Найти в Дзене
Олег Платонов

В Абхазию полетели самолеты. В чем плюсы и минусы авиасообщения и почему молчит Грузия?

Оглавление

Свершилось! В Абхазии впервые за 32 года приняли первый гражданский пассажирский рейс. И к лету обещают запустить регулярное сообщение. Но что с ним не так в казалось бы очевидном положительном явлении, и почему туристы могут просто не полететь по новому маршруту?

Фото - сайт главы Абхазии
Фото - сайт главы Абхазии

Совком туристов к черному морю не натаскаешь

Пассажирами тестового рейса стали кандидат в будущие президенты страны Бадра Гунба и 21 студентов, обучающихся в российских вузах. Обратно борт до аэропорта Внуково в Москве из Сухуми взял на себя в основном граждан Абхазии, нуждающихся в медицинской помощи. Время в пути составило 3,5 часа. Воздушное судно в Абхазии встретили артисты государственного хореографического ансамбля «Абаза», которые выступили с национальными танцами прямо на взлетном поле.

-2

Ну и по традиции, местный аэропорт «по взрослому» встретил первый лайнер почему-то кривой водяной аркой. Так обычно встречают первый рейс из места, откуда самолеты еще не прилетали… Прикол в том, что это был единственный пассажирский рейс.

Это был тестовый полет татарстанской региональной авиакомпании UVT Aero. Скорее всего, именно она начнет выполнять рейсы как минимум из Казани в эту южную республику. Других дураков нет. Дело в том, что еще в 2010 году Международная организация гражданской авиации (ICAO) приняло решение отказать присвоить этой авиагавани международный статус. По факту то это территории Грузии, временно оккупированная… А кстати, кем? Абхазами чтоли получается?

И теперь любая авиакомпания, решившая начать перевозки пассажиров в Сухуми, автоматически попадает под международные санкции. Поэтому не ждите на этих линиях крупных игроков. А UVT Aero не жалко. Все равно авиакомпания совершает в большинстве своем межрегиональные рейсы по России. ну максимум, чего она может лишиться, это полетов в Узбекистан. Правда, на сайте авиакомпании еще сказано, что они организуют чартерные перевозки в страны ближнего и дальнего зарубежья, но это, наверное,другое…

-3

Но и тут все не слава богу. Дело в том, что UVT Aero в своей работе использует канадский региональный среднемагистральный самолёт CRJ-200. Его вместимость – всего 50 человек. Хзотя по заверению местных властей, пропускная способность обновленного аэропорта – 1300 человек в час. Понятно, что такими силами туристов к морю не натаскаешь. И непонятноЮ сколько будут стоить цены на билеты в таком случае, если у татарстанской авиакомпании не булдет конкурентов и количество пассажиро-мест будет ограничено.

Кто еще из российских авиакомпаний готов взять эту ношу – пока не понятно.

Приземляться и взлетать круче, чем в Адлере

Аэропорт Сухуми расположен в 18 километрах к юго-юго-востоку от столицы, практически на берегу сухумской бухты в посёлке Бабушара. Прелесть его заключается в том, что самолеты могут садиться и взлетать как в сторону моря, так и в сторону условных гор. В Адлере можно летать только в сторону моря, вне зависимости от погодных условий. То есть, условия для пилотов гораздо сложнее.

Построили его в середине 60-х годов прошлого столетия. Длина взлетно-посадочной полосы в 3,6 км и ширина 45 метров считается чуть ли не самой длинной в странах СНГ, но это не точно… Это абхазы так говорят. В советский период пассажирооборот сухумского аэропорта составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до 1 тысячи. К слову, сухопутный пограничный пункт у Псоу может пропустить через себя до полутора ттысяч человек в сутки.

-4

До начала 1990-х годов из аэропорта совершались рейсы самолётов во многие города СССР, а вертолётными линиями Сухум был соединён с несколькими населёнными пунктами Абхазии. Мне кажется, у него и сейчас неплохие шансы стать базой для малой авиации. В любом случае, таких жестких ограничений на полеты, как в России, тут вряд ли имеются, а потенциал огромный.

Печальная статистика

С начала грузино-абхазского конфликта аэропорт стал лакомой целью для каждой из сторон конфликта. В итоге, здания получили существенные повреждения, а взлетно-посадочная полоса была заминирована.

В сентябре 1993-го Абхазию покинул последний гражданский лайнер.

Кадры про то, как Ту-154 под завязку набили беженцами с плачущими детьми и скорбными стариками, облетели весь мир. Количество людей, желавших попасть на борт, явно превышало возможности самолета, да и вылетел он с явным перегрузом.

