Всем привет, статья про очередной рывок и прорыв! История авиаремонтного предприятия в Севастополе началась ещё во времена Царской России. В районе Круглой бухты стали базироваться первые гидросамолёты, проходить обучение лётчики. Выше фотография территории этого некогда процветавшего завода, сейчас там склад с запчастями и остатками корпусов Ми-8/Ми-14, так же стоят вышки, как во времена НКВД.
В 1910 году началось создание Русского Императорского Воздушного Флота (Приказ № 397) и в этот же год в Вооружённые Силы Российской Империи были закуплены самолёты производства Франции, и основаны две лётные школы – в Гатчине и Севастополе.
С этого момента авиация в Севастополе развивалась стремительно.
Не прошло и 10 лет с момента подъёма в небо Севастополя воздушного шара, как уже в небо поднимается аэроплан "Антуанетт-IV" Станислава Дорожинского – лейтенанта Черноморского флота, проходившего службу на линкорах "Георгий Победоносец" и "Пантелеймон", а после командовавшего миноносцами № 264 и № 266. С июля 1909 года он был начальником Севастопольского морского воздухоплавательного парка.
29 сентября 1910 года был выполнен первый полёт аэроплана над Севастополем, а уже 11 ноября 1910 года – открылась Севастопольская авиационная школа (вторая в России). Интересно и то, что эта школа была открыта на добровольные пожертвования граждан. А уже через неделю, 19 ноября 1910 года, – выходит в свет первый номер "Севастопольского авиационного иллюстрированного журнала".
Правительство Российской Империи сразу заказывает за границей три гидросамолёта (гидроплана, как их тогда называли): однопоплавковый "Кертисс" и два – типа "Вуазен" для разведки и фотографирования с воздуха целей на морских театрах. Планировалось начать строительство специальных морских самолётов и "матки" для аэропланов – по сути, авианосца.
Аэропланы могут вести разведку, искать мины и подводные лодки, наводить силы флота на цель и даже быть самостоятельной ударной силой.
В 1911 американец Гленн Кёртисс построил гидросамолёт Triad A-1, способный взлетать и с воды, и с палубы корабля, который был немедленно куплен флотами США, Японии, Германии и Великобритании. Морской генеральный штаб Российской Империи изучил характеристики аэроплана и также принял решение о закупке гидропланов для нужд Черноморского Флота.
10 июля 1912 года первый гидроплан Кёртисса совершил полёт над эскадрой Черноморского флота. Всего до 1913 года было поставлено восемь гидропланов моделей D и Е. А на испытания своей модели F Кёртисс даже лично прибыл в Севастополь.
Первым же отечественным гидросамолётом-амфибией считается "Гаккель-V", сконструированный инженером Я.М. Гаккелем в конце 1910 года. "Гаккель-V" построили в Рижском филиале Русско-Балтийского вагонного завода.
Для обслуживания и ремонта техники сразу же возникла необходимость в создании технической базы. И в районе бухты Круглой началось строительство авиационных ремонтных мастерских.
Мелководная, закрытая акватория, без навигационных опасностей и удалённая от жилых строений и судоходства. Ровный берег, удобный для подъёма из воды гидропланов, а также подвоза оборудования и материалов. Ангары, датированные 1912-м годом сохранились до наших дней.
После революции и Гражданской войны, в 1929 году, на базе царских авиаремонтных мастерских была создана воинская часть, которая специализировалась на ремонте гидросамолётов. Поначалу предприятие занималось ремонтом самолётов иностранных моделей, затем перешло на обслуживание отечественной техники – амфибий конструктора Дмитрия Григоровича. Завод занимался самолётами Як-3, Як-1, Лаг-3, различных двигателей, американских гидролодок, которые в том время стояли на вооружении Черноморского флота.
Под натиском немцев часть завода была эвакуирована в Поти (Грузия), часть продолжала работу до захвата города немцами. В одном из ангаров завода 24 апреля 1943 года при ударе немецкой авиации погибли два героя СССР — командующий ВВС ЧФ Николай Остряков и генерал-майор Фёдор Коробков.
Немцы бомбили предприятие не для того, чтобы после захвата города использовать его в своих целях. Их интересовали только два слипа – площадки для спуска на воду гидросамолётов.
