Это не картина, это постановочное фото, бодиарт, однако, эта фотография естественным образом вписывается в нашу сегодняшнюю тему и прекрасно её иллюстрирует.
В народе говорят,
что женщина – берёза.
Такой же стройный стан,
он бел и чист, как слёзы.
Скромна её краса,
но волосы пушисты.
Что божий дар коса -
Игрива и душиста.
Глаза огнём горят,
как будто луч сквозь ветки
пробился и теплом
коснулся каждой клетки
того, кто обратил
на женщину вниманье,
увидел, сколько в ней
любви, очарованья.
Характером добра,
вынослива и кротка
и в сердце у мужчин
звучит своею ноткой.
(Светлана Лосева) 2011.
Белая берёза многим художникам, поэтам да и многим людям искусства представляется в женском образе: то стайкой молоденьких девчоночек, собравшихся на пригоке; то яркой юной красавицей, отбросившей за плечи косу; то задумчивой молодой женщиной с лучистыми глазами.
На полотне художника Константина Юшкевича образы берёзы и женщины слились в причудливом танце, Не разобрать, кто же на самом деле танцует, грациозные девушки или диковинно изогнувшиеся деревья.
Художник Константин Леонидович ЮШКЕВИЧ человек разнообразных увлечений и талантов: он ещё композитор, сценарист, автор трех поэтических сборников, неоднократный лауреат поэтических фестивалей и конкурсов. Кажется, что в этой картине все таланты этого мастера слились воедино.
Художник Николай Фомин как никто другой чувствует русскую природу, ярко и насыщенно изображает деревья в женских образах, их олицетворяющих.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
"Прощай, моя голубка,
До новых журавлей".
Распущу я косу русую, за околицу пойду.
Грудь сжимает, слезы катятся, себе места не найду.
Обниму березку стройную, и открою боль мою,
Только ей одной поведаю, ничего не утаю.
Как подружке доверяла всё, тайны знала лишь она,
Все про боль мою сердечную, как я милого ждала.
как вздыхала да печалилась, когда в армии служил,
Как девчонке-малолетке парень голову вскружил.
Обманули меня близкие, ближе их, казалось, нет,
Что же делать мне, березонька, мне не мил весь белый свет:
Ходит он чернее тученьки, рвется вон моя душа,
А подруженька-разлучница поигралась и ушла.
Берёза словно понимает и разделяет чувства страдающей девушки. Эти деревья создают атмосферу умиротворения и покоя.
Такую атмосферу воссоздал художник Кустодиев в этой своей картине. Красивая девушка вольготно расположилась на мягкой траве среди белоствольных берёз. Это, наверное, купеческая дочь, уж больно похожа она всем своим обликом на знаменитых кустодиевских купчих. Но девушка незамужняя. Незамужние девушки носили одну косу, в которую вплетали ленты и другие украшения. Замужние женщины должны были носить две косы, которые иногда укладывали на голове короной.
Герман Ходырев — Берёзовая роща
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.
Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.
При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.
И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.
Художник Владимир Гусев назвал свою картину "Берёзки". Простой сюжет: солнечный летний день, берёзы над водой и милая девушка в белом платье с яркими пятнами цветов органично вписывается в пейзаж, будто сливается с природой. Она сама, словно берёзка, нежная красавица.
Березовые рощи
Трепещут на рассвете,
Порывами полощет
Листву веселый ветер,
Березка молодая
Стоит в кругу смущенно,
В рассвете - золотая,
На склоне освещенном.
На свете нет милее
Красавицы прилежной,
Прекрасней и светлее
Березки белоснежной!
(Олеся Мирко)
Искусство уже давно традиция в семье Арианы Ричардс. Ее собственная родословная прослеживается еще в начале итальянского Возрождения с Карло Кривелли , современник Боттичелли. Ариана стала известной современной художницей. Ее картины – обычно это пейзажи и портреты. А эта картина какая-то очень "русская".
Как не любить красавицу-берёзку,
Её волшебную земную красоту,
Её тончайшие ажурные серёжки
И аромата листьев полноту?
Она — мечта художника, поэта —
Воспет неоднократно стройный стан
И самый ослепительно-чудесный
Листвы осенней жёлтый сарафан.
Девицу эту трудно не заметить...
Стоит царица — глаз не отвести!
Мне хочется, когда я с нею рядом,
Немедля косу туго заплести.
Иду вдали — она мне веткой машет,
Встречая, сладким соком угостит,
А улыбнувшись, солнечною прядкой
Об осени печально известит.
Гуляю средь берёзового рая!
Мне в жизни несказанно повезло!
К её стволу щекою прикасаюсь...
