Комплектование пехоты.
Среди прочихъ вопросовъ, выдвинутыхъ на очередь современной войной, очень серьезнаго внимания заслуживаетъ вопросъ комплектованья вообще и пехоты - въ особенности. За грохотомъ безконечнаго количества образцовъ траншейной и тяжелой артиллерии, за могущественными эскадрильями аэропланов, сообщения еъ полей сражения какъ будто перестали замечать работу пехоты. Обь ней они не говорять ни слова; разве укажуть количество пленныхъ, да и то между прочимъ - «после» орудий и пулеметовъ. А между темъ современная война, выдвинувъ очень сложные артиллерийския машины, танки и тысячи аэроплановъ, запутавъ чуть не весь paйон расположения войскъ проволокою, повысивъ въ большой степени требования къ личному составу артиллерии и всякаго рода спещальнымъ родамъ войскъ и службъ, еще в большей мерн повысила их къ пехоте. По внешности,правда, боевая служба пехоты какъ будто и не изменилась: она попрежнему вооружена винтовкой и попрежнему либо «сидит» в окопе, либо «ходит в атаку». Но вглядитесь поближе, в чемъ состоять в наши дин это «сидения» и «хождения в атаку», и вы увидите, что современный пехотинец должен не только твердо знать и добросовестно выполнять пункты, хотя бы и более сложных сравнительно с прежним, Требований устава: он должен быть готовым въ каждую минуту проявить огромную сообразительность, сметку и развитее. Все перечисленныя выше машины направлены ведь главным образомъ против него, пехотинца, и – естественно - онъ долженъ уметь съ ними бороться. Въ большой мере затруднилась и разведка; потребовалась для удовлетворительнаго ея выполнения широкое участие авиации н воздушной фотографии. Но здесь трудность работы легла собственно на летчиков и специалистовъ по фотографии и развертыванию снимков; технический же, вернее - рабочий персонал при машинах на земле выполняет въ сущности свое прежнее дело.
Очень затруднилась техника артиллерийской стрельбы; но она затруднилась, главнымъ образомъ, для команднаго состава - мастеров дела, а не для рядовых рабочих при орудиях: они нопрежяему выполняют обязанности номеров, подают снаряды и - это прибавилось въ особенно тяжелых типах - должны уметь выполнять довольно сложную работу по сборке и установка своего орудия. Но и здесъ - они только рабочие.
Теперь взгляните на службу пехоты: рядовой паехотный солдат, даже стоящий просто въ окопе на наблюдательном посту, долженъ уметь «тодметить» признаки «готовящейся» - например, газовой атаки и «во время» о ней предупредить; онъ долженъ «во время» дать знать и пулеметчикам, и начальству, если заметит признаки сильной разведки или атаки; онъ должен отлично понимать меры противогазовой обороны окопа; въ пехоте должны быть и свои саперы, свои телефонисты, свои сигнальщики, гранатометчики, бомбометчики, даже минеры (для устройства убежищ). При атаках или при вынужденном оставлении первой лиши и при необходимости вести бой среди лабиринта окопов, ходовъ сообщения, проволочных сетей и воронок от взрывов снарядов, каждый стрелок въ большинстве случаев предоставлен себе и долженъ не только «уметъ» драться въ описанных выше условиях, но - чго самое трудное, но въ то же время и самое важное - уметь согласовать свою работу съ соседями, уметь разобраться въ адской обстановке урагана пулеметнаго огня и взрывов и работать на общее дело. Не только ротный командир, даже командир взвода и начальник отделения не будут въ состоянии въ этом хаосе дать ему указания, а «общими» указаниями, данными раньше, само собою попятно, всей обстановки ни предвидеть, ни растолковать невозможно.
Прибавьте сюда, что здЬсь, въ самомъ горячемъ пекле боя, среди безконечнаго количества землянок, окопов, блиндажей, убежищъ и т. п., так легко укрыться и «переждать» немного... Пехотный солдат долженъ проявить здесь громадную самоотверженность; у него должно быть очень развито сознание долга и, кроме того, онъ долженъ понимать этот бой, т. к. только при этом условии онъ будет способен проявить нужные настойчивость и упорство.
Даже этот бледный простой перечень далеко не всего, что требуется в современном бою от малозаметной пехоты, показывает, как сложна ея боевая работа, и какой она требует подготовки.
Большое заблуждение считать, что пехоте довольно научиться разсыпному строю и стрельбе, и она уже готова к бою. Так ставить вопросы, значило бы сознательно сводить на нет всю сложную работу над подготовкой артиллерии, авиации и т. п. Для кого и для чего оне будут работать ня войне и в бою, если пехота будет кь бою не годна.
Война в полной мере нодтверждат это; когда у нас въ 1914 году, весною 1916-го бывала еравнительно хорошо обученная пехота, мы неизменно имели успех, хотя и уступали противнику в технике; Когда хорошо обученные люди и кадровый командный состав выбывали из строя, несмотря на такую же, даже более тщательную и более богатую по средствам подготовку - наши успехи становятся все скромнее и скромнее, а некоторые части, на языке донесений, «режугъ проволоку», т.-е., другими словами, совсем не въ состоянии атаковать.
Въ Июле 1917 года - под Бржезанами мы имели огромныя артнллерийския и авиационныя средства; артиллерия настолько хорошо подготовила атаку, что одним из комитетов ей было вынесено даже порицание за то, что она слишком разбила окопы противника и в них трудно было укрываться при атаке, но... наша пехота въ течение апреля и мая не желала учиться, все время посвящала обсуждению важ важнейшихъ государственных и мировыхъ проблем, и 18 Июня не сумела закрепиться въ очищенных немцами и турками окопах, не сумела на многих участках отразить въ сущности разведчиков противника и ушла въ свои «основные» окопы. Если, как это объясняют некоторые, она не хотела больше воевать, то зачем же она шла занимать эти окопы? Или въ 9 час. утра она думала одно, а въ 6 ч. вечера уже другое? И къ тому же, откуда для большинства участников такое «единомыслие»?
Она просто, не знала своего дела; она не умела атаковать. Пока противник не был въ состоянии оказать ей сопровотивления, она шла вперед: первое же противодействие (очень слабое!) заставило ее почувствовать сзою безпомощность... и она требовала против разведчиков заградительнаго огня артиллерии и... уходила назад.
Возвращаюсь къ вопросу комплектования: подготовка современной пехоты требуетъ не менее хорошаго материала, нежели кавалерия, артиллерия, саперы, и др.; ей нужны, и хорошо грамотные (напримеръ, разведчики, заместители начальствующих лиц), и сильные физически (гранатометчики, саперы), и хорошие гимнасты, и развитые умственно и нравственно.
Одним словом, теперь нельзя давать пехоте лишь то, что осталось от других. Она должна комплектоваться даже тщательнее, чемъ другие роды войскъ; если между ними все-таки есть главные, - она самый главный изъ нихъ.
Если у государства не будетъ по современному хорошей пехоты, оно можетъ не безпокоиться о широкомъ развитии своихъ артиллерийскихъ и техническихъ средствъ, т. к. они одни ему все равно большой пользы принести не могутъ. Они обслуживаютъ пехоту, и пехота по своим качествамъ должна соответствовать имь. Она еще въ известной мере может своей доблестью и искусством заменить некоторые недочеты техники; обратное же много труднее. А. Стр. 2-3
II. Стратегия на великорусскомъ фронте.
После нашей статьи отъ 10 Июля (№ 6 журнала) стратегическая сбстановка на Великорусскомъ фронте резко изменилась, что ясно видно изъ прилагаемой схемы. Мы не будемъ здесь подробно описывать происшедшее, такъ какъ читатель можетъ вполне ознакомиться съ ннмъ въ прекрасно составленной статье А. В. К-в. подъ названиемъ «На русскомъ театре войны. От Белаго до Каспийскаго моря», въ Известиях Нар. Ком. по воен. дел., № 69. Къ сожалению авторъ еще не даль военнаго положения на восточномъ, чехо-словацкомъ фронте, обещая описать этотъ, въ настоящее время важный, фронтъ въ последующихъ очеркахъ. Мы дадимъ лишь краткия данныя, поясняющия схему. Въ первыхъ числахъ июля англичане, после обстрела съ моря крейсеромъ типа «Аскольдъ», захватили станцию Сороки, высадивъ одновременно отрядъ въ Сумскомъ посаде. По нашимъ официальнымъ сведениямъ, на Мурмане высадилось около 12-15.000 чел. англо- французовъ, съ сербами. Союзныя посольства изъ Вологды переехалп въ Архангельскъ.
На финляндской границе войска обехъ сторонъ стоятъ на берегахъ р. Сестры. Въ Финляндии считается до 35.000 чел. германскихъ войскъ.
На фронте отъ Финскаго залива до украинскихъ границъ противъ нашей, такъ называемой «завесы», стоятъ германския войска, въ составе которыхъ, по непровереннымъ сведениямъ, въ Псковско-Нарвскомъ pайоне замечены австрийския и болгарския части.
Украинский фронтъ занять украино-германскими частями и здесь очень часто происходить столкновение.
Донской фронтъ - происходять стычки мелкихъ партий, местами действуютъ броневики, нападаюпце казачьи отряды доходятъ до 3.000 чел. при 5 орудияхъ. Принимаются меры для постененнаго очищения отъ казаковъ железнодорожной магистрали Грязи-Поворино- Царицынъ, имеющей для Великороссии большое значение, какъ единственный, за закрытиемъ чехо-словаками направления черезъ Самару, путь въ Закаспийскую область и Туркестан и на Кавказъ. Эта задача нашего Поворино-Царицинскаго фронта.
На северо-кавкасскомъ фронте бои происходят вдоль железной дороги Царицынъ -Тихорецкая. Въ первыхъ числахъ июля произошли бои съ превосходными силами казаковъ и белогвардейцевъ противъ советскихъ войскъ въ paйоне Тихорецкая, сев. Ставрополя; последния очистили этотъ участокъ железной дороги. Владикавказская железная дорога вь paйоне Георгиевска - Пятигорска 11 июля была въ рукахъ казаковъ.
Газетныя данныя о чехо-словацкомъ фронте указываютъ на группировку главныхъ силъ въ Екатеринбургскомъ paйоне, около Шадринска — Камышлова. Въ Челябинскомь районе находится ихъ главная база. Самаро-Уральский paйон, примыкающий къ Дутовскимъ отрядамъ впереди Уральска, очевидно, служить главнымъ операционнымъ направлениямъ чехо-словаковъ, которыхъ силу вместе съ русскими частями, доводить до трехъ дивизий или 80.000 чел. Подробнее выяснится все, когда К-в. напечатаетъ продолжение своей статьи.
Онъ говорить, что видимо, «руководители операций на различныхъ участкахъ нашего обширнаго фронта еще не усвоили себе въ достаточной степени совершенной необходимости доставлять подробная и своевременный сведения о боевыхъ действияхъ, общемъ положении на фронте, о количестве, состоянии, расположении, - вообще все данныя о противнике».
Авторъ совершенно верно говорит, что неполнота сведений въ повседневной печати о военномъ положении «позволяетъ разпространяться разнаго рода фантастическимъ слухамъ».
Стратегическое резюме, пополненное сведениями о занятии англичанами Тавриза, германскаго дессанта западнее Екатеринодара, о намерении японо-американцевъ съ присоединениемъ китайцевъ двинуть свой Экспедиционный корпусъ, о чемъ говорить решение ихъ отъ 17 июля (Известия Ц. И. К. № 158) можеть указать лишь на то, что положение, показанное на схеме, было бы грубою ошибкою считать положением для действий на внутреннихъ операционныхъ линияхъ. Это лишь геометрическая, случайная форма, ничего общаго неимуеющая съ выгодами внутреннихъ операционныхъ действий. Эту ошибку свою Наполеонъ призналъ въ своемъ распоряжении для осенняго похода 1813 г. въ сердце Германы, и эта ошибка, по вечно верной формуле Мольтке: «ошибки въ первоначальному развертывании силъ трудно исправимы», стоила ему поражения и полной растраты даромъ своихъ силъ. В. Борисовъ.
Изъ военнаго архива.
Сопоставляя статистическия данныя о каждой изъ войнъ въ отдельности и связывая ихъ съ данными о войнахъ другахъ государствъ, определяются интересные итоги, указывающие сколько летъ человечество пользовалось полнымъ миромъ и сколько приходилссь на долю войнъ. Кроме того, получается и рядъ другпхъ ценныхъ данныхъ, которыя даетъ статистика о прошлыхъ войнахъ народовъ. Изъ данныхъ такой именно статистики мы и извлекаемъ нижеследующие итоги о войнахъ за последний столетний периодъ, начиная отъ 1800 года и до 1900 года, включительно. Стр. 14.
Иностранная военная хроника.
Англия. Мобилизация иностранцев в Англии. Судьи завалены делами о розыске иностранцев, уклоняющихся от вступления в армию. Капитан Уэст заявляет, что за последние 18 месяцев ему одному пришлось иметь дело с 1.000 молодыми иностранцами, не пожелавшими служить в армии. За уклонение в первый раз обыкновенно налагается штраф в 5 фунтов стерлингов.
Австралия. Австралийский дирижабль. По сведениям английской печати, в Австралии основано общество для постройки, по проекту инженера Остина, дирижабля, который предназначается к сдаче Английскому правительству. Гондола этого дирижабля имеет платформу для орудий.
