Найти в Дзене

Призрак в доспехах: музыка в сердце киборга

Максим Гамалей С первого просмотра мультфильма Осии Мамору «Призрак в доспехах» (1995) в память врезается главная музыкальная тема "Making Of A Cyborg". Она разделена на три части: звучит в начале, в середине и в титрах. Так что же мы слышим? Это авторская стилизация композитора Каваи Кэндзи под свадебную песню с гармонией болгарского псевдофольклорного хора, музыкальным стилем театра Ноо (утаи) и текстом на старом литературном японском языке. Дважды слова одинаковы. Строки призваны защитить брак от негативных влияний и очистить участников церемонии. В третьей части текст завершается дополнительной фразой, восходящей к архаичному гадательному обряду и утверждающей окончательность провозглашенной богами судьбы союза. От части к части "свадебного" песнопения нарастает экспрессия музыки. Совершенно нуминозное переживание у слушателя рождается из столкновения с механической точностью голосов живых исполнителей. Из контраста видимого техногенного и слышимого доиндустриального. Вместе с разв

Максим Гамалей

С первого просмотра мультфильма Осии Мамору «Призрак в доспехах» (1995) в память врезается главная музыкальная тема "Making Of A Cyborg". Она разделена на три части: звучит в начале, в середине и в титрах. Так что же мы слышим? Это авторская стилизация композитора Каваи Кэндзи под свадебную песню с гармонией болгарского псевдофольклорного хора, музыкальным стилем театра Ноо (утаи) и текстом на старом литературном японском языке.

Дважды слова одинаковы. Строки призваны защитить брак от негативных влияний и очистить участников церемонии. В третьей части текст завершается дополнительной фразой, восходящей к архаичному гадательному обряду и утверждающей окончательность провозглашенной богами судьбы союза.

-2

От части к части "свадебного" песнопения нарастает экспрессия музыки. Совершенно нуминозное переживание у слушателя рождается из столкновения с механической точностью голосов живых исполнителей. Из контраста видимого техногенного и слышимого доиндустриального. Вместе с развитием темы нуарное развлечение превращается в мистический переход главных героев.

-3

Переход героини начинается от материи и движется через последовательное освобождение от дуализма сознания и тела, противопоставления мира внутреннего и внешнего. Её путешествие завершается своеобразным браком с новым "божеством".

-4

"Смерть" старых форм совершенного тела женщины и совершенного духа, родившегося в недрах сети, даёт общее перерождение в новом качестве единого сверхсущества. "Призрак" завершается возвращением героини в начало пути. Её обновлённому взгляду открывается мир, ставший уже не таким как был в первой сцене фильма.

-5

Удивительно, что Осии, сочетает в одной работе довольно грубое и нарочито прямолинейное использование христианского символизма, с едва видимой структурой религиозного ритуала. И возможно, что именно эта четкая структура в сердце "Призрака", так и притягивает к нему, превращая его из простого фильма в современный миф. А миф, как мы знаем благодаря А.Ф. Лосеву, в сути всегда ритуал.

-6