Науке" и Росатома. Крыльев нет, но форма снова - лимон. Иллюминатор не бросается в глаза, но он есть. Сверху любопытный элемент. Наверное, Артемий Лебедев посмотрел на фото ракет, увидел там "мачту" на носу, решил что это антенна и потребовал ее нарисовать. А на самом деле, это система спасения, выдергивающая корабль из-под обтекателя ракеты в случае аварии на старте. У шершавого лимона от ВК обтекателя не видно, но есть место соединения ступеней, которое очень низко находится. А у боковых ускорителей, такое ощущение, что обтекатели есть.
Мне кажется, очень молодой посетитель наших выступлений справился с дизайном ракеты лучше Артемия. Дизайн минималистичен, но прекрасно виден обтекатель, стабилизаторы не похожи на крылья. А еще, ребенок понял что у компоновки ступеней есть варианты. Например, третья ступень ракеты на этом рисунке предназначена для горячего разделения, а значит там должно быть свободное пространство. Видели хоть на одном дизайнером рисунке ракеты такую деталь?
Аргумент "и так сойдет!"
Я рисовать не учился, и уж тем более каким-то талантом не обладаю. Девочка на выступлении, тоже очевидно, не профи. От сюда, кажется, что проблема авторов идиотских дизайнов ракет - не в том, что они плохие художники. Думаю, что любой творец с минимальным вниманием к миру - способен на адекватный дизайн всего чего угодно. Но ему это не нужно. Это осознанная халатность. Кривой и вторичный дизайн может стоить 232 миллиона рублей.
Уууу, шершавое авокадо с антенкой и окошком, канавки в случайных местах, крылья побольше и все такое жирное жирное! Любо! С вас мильён!
Что должен рисовать художник?
Кто я такой, чтобы учить дизайнеров? Они же художники, они так видят! Так чувствуют! Но все это величие - вопрос веры. Я не верю в то что в дизайнах без смысла есть ценность. И если общественная вера в подобные дизайны пошатнется - ценность действительно пропадет.
Мы уже пришли к тому, что любой специалист должен владеть компьютерной грамотностью, социальным медиа маркетингом и нейросетями. Остался буквально один шаг, чтобы к этому списку добавилась еще и базовая информация как мир устроен.
Автор статьи - преподаватель математики Георгий Тимс для проекта «Физика для гуманитариев». При копировании, пожалуйста, указывайте авторство. Социальные сети проекта: Телеграмм канал, Ютуб канал. Все мои художественные работы лежат в соответствующем альбоме группы ВК.