После освобождения города из Поти вернули оборудование, и предприятие вернулось к работе. Восстановлению подлежало огромное количество техники, повреждённой в ходе боёв.
Ремонтом самолётов предприятие занималось ещё 20 лет, затем его полностью переориентировали на вертолёты, т.к. с 60-х годов в армии стали активно использовать вертолёт Ми-4, капитальный ремонт которого приходилось делать очень часто. Затем на ремонт стали поступать морские вертолёты и Ка-25.
Ниже на фотографии цех, где капитально ремонтировали Ми-8, Ми-14 и Ка-27.
В конце 80-х "САП" ежегодно ремонтировал около 35 вертолётов.
На момент развала Советского Союза вертолётный завод был воинской частью, который подчинялся Минобороны СССР.
При разделе Черноморского флота в 1997 году предприятие отошло Украине и оставалось воинской частью до 2004 года. Затем военных разогнали, предприятие стало гражданским, но в подчинении Минобороны Украины.
Завод специализировался на ремонте советских вертолётов, которые эксплуатировали страны Азии, Африки, Восточной Европы. Максимальное количество вертолетов предприятие отремонтировало в 2001 году и 2005 году – по 21 машине.
Во времена Советского Союза здесь служили более одной тысячи человек.
В 2014 году на заводе работало не более 350 человек.
В самый пик своей деятельности (1990 год) завод провёл капитальный ремонт 52 вертолётов, в 2013 году – в строй было введено 11 машин, в 2012 году – 8.
За три года в составе России предприятие провело капитальный ремонт всего 12 вертолётов: 4 — в 2014 году, 3 — в 2015 году и 5 — в 2016 году.
На фотографии слегка модернизированный Ка-27М, такую машину я видел взлетающую с авиазавода в 2022 году, с того момента полная тишина, судя по всему завод полностью утратил все свои компетенции.
На сегодня завод растерял всех рабочих специалистов, парковка вокруг предприятия пустая. Нет и полноценной загрузки предприятия. Страны Варшавского договора полностью избавились от советских вертолётов и перешли на технику по стандартам НАТО.
Севастопольский вертолётный завод находится около парка Победы на живописном участке в 17 гектаров у самого моря. Территория полностью обеспечена автономными системами всех видов коммуникаций, включая две мощные подстанции электроснабжения.
Но, Севастопольского авиационного предприятия, известного в народе как "вертолётка" теперь нет.
В данном случае меня удивляет то, что простаивают целых 17 гектаров самой дорогой земли в городе Федерального значения. Данную территорию можно было бы превратить в красивый «оазис», с пальмами и новейшей инфраструктурой для отдыха. Но нет.
Ниже бухта Круглая, красиво, завод чуть левее после небольшой и незаконной стоянки яхт с колхозными постройками уровня бедных районов Анголы.
Для примера того, на сколько это дорогая земля с большим потенциалом. Слева на фотографии недострой, сейчас он уже сдан под апартаменты, цена 50 метровых апартаментов 15 миллионов рублей и это без ремонта. Причем цена оправдана, до пляжа 15 метров, вид шикарный-прям на бухту.
Так же на предприятии можно было бы организовать сборку дронов, хотя бы самых простейших вроде ФПВ, например князь «Вандал Новгородский» на оптоволокне крайне нужен в товарном количестве и его производство нужно увеличивать в раз 10. Но у нас все как всегда. Цеха простаивают, территория забита мусором и тушками вертолетов, земля не используется, а вид этого предприятия вызывает лишь неприятные эмоции. Рядом бухта Круглая и пляж Омега, данное место могло бы дать фору парку Галицкого в Краснодаре, но нет. Губернатор занят лишь собственным обогащением, о чем свидетельствует его арестованный зам с кличкой «10 процентов».
Что скажете?
Согласны с тем, что данную землю и цеха можно было бы использовать для развития города и на благо России. Хочешь, можно производить что-то важное, либо просто обустроить пляж с голубым флагом и инфраструктурой на уровне Дубая. За подобную землю в Сочи развернулась бы настоящая борьба между бизнесменами, бандитами и чиновниками, а цена этих 17 гектаров составляла бы сотни миллионов долларов. Эти гектары могли бы привлечь в город инвестиции в размере 2-3 миллиарда долларов, что больше, чем за последние 25 лет.