Найти в Дзене
окно в икону

Добродетель воздержания в иконе

С праздником, уважаемые читатели! Апостол Павел говорит о последних временах, что людям будут свойственны всяческие пороки. Среди них апостол называет невоздержанность (2 Тим 3:1-3). Противоположная этому пороку добродетель - воздержание - что она означает и как раскрывается в иконе? Воздержание святитель Василий Великий считает началом духовной жизни. Он объясняет, что воздержанный человек сокращает свои потребности до самых естественных ощущений и пожеланий. Тогда он становится открытым Богу и способным к духовной жизни. Но человеку, поражённому первородным грехом, очень сложно понять, где грань между необходимым и достаточным и излишеством. Даже у святых встречаются как примеры ошибочной переоценки собственных сил, так и послаблений себе, без которых можно было обойтись. Что же говорить об обычных людях, им разобраться в этих вопросах ещё трудней. Состояние полной воздержности, когда ум управляет телом, его чувствами и потребностями, является целью, человек не рождается таким. П

С праздником, уважаемые читатели! Апостол Павел говорит о последних временах, что людям будут свойственны всяческие пороки. Среди них апостол называет невоздержанность (2 Тим 3:1-3). Противоположная этому пороку добродетель - воздержание - что она означает и как раскрывается в иконе?

Воздержание святитель Василий Великий считает началом духовной жизни. Он объясняет, что воздержанный человек сокращает свои потребности до самых естественных ощущений и пожеланий. Тогда он становится открытым Богу и способным к духовной жизни. Но человеку, поражённому первородным грехом, очень сложно понять, где грань между необходимым и достаточным и излишеством. Даже у святых встречаются как примеры ошибочной переоценки собственных сил, так и послаблений себе, без которых можно было обойтись. Что же говорить об обычных людях, им разобраться в этих вопросах ещё трудней.

Состояние полной воздержности, когда ум управляет телом, его чувствами и потребностями, является целью, человек не рождается таким. Поэтому приходится употреблять различные аскетические средства для приведения своей природы в это нормальное состояние.

Поэтому правильное воздержание нуждается в помощи Божией. Преподобный Симеон Новый Богослов полагает, что поскольку воздержание не свойственно человеку в падшем состоянии, то оно - плод Святого Духа, оно подается Им просящему. Исходя из этого святой предупреждает человека, достигшего воздержания: пусть не думает, что воздержание является делом его собственной силы.

«Умерщвляй себя ежедневно воздержанием от всех греховных пожеланий плоти и духа»,- обращается святитель Игнатий Брянчанинов в «Слове утешения к скорбящим инокам». Сдерживать чувственность, приводить чувства под послушание разуму и закону Божию - вот суть воздержания. И оно касается всех сфер жизни человека, не ограничиваясь телесным постом. При всеобъемлющем воздержании человеку легче бороться со страстями, поскольку он не подкармливает их раззжением желаний и чувственными впечатлениями.

Обычно чувственность в человеке господствует, и страсти в отдельности или все в совокупности при благоприятных для них условиях всегда готовы пустить корни и постепенно сделаться главенствующим началом в его жизни. Это лишит человека духовной жизни, тем более религиозно-нравственного совершенства. «Воздержание же совершенных есть укоренившаяся добродетель, когда возрождающиеся помышления уже не колеблют. Строгая во всем жизнь становится тогда постоянною нормою» - пишет свяититель Феофан Затворник.

Некоторым людям сама идея воздержания не нравится, современный человек объясняет это тем, что жизнь без чувств будет тоскливой и безрадостной, повредится здоровье от недостатка необходимых телу человека вещей, он ослабнет и не сможет делать добрые дела и так далее и тому подобное... Но опыт святых совсем иной: научившись добродетели воздержания, человек получает всё. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не наслаждений ли ищешь ты, возлюбленный? Найдешь их в жизни воздержной. Не здравия ли? И это здесь. Не спокойствия ли? И это здесь. Не свободы ли? Не крепости ли и стройности тела? Не бодрости ли и деятельности души? Все эти блага здесь...» -

Множество примеров Священного Писания рассказывает нам о том, как праведники довольствовались малым. Пророк Илия питается только водой и тем, что ему приносит ворон. Праведная Руфь собирает колоски с поля добродетельного богатого человека. И они не жалуются на скудное питание.

Святые от своей воздержанности имеют вид худых и даже слишком худых людей, плохо одетых или вовсе почти не одетых, чтобы не нежить свою плоть. Особенно это заметно по проступающим из-под кожи рёбрам подвижников, которых принято изображать почти обнажёнными. Да и лики подвижников показывают их воздержание - впалые щёки, мешки под глазами.

А для тех случаев, когда вразумления не действуют на людей, иконы показывают, что бывает от невоздержания (первый пример - изгнание Адама и Евы из рая, второй - гибель Содома и Гоморры).

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!