И на душе становится светло!
Валериана Жолток очень известная в Белорусии художница, её работы хранятся в музеях. В трудные перестроечные годы многие полотна художницы были вывезены за границу и находятся теперь в частных собраниях во многих странах Европы и Америки.
Во время своей активной творческой деятельности Валериана Константиновна 10 лет работала художником-декоратором в Государственном театре оперы и балета БССР. Мне даже кажется, что эта картина чем-то напоминает театральную декорацию. Но как красиво!
Как женщина похожа на березу,
Которая стремится кроной к солнцу,
Весною заплетает зелень в косу,
Сережками качая незнакомцу.
И гибким белым станом выгибает,
И, преклоняясь к матушке-земле,
Своим великолепием сверкает
И белизной сияет на стволе.
Веселый ветерок ее ласкает,
Приглаживает пышную листву...
Слезами боль свою переживает,
Залечивая долго бересту.
Под черной коркой прячется обида
И оставляет след на белой коже,
Скрывая тайны древнего друида...
Как на березу женщина похожа...
Запад гаснет в дали бледно-розовой,
Звезды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще березовой,
И травою запахло душистою.
Знаю, что к тебе в думушку вкралося,
Знаю сердца немолчные жалобы,
Не хочу я, чтоб ты притворялася
И к улыбке себя принуждала бы!
Твое сердце болит безотрадное,
В нем не светит звезда ни единая -
Плачь свободно, моя ненаглядная,
Пока песня звучит соловьиная,
Соловьиная песня унылая,
Что как жалоба катится слезная,
Плачь, душа моя, плачь, моя милая,
Тебя небо лишь слушает звездное!
(Алексей Толстой) 1858.
Белоствольная красавица
Распустила листья клейкие,
Приукрасилась сережками
Как девица ,что на выданье.
По весне слезами терпкими
Умывалась через трещинки
На одежде цвета белого,
Окропляя землю- матушку.
И стоит она ,красавица,
Красотой своей манящая.
Но никто не ходит свататься:
То ль боятся, то ль не нравится.
Берёзка в розоватой коже
Стоит, серёжками струясь.
А на берёзке — тёмный глаз
На око девичье похожий.
Однажды, перейдя межу,
Я шёл по молодому лугу,
Но увидал, но подхожу —
И мы глядим в глаза друг другу.
Она как будто вся горит,
Как бы испытывает душу
И… только что не говорит.
И — чёрт возьми! — Не знаю сам,
Но я подпал под обаянье
Простого дерева. Глазам
Берёзки этой изваянье
Предстало, точно древний рок.
Так женственно сияло тело,
Так горестно она глядела,
И был в зрачке такой упрёк,
Что я смутился и пойти
Решил не лугом, а деревней,
Как будто встретился в пути
С заворожённою царевной.
Я гляжу на неё с восхищеньем:
в целом свете такой не сыскать,
в ней девичьей души отраженье,
величавая женская стать.
Ветерок развивает ей косы,
парусит маем сшитый наряд.
Я пришёл на свиданье к ней босым,
и, поймав её ласковый взгляд,
ладный стан её обнял игриво
и прильнул к белой круглой груди.
- До чего ж ты, берёза, красива!
Через год я вернусь - не грусти.
Так вот переплетаются в творчестве художников и поэтов красивые женские образы и живописные пейзажи с белоствольными берёзками. И мы любуемся изображениями, обрисовывая увиденное поэтическими строчками. Такое переплетение живописных полотен со стихами создаёт особую вдохновенно-красивую атмосферу, унося нас в мир искусства.
Милая, красавица берёзка,
Как хочу прильнуть к тебе щекой.
Платье твоё девичье неброско,
Складочки поглажу я рукой.
Ты стройна, горда среди собратьев –
Тополей, дубов так хороша.
И в твоих берёзовых объятьях
Силой наполняется душа.
🍂🍃 🍂🍃 🍂🍃 🍂🍃 🍂🍃
Пожалуй, на сегодня достаточно, хотя в "запасниках" у меня остались и картины, и стихи. Тема почти неисчерпаемая.
Я буду рада, если вы поделитесь своими впечатлениями от вернисажа среди берёз, назовёте особенно впечатлившую картину картину или стихотворение, затронувшее душу.
Даже маленький скромный лайк - 👍 будет означать, что я не зря работала над этой темой.
Я задумала несколько публикаций о нашей белоствольной красавице. Познакомьтесь с первой публикацией:
Также хочу предложить некоторые другие мои работы:
#берёза в живописи #берёза в поэзии #женщина-берёза #поэтический образ берёзы #женские образы среди берёз #женщины и берёзы