10 февраля исполнилось 188 лет со дня гибели А.С. Пушкина. Дата не круглая, а потому, в средствах массовой информации этому событию было уделено минимум внимания.
Так совпало, что накануне в социальных сетях наткнулась на аудиоспектакль «Медный всадник». Произведение непревзойдённо читал Олег Ефремов.
Скажите честно, вы помните, о чём идёт речь в стихотворении? Лично я знаю только:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
Помню только потому, что этот отрывок учили в школе. С тех пор он и живёт в моей голове. А вот о чём речь шла дальше, к своему стыду то ли забыла, то ли вообще не читала…
Но учиться никогда не поздно, тем более – приобщаться к прекрасному. И вот я слушаю «Медного всадника» в исполнении Ефремова. Слушаю и мурашки по коже от ужаса. А если бы я прочитала это произведение в 7 классе? Наверное, поседела раньше времени.
Треш. Хоррор. Катастрофа. А точнее: наводнение 1824 года (заметьте, в прошлом году был «юбилей» события). Согласно официальным данным стихия унесла жизни почти 500 человек, нанесла серьёзный экономический ущерб. И на фоне всего этого ужаса – судьба «маленького человечка» - юноши Евгения, который за одну ночь лишился любимой девушки и цели в жизни. А ведь цели и устремления у парники были замечательные: работать, жениться, жить в любви и согласии, и «внуки похоронят нас»…. Просто. Честно. По-настоящему и по-человечески. Но ничему этому не суждено было сбыться. Домик, где жила возлюбленная со своей матерью, унесла большая вода. Евгений сошел с ума. И чудилось ему:
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
И, озарён луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несётся Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжёлым топотом скакал…
За историю Санкт-Петербурга произошло более 300 наводнений. Но, пожалуй, самым запоминающимся стала катастрофа 1824 года. И всё - благодаря Александру Сергеевичу. Вот уж во истину: «ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
«Песен ещё не написанных сколько, скажи, кукушка, пропой»… Сколько бы ещё мог создать прекрасных произведений Александр Сергеевич! Но случилось так, как случилось.
Где-то читала, что спасти Пушкина не представлялось возможным. Уровень тогдашней медицины и характер ранения не оставили ему ни малейшего шанса.
Согласна с выражением, что человек жив до тех пор, пока о нём помнят. Александр Сергеевич бессмертен (как и Достоевский). По крайне мере, пока стоит наша цивилизация, он точно живее всех живых!