Найти в Дзене

Великолепный и загадочный Еропкин. Главный зодчий Петербурга, почти забытый сегодня

Привет всем! Речь сегодня пойдёт о русском архитекторе с трагической судьбой. О Петре Михайловиче Еропкине, великолепном зодчем. Главном архитекторе Петербурга, безжалостно уничтоженном на вершине творческого взлёта. И незаслуженно забытым сегодня. Это тот самый Еропкин — автор знаменитого «Невского трезубца» или «Петербургского трезубца». Сегодня всем известны три центральных магистрали города, лучом исходящие от главной исторической доминанты Петербурга, от Адмиралтейства. Как же великолепно смотрятся на фото эти три луча, Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект (слева направо)! А «Адмиралтейская игла» далеко видна по этим направлениям даже в непогоду, и сегодня служит прекрасным ориентиром для заплутавших туристов. Небольшое отступление. Не могу не показать фото моего Новокузнецка. Здесь три проспекта в разные стороны отходят от Главного железнодорожного вокзала, тоже со шпилем. Это небольшой фрагмент Центрального района города (всего в Новокузнецке шесть районо
Оглавление

Привет всем! Речь сегодня пойдёт о русском архитекторе с трагической судьбой. О Петре Михайловиче Еропкине, великолепном зодчем. Главном архитекторе Петербурга, безжалостно уничтоженном на вершине творческого взлёта. И незаслуженно забытым сегодня.

Это тот самый Еропкин — автор знаменитого «Невского трезубца» или «Петербургского трезубца».

Сегодня всем известны три центральных магистрали города, лучом исходящие от главной исторической доминанты Петербурга, от Адмиралтейства.

Вид на город со стороны Невы
Вид на город со стороны Невы

Как же великолепно смотрятся на фото эти три луча, Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект (слева направо)! А «Адмиралтейская игла» далеко видна по этим направлениям даже в непогоду, и сегодня служит прекрасным ориентиром для заплутавших туристов.

«Петербургский трезубец» в Сибири

Небольшое отступление. Не могу не показать фото моего Новокузнецка. Здесь три проспекта в разные стороны отходят от Главного железнодорожного вокзала, тоже со шпилем.

-2

Это небольшой фрагмент Центрального района города (всего в Новокузнецке шесть районов). А эту часть проектировали именно ленинградские архитекторы, в середине прошлого века. Вероятно, Еропкин оставил значительный след в науке о градостроительстве. Среди специалистов.

А вот простому жителю Санкт-Петербурга фамилия зодчего Еропкина вряд ли что-то скажет.

Удивительный зодчий

Так кто же такой, этот Еропкин? Кстати, будем произносить его фамилию правильно, с ударением на последний слог — ЕропкИн (так же, как фамилии ГоловкИн и ЧичагОв). Вот так говорили в те далёкие годы.

Пётр Михайлович Еропкин родился в 1689 году, в семье смоленских князей. Он получил прекрасное образование и был замечен Петром Первым. Молодой зодчий был отправлен в Италию и Голландию для обучения архитектурным наукам. И уже оттуда он возвратился в Петербург большим специалистом архитектуры, грамотным человеком, знающим языки. И главное, приехал Еропкин со страстным желанием служить Отечеству.

-3

Почему же он удивительный? Еропкин привёз в Петербург из Европы много ценных книг по строительству. И сам перевёл книгу 1570-го года «Об античной архитектуре» Андреа Палладио, которая послужила основой изучения этой науки для начинающих зодчих. Он стал первым составителем Русского архитектурного трактата-кодекса. Это были своды законов и нормативов по строительству города.

Почему он загадочный? Потому что его работы почти не дошли до наших дней. Некоторые постройки навсегда исчезли, а многие оказались скрытыми за поздними наслоениями (например, перестроенное здание церкви Анненкирхе). Еропкин возводил вельможам жилые особняки и дворцы на Миллионной улице и Дворцовой набережной (Черкасскому, Остерману, Трубецкому, Волынскому). Позже там появились обновлённые дворцы. И его творения стали незаслуженно забытыми.

Великолепный Еропкин

Однако, основным полем его деятельности стало градостроительство. Страшные пожары 1736, 1737 годов уничтожили все деревянные постройки Адмиралтейской части Петербурга. Под руководством Петра Михайловича была учреждена Комиссия о Каменном строении Петербурга. На месте деревянных домов возводятся каменные. И сам Еропкин становится Главным архитектором города. При нём разрабатывается план городской застройки. Три известные проспекта-луча, пересекаются параллельными длинными улицами. Заложена всем известная Садовая улица. Разрабатывается план района под названием Коломна. Рождается чёткий план застройки Васильевского острова. Каменные строения должны были надёжно защищать город от пожаров. Вводится обязательная нумерация домов.

Период наибольшего расцвета творчества зодчего Еропкина совпал с эпохой правления Анны Иоанновны. В 1740 году он стал участником кружка, выступавшего против «бироновщины». Возглавлял эту подпольную организацию кабинет-министр Артемий Волынский. Но Бирон был всемогущ.

В тот же год Еропкина (и ещё двух организаторов кружка) арестовали, и вскоре всех троих казнили. Так трагически неожиданно закончилась жизнь талантливого архитектора. Остальные бунтовщики были отправлены в ссылку.

Похоронен Еропкин на Сампсониевском кладбище. Через год, в 1741 году на российский престол взошла императрица Елизавета Петровна. И сразу же было восстановлено славное имя архитектора Еропкина. А все участники подпольного кружка были возвращены из сибирской ссылки.

Сампсониевский собор

Один из самых старых храмов Петербурга, Сампсониевский собор, находится на одноименном проспекте Выборгской стороны, на Большом Сампсониевском. Отсюда дорога ведёт на Выборг. По велению Петра Первого храм заложили на этой дороге и назвали так в честь победы над шведами в Полтавской битве, летом 1709 года. А победа эта пришлась на День святого Сампсония.

-4

Храм удивительной красоты, с изумительным деревянным иконостасом. На его территории было образовано первое городское кладбище, где изначально хоронили горожан разного вероисповедания. (До появления Сампсониевского кладбища усопших хоронили либо во дворах, либо у церковных оград.)

На фото, с левой стороны от дерева, видна невысокая тёмная тумба. Это и есть памятник трём казнённым бунтарям — А.Волынскому, А.Хрущову (через букву «О») и П.Еропкину. (Я там была несколько лет назад, но свои фото не нашла.)

Вот так памятник выглядит с близкого расстояния.

-5

Мы видим внизу фамилию Волынского. Но с другой стороны — уже Еропкин.

-6

Удивительно, что год его рождения, 1689, приписан рядом. Потому что источники разнятся на целых 10 лет — то 1689, то 1698 (в Википедии).

-7

На монументе виден памятный текст. А наверху изображён какой-то «корабль», так показалось мне сперва. Что этих людей связывало с морем? Решила докопаться... и докопалась. Оказывается, современный памятник восстановлен только в конце 19-го века.

А изначально он выглядел так.

-8

Никакой это не корабль. А колонна с траурной урной. Этот силуэт и изображен на восстановленном памятнике.

Вот такая печальная история.

* * * * * *

Главный зодчий Петербурга, Еропкин Пётр Михайлович, почти забыт сегодня. Но вклад его в русскую градостроительную архитектуру поистине огромен.

И знаменитый «Невский трезубец» Северной столицы ежедневно напоминает нам всем об этом!

Спасибо за внимание к каналу! Берегите себя и близких! До встречи!