Франция. Аэропланы А. и М. Фармана. По данным американского журнала «Aerial Agе», известный авйаийонный заводь Анри и Морица Фармана въ Биланкуре (Сена) уже въ середине прошлого года довел свою ежедневную производительность до 10, разнаго типа, аэроплаиовь. Заводь тянется въ длину на три километра и при 5.000 штате рабочихъ изготовляегъ не только аэропланы, но и все деревянные и металлические части. Изъ иптересныхъ конструкций аппаратовъ, строющихся «Фарманомь», следует указать на 220-сильный аэропланъ съ ротативнымъ моторомъ, развивающий скорость в 250 километровъ въ часъ. Другой типъ, «Типъ F», снабжен 160-сильнымъ моторомъ и въ состоянии развить скорость до 175 килом. въ часъ. Онъ отличается отъ другихь боевыхъ аэроплановъ уравновешеннымъ рулемъ, глушителемъ, расположеннымъ надъ двигателемъ и продолжающимся надъ крыльями, и радиаторами установленными по обеимъ сторонамъ корпуса. Весъ самого аппарата достигаетъ 760 клгр. и полезный грузъ - 440 клгр. Въ Приборы и снаряжение входить пулеметъ Гочкиса, безпроволочно-телеграфная сеть и бомбометный приборъ. Съ полнымъ грузомъ этотъ аппарат въ состояти достигнуть высоты въ 2.000 метровъ въ течение 8 минуть. Самъ аэропланъ хорошо уравновешенъ и легко слушается управления, какъ ла земле, такъ и въ воздухе. Другой аппарат имеетъ собственный весъ въ 760 клгр. и подымает полезный грузъ въ 600 клгр. Съ 220-сильнымъ двигателемъ онъ въ состояти развить скорость до 200 километровъ въ часъ и взять высоту въ 2.000 метровъ въ течете 6 минут. Бомбометный аэропланъ имеетъ чистый весъ въ 900 клгр. и полезную грузоподъемность въ 700 клгр. Онъ снабженъ 220-сильнымъ двигателемъ. Скорость его - 190 километровъ въ часъ и быстрота подъема - 2.000 метр, въ течение 6 минут. Аппарат этой конструкщи въ состояти оставаться въ воздухе въ течение 10 часовъ.
Новые авиационные рекорды. Успехъ военныхъ аэроплановъ во время войны помогъ дальнейшему ихъ усовершенствованию, которое, между прочимъ, выявилось въ целомъ ряде рекордовъ, поставленныхъ летчиками. Вь 1916 году английский летчикъ Harry Hanker достигъ на аэроплане въ Брукленде (въ Англии) высоты 24.408 фут. (7.439 метровъ). Хотя Генрихъ Элерихъ, германский авиатор, въ 1914 г. достигъ высоты 25.756 фут. (7.850 метровъ), однако, этоть рекордъ не быль признанъ английскимъ Королевскимъ Аэро- Клубомъ. Спустя несколько месяцевъ, а именно 9 ноября 1916 г. итальянский летчикъ Гвидо Гвиди въ Италии поставилъ новый мировой рекорд высоты, достигнувъ 7.675 метровъ. Следуетъ указать, что въ Америке американстй летчикъ Calic Bragg устаяовилъ американский рекордъ высоты, поднявшись 19 сентября 1917 г. на аэродроме въ Минеоле на высоту въ 6.705 метровъ. Во французской газете «journal» известный французский теоретик воздухоплавания Жоржъ Прадо поместилъ следующую интересную заметку: «10 апреля 1916 г. французская авиация установила новые рекорды скорости. Сейчасъ невозможно сообщить точныя данные, но одно можно отметить, что новый военный аппарат съ новым двигателемъ побилъ въ двухъ случаяхъ все предыдущие рекорды скорости, не только военныхъ аэроплановъ, но и аппаратовъ гоночнаго типа».
Япония. Участие Японии въ войне. По сообщению американскихъ газета Япония на основании договора съ союзниками намерена увеличить количество своихъ военныхъ судовъ въ Средиземномъ море.
Программа японскаго судостроения. По сообщению английскихъ газет, японское правительство разработало новую программу морского судостроения. Японский флот пополнится тремя новыми сверхъ-дредноутами, четырьмя броненосцами-крейсерами, семью быстроходными крейсерами, 46 истребителями и 170 подводными лодками.
Русская военная хроника.
Новое назначениe. Главнымъ начальникомъ снабжений назначенъ генеральнаго штаба Евгений Ивановичъ Мартыновъ.
Подчиненность полевыхъ войскъ. 22 Июля Наркомвоенъ издалъ Приказъ, разъясняющий, что войска, несущия полевую службу, находятся въ подчинении лишь полевого штаба, черезъ полевыхъ начальниковъ. Приказъ этотъ подтверждает, для точнаго исполнения, что власть полевыхъ начальниковъ остается неизменно въ ихъ рукахъ и только по распоряжению Высшаго Военнаго Совета или Совнаркома, полевыя войска могутъ быть переданы въ иное подчинение.
О содержании. Прик. 577, отъ 23 Июля. Устанавливается наименьший окладъ младшей должности ген. штаба въ штабахъ дивизии, прочихъ штабахъ и учрежденеияхъ военнаго ведомства въ 700 рублей въ месяцъ.