🔥 ВИДЕО БОНУС: В конце статьи - ПЕРВЫЙ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ! Мой восторг, когда всё заработало с первого раза!
"Если не разбираешься - начни разбираться. И разберешься!"
Именно с этой мыслью я полез в электрику мотоцикла. Результат: полная проводка с нуля БЕЗ образования и опыта! Сегодня научу и вас.
Мой уровень до: "фаза-ноль-земля"
Мой уровень после: самостоятельно собрал всю схему
Итак, начнем с начала.
Поскольку мотоцикл планируется строить вокруг уже знакомого мне CB-семейства китайских двигателей, которые широчайше представлены практически во всех эндуро-мотоциклах китайского производства, и который стоит у меня на Kayo T2 (175й мотор), то и проводку нужно собирать по схеме от этого семейства.
🎯 ШАГ 1: Находим схему в хаосе интернета
ПРОБЛЕМА: В интернете - вариаций схем CB-двигателей как моделей у Versace. Цвета проводов у каждого производителя свои!
РЕШЕНИЕ: Методом сравнения 15+ схем нашёл максимально вменяемую
Значит. Что мы здесь видим. Слева - голова, справа - попа. Будто мы смотрим на мотоцикл сверху вниз.
Начинал я от аккумулятора. Положил перед собой косу проводки, аккумулятор, накинул плюс и минус. Плюс - красный, минус - черный. Минус (или же массу) я разорвал выключателем массы (следующий слайд перелистните). Мне это очень пригодилось, когда ты что-то скрутил, и у тебя есть время подумать: верно ли ты скрутил. Если готов - включаешь массу. ЧПОК - значит скрутил неверно. Отсоединяем эту скрутку, выключаем массу. Разбираемся, что пошло не так, меняем предохранитель, начинаем сначала.
После подключения аккумулятора я пошёл от замка зажигания.
Напоминаю, что вот это видео очень полезно и информативно для того, чтобы понять: куда что подключать в замке.
После того, как у меня ток пришёл в замок зажигания, а уже из него разошёлся по своим проводам, я начал плясать уже с теми "ответвлениями" проводки, куда идут фазные провода с замка зажигания.
Сразу порекомендую: запаситесь предохранителями, если вы тоже почему-то решили лезть в электрику без знаний. А я повторюсь, что пишу эти статьи исключительно для таких людей, как и я. Мы странные, отнеситесь к нам с пониманием, если вы специалист))
⚡ ШАГ 2: Собираем "конструктор" проводки
Что купил:
- 🔌 Основная коса "жгут TTR 250" - 2400 руб
- 🔌 Дополнительная коса "Racer RC300-GY8A" - 1800 руб
- 🔧 Набор фишек, термоусадка, стриппер - 1500 руб
СЕКРЕТ: Две косы дополняют друг друга! Из одной беру провода на двигатель, из другой - на периферию.
Я приобрёл сначала косу с названием "жгут проводов TTR 250 завод". Звучит многообещающе. И действительно. В этой проводке нам очень подходит цвет проводов на замок зажигания, реле-регулятор, коммутатор, реле стартера и на переднюю фару. То есть, как мы можем понять, с этой схемой можно работать. Цвета проводов бьются по схеме. Жизненно важные элементы электрики мотоцикла к ней подходят. Забегая вперёд, скажу, что и вышеупомянутые реле-регулятор, коммутатор и реле стартера, которые шли в комплекте с приобретенным мной двигателем CB300RL - также захотели подружиться со схемой, которую я привёл вам выше, и с косой, которую я также продемонстрировал.
Но вот фишки на периферийные органы мотоцикла, как то: бибика, поворотники, индикатор нейтрали, а также на кнопки, отвечающие за их управление - в этой косе отсутствовали, а потому были взяты с другой косы, которую я приобрел дополнительно и соединил с вышеупомянутой (назовём её основной).
И на роль второстепенной косы подошёл жгут проводов от Racer RC300-GY8A Enduro, приобретенный на том же OZON.