И все же без трагедий не обошлось. 21 сентября 1993 года был сбит Ту-154, летевший из Сочи. Все 28 человек, жители Абхазии и Грузии, на его борту погибли.

Днем позже, 22 сентября Ту-154Б-1, летевший из Тбилиси, был атакован с ПЗРК в левый двигатель. Погибли все 108 человек — восемь членов экипажа и 100 пассажиров.

23 сентября Ту-134А, принимавший на борт сухумских беженцев, сгорел от снаряда из «Града». Погиб один человек. Хотя об этой трагедии в абхазии рассказывают совсем другую историю…

К 2000 году полосы полностью разминировали, старое здание аэровокзала отремонтировали. Аэропорт стали использовать для внутренних полётов в село Псху и приёма спецрейсов ООН и самолётов из России.

Во время опять же Олимпиады, и обострения на Грузино- Южноосетинской и Грузино - Абхазской республик впервые за 15 лет на аэродром приземлились военно-транспортные самолёты Ил-76 ВВС России, доставившие военную технику и десант. Ну и в сентябре этого же года на аэродром приземлился авиалайнер с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Сегодня аэропорт используется для базирования ВВС Абхазии, состоящих из легких штурмовиков L-39, нескольких вертолетов Ми-8 и МИ-24, "кукурузников" Ан-2. Обслуживает только внутриабхазские рейсы.

За чей счет банкет?

По поводу желания открыть пассажирское сообщение между Абхазией и Россией, разговоры велись давно. Однако, о какой реставрации аэропорта можно говорить, если даже железнодорожный вокзал, который требует куда меньше инвестиций и по сути является транспортными воротами Сухуми, до сих пор стоит в полуразрушенном состоянии. Как известно, Абхазия – не только страна души, но и заброшек. Какой уж тут аэропорт. У гордых абхазцев, так пекущихся за свою независимость, на это просто денег нет.

Однако, прогнуться все же пришлось.

В ноябре 2023 года между российской и абхазской стороной было заключено соглашение о сотрудничестве по восстановлению аэропорта, оператором которого становится компания «Инфраструктурное развитие».

Зарегистрировали фирму в Москве в июле этого же года, а ее собственником является родственник бывшего министра МВД РФ Рашид Нургалиев.

-5

И прошло менее полутора лет, как первый пассажирский самолет все же коснулся взлетно-посадочной полосы Абхазии. Довольно быстро, я считаю. Аэропорт был сдан в аренду в обмен на инвестиции на 49 лет. Прикол в том, что не понятно пока, кто будет заниматься обслуживанием аэропорта. Это немалые суммы, и бюджет Абхазии явно это не потянет.

Кроме того, для функционирования авиагавани нужно постоянное круглосуточное мощное электроснабжение, которое пока абхазская сторона не может обеспечить не только инфраструктуре, но и даже для своих граждан.

- Мы рассчитываем, что в преддверии туристического сезона 2025 года откроем регулярное авиационное сообщение. Для нас очень важно иметь транспортное сообщение с соседней Республикой Абхазия», — сказал 6 февраля министр транспорта РФ Роман Старовойт. Особенно, если учитывать, что в Анапе этот туристический сезон уже убили

В чем минусы и плюсы открытия авиасообщения в Абхазии?

+ Увеличится количество туристов в республике

+ Часть туристов не поедут в Гагры и растворяться рядом с Сухуми

+ Будут развиваться регионы в сторону Грузинской границы, которые также туристически очень привлекательны

+ В безработной Абхазии появятся дополнительные рабочие места.

- Я не знаю, почему молчат настоящие грузины, которые до сих пор считают Абхазию частью Грузии. Одно дело туристы, другое дело под видом отдыхающих натаскать несколько тысяч вежливых человечков через эту гавань для поддержания децствующей власти. А потом новый пророссийский президент Михаил Кавелашвили возьмет карту футбольного поля перед камерой со словами: «А я вам расскажу, откуда на Грузию готовилось нападение»…

-6

- Инфраструктура Абхазии, а тем более Суума не готова к такому наплыву туристов. Она ее просто не переварит.

- Те, кто привык отдыхать в Гаграх, лететь самолетом до Сухуми нет смысла. Трансфер составит столько же времени из Адлера, если не меньше.

- Цены на отдых поднимутся, а вот качество сервиса – вряд ли.

И вообще, будет ли в аэропорту магазин беспошлинной торговли, который вроде как по правилам должен существовать. Как вы считаете?

Читайте также

Абхазия | Олег Платонов | Дзен
Удивительная Грузия | Олег Платонов | Дзен

Лайкайте, и только тогда отправитесь в рай на самолете…