Формирование навыков малыша в определенные сроки, а также те действия родителей, которые помогут в освоении крохой необходимых умений – это всегда предмет бурных обсуждений на женских сайтах. Если к положенному сроку дети не держат головку, не ползут или не сидят - это предмет переживаний для мам и пап. Какие же нормы есть для тех или иных навыков, что может стать причиной отклонении и что нужно делать родителям? Поговорим об этом подробнее.
Первые навыки
Малыши появляются на свет с очень ограниченным запасом движений, большинство из которых хаотичны и основаны на врожденных рефлексах. За первый год жизни малышу предстоит освоить поэтапно множество новых навыков и умений, необходимых для полноценного физического развития и нервно-психического здоровья.
За счет их формирования он постепенно развивается и осваивает пространство, познает мир. Возникают те или иные навыки в определенной временной последовательности по мере готовности тела крохи ко все новым и новым, более сложным движениям. Одним из первых навыков малыша, которым он овладевает уже в первые месяцы жизни, становится удержание головки.
Всем родителям и родным важно знать, когда ребенок должен начать держать головку и правильно ли он это делает, нет ли в освоении этого навыка у ребенка отставания от нормы, а также важен вопрос – можно ли научить этому навыку и как правильно это сделать.
Сроки этапы и освоения навыка
Удержание головки – это один из первых навыков, которые осваивает кроха после своего рождения. За счет этого навыка формируется первый, шейный изгиб позвоночника, который необходим в дальнейшем для полноценной амортизационной функции позвоночного столба.
Удерживать голову кроха сможет по мере того, как у него укрепляются мышцы шеи и плеч, формируются связи между позвонками и связками. Так, в возрасте одного месяца ребенок пытается поднимать и удерживать на несколько секунд голову в приподнятом положении, когда лежит на животике. К возрасту двух месяцев ребенок держит голову из положения на животе дольше, пытаясь ее поворачивать по сторонам.
К возрасту трех месяцев ребенок лежит на животе относительно длительно, поднимая головку и опираясь на предплечья. При этом головка поднимается достаточно высоко и держится достаточно ровно и уверенно. Кроме того, ребенок может держать головку в вертикальном положении, когда он находится на руках у взрослых. Если взять ребенка подмышки и поставить на ровную плотную поверхность, кроха будет упираться ножками и пружинить ими.
К возрасту пяти месяцев малыш способен подолгу лежать на животе, приподняв тело и опираясь уже на выпрямленные ручки, активно вертит головкой во все стороны, наклоняя ее вперед и назад, лево или вправо.
Умение формируется постепенно, с определенных этапов, о которых родителям нужно знать, чтобы оценивать развитие навыка. Изначально, умение удержания головы начинается с формирования изначально его в горизонтальной плоскости.
Это будет значить то, что в первом этапе освоения навыка крошка будет учиться повороту головки в сторону звуков (например, музыкальной игрушки, колокольчика или голосов близких) когда он лежит на спинке.
Важно обратить внимание на то, что ребенок должен поворачивать головку и в правую сторону, и в левую, в зависимости от того, где будет находиться источник звука для младенца. Кроме того, одновременно с этим он начнет делать попытки к удержанию головы, лежа на животике. Сроки формирования этого навыка – с первого месяца жизни.
Можно ли научить этому навыку?
Родители могут принимать активное участие в том, чтобы обучить ребенка освоению навыков. Так, начать можно с простого упражнения, обучающего малыша в горизонтальном положении. Примерно после трехнедельного возраста важно несколько раз за день укладывать малыша на животик.
Делать это необходимо до кормлений или спустя минут 40 после кормления, чтобы ребенку было комфортно и он не срыгивал. Сразу после того, как вы его покормили, упражнения делать не стоит. Чтобы малышу было удобнее, допустимо приподнять его ручки и подложить ему их под грудку. Если ребенок сам не пытается приподнимать голову, допустимо ему помочь – можно подложить ладонь своей руки в область грудки крохи.
В прочесе занятий нужно разговаривать с крохой, гладить его по спинке, стараться, чтобы у него формировалось зрительное сосредоточение на области вашего лица. Просто так, без каких-либо стимулов и без приобретения новых впечатлений лежание на животе крохе не нравится, но если он будет слышать голос мамы сверху, у себя за спиной, тогда ребенок обычно пытается приподнимать головку, чтобы посмотреть на маму и улыбаться.
Именно этого и стоит добиваться при регулярных упражнениях. Если наблюдаются первые же признаки утомления у крохи, его немедленно нужно переворачивать на спинку. И категорически запрещено оставлять малыша, который лежит на животике, одного, без присмотра.
При выполнении подобных тренировок нужно запасаться терпением, ведь время, на которое малыш может удерживать головку, может начинаться буквально с пары секунд, постепенно по мере тренировки и развития мышц оно будет увеличиваться. На сегодня существуют даже особого рода приспособления, которые помогают развитию умений лежания на животике и удержания головки – это особые валики и подушки, специальные наклонные опоры для младенцев.
Но они обычно предназначаются для детей с особыми нарушениями в развитии и будут подбираться совместно с врачом по лечебной физкультуре. Если вам будет рекомендовано подобного пода приспособление, тогда заниматься с малышом лучше по такой схеме – изначально проводят упражнения без использования приспособлений, а затем уже повторяют его с использованием приспособлений.
Как проверяется умение малыша держать головку?
Провести такую проверку достаточно несложно, ребенка надо расположить лежа на животике, а маме встать прямо напротив малыша с расстояния примерно 50-70 см. при этом маме нужно производить определенные действия – или греметь погремушкой, привлекательной, яркой и новой, либо можно применить бубен, звенящий мячик, любую музыкальную игрушку.
Либо можно ласково разговаривать с младенцем, читая ему стишки или припевая песенки. Если вы наблюдаете, что ребенок высоко поднимает голову, стараясь опираться на предплечья, и рассматривает игрушку в подобном положении до двух минут и более, это будет означать, что умение к поддержанию головы у него сформировалось уже вполне хорошо.
Обычно этот навык осваивается к возрасту трех месяцев жизни. Минимальное время удерживания головки в подобной позе должно оставлять не менее одной минуты. Этот показатель будет являться нормой для развития ребенка.
Обычно к окончанию третьего месяца жизни дети уже с большим удовольствием лежат на животике несколько минут, при этом активно опираются на предплечья и выгибают спинку. В подобных позах ребенок может видеть множество предметов впереди себя, что будет вызывать и стимулировать его интерес. Можно специально впереди лежащего младенца поставить особую дугу с игрушками, чтобы ему было еще интереснее лежать на животе и тренировать шею и спинку.
Положение лежа на животе очень полезно для развития ребенка, так как именно оно будет способствовать формированию правильных изгибов в позвоночнике, улучшая при этом кровообращение в области головного мозга. Умение крохи лежать на животе и подниматься на предплечьях с удержанием головки, это основа для формирования у него навыков ползания к возрасту шести-семи месяцев.