В итоге, провода, ведущие к замку зажигания, брались от двух жгутов и выходили в фишку с положенными 4-мя контактами, которая будет соединена с 4х контактной фишкой, идущей от замка зажигания, расположенного в фаре.
Таким образом у меня и подружились две косы проводов, дополняя друг друга.
Плохая ли это идея? Пожалуй, что да. Если б мне пришлось уже с приобретенными знаниями начинать всё сначала, то я бы вообще купил набор проводов на Озоне по количеству цветов, равному количеству на схеме, и собрал бы проводку с нуля. Получилось бы более продуманно, компактно и логично.
Но тем не менее, у меня есть рабочая проводка для мотоцикла, которая на моём столе может оживать. У меня функционируют все кнопки на пультах. У меня работают все органы, которые этими пультами управляются. У меня горят нужные индикаторы на фаре и спидометре. У меня не возникают ошибки при подключении ни одного из устройств, отвечающих за двигатель, опять же: реле-регулятор, коммутатор и реле стартера. Предохранители молчат, нигде обрыва нет, короткого тоже нигде нет.
Возможно что-то изменится уже при сборке и при подключении двигателя. Но за время моей сборки электрики я уже почти наизусть выучил эту схему, и понять где что загрустило - не составит труда.
🛡️ ШАГ 3: Мой лайфхак безопасности
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ МАССЫ - ваше спасение!
Подключил массу через выключатель:
- Собрал соединение → включил массу → ЧПОК → предохранитель летит
- Выключил массу → разобрал косяк → повторил
Сэкономил 20+ предохранителей и нервы!
🎨 ШАГ 4: Собираем как Лего
Порядок сборки:
- ✅ Аккумулятор (красный +, черный -)
- ✅ Замок зажигания
- ✅ Двигатель (реле-регулятор, коммутатор)
- ✅ Фара, поворотники, кнопки
- ✅ Проверка ВСЕХ функций на столе
В фару был установлен вот этот замок зажигания. Пришлось переделывать крепежи и дорабатывать отверстие под замочную личинку в фаре.
Индикаторы для фары в штатные места встают вот эти.
Спидометр я показывал в предыдущем посте. Вот его страница на маркетплейсе.
Для работ с проводами я купил термоусадочных трубок, термофен, влагозащищенные фишки и стриппер.
А вот те самые "харлеевские" пульты.
Ну и естественно по мелочи набегало много всего. Диоды, изолента, ещё термоусадочные трубки, ещё изолента. Ещё фишки на 2, на 3, на 4 и на 5 контактов.
🎉 РЕЗУЛЬТАТ: ПЕРВЫЙ ЗАПУСК!
Ну и первый пуск двигателя мотоцикла развеял все сомнения. Оно живое!
Что работает:
- ✅ Все кнопки на пультах
- ✅ Индикаторы на фаре и спидометре
- ✅ Реле-регулятор, коммутатор, стартер
- ✅ НЕТ коротких замыканий!
- ✅ НЕТ ошибок подключения!
💡 Выводы через боль:
СДЕЛАЛ БЫ ИНАЧЕ: Купил бы провода по цветам и собрал с нуля - вышло бы компактнее.
НО СЕЙЧАС: У меня РАБОЧАЯ проводка, которую я понимаю наизусть!
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ: Не бойтесь ошибаться. Каждый сгоревший предохранитель - шаг к пониманию.
🛠️ ВАШ ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
[ ] Найти схему под ваш двигатель
[ ] Купить 2 косы проводки для дополнения
[ ] Обязательно взять выключатель массы
[ ] Запастись предохранителями
[ ] Собирать поэтапно с проверкой
[ ] Тестировать ВСЕ функции до установки
P.S. Если я смог - сможете и вы! С какими страхами по электрике сталкиваетесь? Пишите в комментариях - помогу советом!
P.P.S. Подписывайтесь - скоро первый выезд на нашем самодельном мотоцикле!
Ну а в предыдущих сериях: