Сотрудники специализированных сервисов по обслуживанию аккумуляторов говорят, что достаточно часто автовладельцы спешат купить недешевый новый аккумулятор, толком не разобравшись, почему же подвела их старая батарея. В итоге повторяется одна и та же картина: в морозный день не удалось завести машину из-за "умершего" аккумулятора, быстро покупается новый, который также выходит из строя через некоторое время. Вот тут и выясняется, что и старая батарея еще была боеспособна, просто разрядилась из-за утечки тока или скрытого недостатка заряда от штатной системы (сервисмены, купив ее у вас по цене лома, могут ее восстановить и продать по остаточной стоимости, но значительно дороже цены покупки).
На возражение о том, что есть же контрольная лампа на приборной панели, скажу, что, да есть, но, во-первых, иногда (например, при ослабленном ремне генератора) зарядка может быть на грани допустимого: частенько лампочка даже чуть помаргивает, что опытный водитель наверняка заметит, а вот обычный может и упустить. Во-вторых, зимой дело чаще в элементарной арифметике: батарея больше отдает энергии, чем ее получает.
Холодный пуск двигателя (и попытки) отнимает немало энергии, затем что-то тратится на "печку салона", обогрев стекол, подогрев сидений, свет фар, при этом во время короткой городской поездки энергия просто не успевает по времени компенсироваться за счет заряда от генератора.
Простой пример с наполнением бочки: вы из нее забираете воду полным ведром, а возвращается наполовину заполненным (то больше, то меньше половины, но не полное). Рано или поздно бочка (аккумулятор) опустеет. Другими словами, при определенных условиях можно постепенно разрядить даже свежий мощный аккумулятор на исправном автомобиле. А если он у вас заводится с второй-третьей и более попытки, есть вопросы по электрооборудованию, генератор «барахлит», то разряд батареи в таком случае - лишь вопрос времени.
Напомню, что не являюсь работником аккумуляторного сервиса, просто имею опыт и готов им делиться с читателями моего канала.
Не упустите момент, когда аккумулятор начинает сдавать позиции (стартер стал крутить мотор слишком вяло при прочих равных условиях накануне), есть повод проверить батарею, а заодно убедиться, что зарядка от генератора соответствует должной величине. Лучше это сделают профессионалы, но, если вы знаете, что делать, то вполне и самостоятельно сможете.
Проверка генератора должна проходить инструментально. С помощью вольтметра замерьте напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе. Нужное значение для конкретной модели можно уточнить в руководстве по обслуживанию или ремонту. Однако при 2000 об/минуту оно должно быть примерно 13,5-14,2 V. Хотя на разряженном аккумуляторе может достигать 14,5-14,6 V. Если больше, неисправно реле-регулятор. А если меньше, то причины могут быть различными.
Для диагностики (прямо, как в медицине) следует измерить напряжение на выходах самого генератора (на массу и силовой провод). Если оно в пределах норматива, то причину следует искать в плохом контакте или проводке от генератора к аккумулятору. Если же по-прежнему имеется недостаточный заряд, то остается небольшой шанс на то, что просто ослабло натяжение приводного ремня генератора. В противном случае виновником следует считать сам генератор.
Сократить или удлинить жизнь аккумулятора – чаще всего все в ваших руках.
Срок службы современного аккумулятора составляет около 5-6 лет, хотя по-прежнему встречаются "долгожители", способные отслужить 8-9 лет и более. Например, мой крайний аккумулятор отслужил верой и правдой 9 лет и 1 месяц и был заменен просто из уважения, профилактически (начались процессы старения, я это заметил на его поверхности и по сниженным показателям, но он был рабочим). Но, как утверждают специалисты, ресурс в большей степени определяется не брендом или конструкцией, а именно эксплуатацией и обслуживанием. Я это подтверждал на личном примере и неоднократно. Ни один из моих аккумуляторов не служил мне менее 7 лет.
Если не говорим про случаи брака или, например, потерю воды при кипении электролита (из-за неисправного реле-регулятора), а подразумеваем естественные причины "старения", то в теории и на практике батарея "умирает" из-за положительной решетки, которая со временем разрушается. Это естественный процесс "старения", но он может быть значительно ускорен вследствие интенсивной эксплуатации, а также повышенных вибраций. Также на срок службы влияет «сульфатация» - появление на пластинах сульфата свинца.
Батарея старится от смены циклов заряд/разряд, от силы стартерной нагрузки, отнесенной к мощности самой батареи. Чем слабее аккумулятор, чем больше стартов, чем больше глубина циклов разряд/заряд, тем быстрее ваша батарея исчерпает свой ресурс. Приближает "гибель" длительный недозаряд или глубокий разряд. Это может быть как следствием особенностей эксплуатации (короткие поездки, постоянное использование мощных потребителей энергии, часто нештатных), сигнализация с обратной связью, так и результатом неисправности электрооборудования (утечки тока, неисправный генератор). Не забудем и про саморазряд при очень длительном хранении аккумулятора без подзарядки (для современных АКБ допустимый срок – до полутора лет).
Следовательно, для того, чтобы продлить жизнь батарее, крайне важно следить за уровнем ее заряда, особенно после длительного хранения, а также в зимний период эксплуатации. И не забывать про очистку клемм (их крепление), содержание в чистоте самого корпуса аккумулятора, проверку его крепления к корпусу автомобиля.
Возможно ли «оживить»? Чаще, да. Вопрос в длительности его последующей работы и в усилиях, потраченных на восстановление работоспособности.
Аккумулятор выходит из строя весьма постепенно, хотя "концовка" для водителя выглядит «внезапной». Но вы уже поняли: вдруг "севшая" или сдавшаяся в сильный мороз батарея – это еще не повод ее сразу заменять новой. Да, глубокий разряд – штука для аккумулятора опасная, но далеко не всегда смертельная. В любом случае, попробовать оживить батарею возможно.
Сначала – прямо на машине (например, после "прикуривания" просто дать штатному генератору ее зарядить хотя бы в течение 30-40 минут). Для этого лучше проехать с постоянной скоростью не менее 10 километров. Если после этого батарея держит заряд, считайте, что отделались легким испугом, но все равно, раз звоночек прозвенел, в дальнейшем АКБ стоит заняться, зарядить ее дополнительно. Например, если конструкция батареи позволяет, сначала проверить уровень и плотность электролита. Далее – зарядить. Правда, помним, что заряд при постоянном токе в 5-10% емкости АКБ, который обеспечивает зарядное устройство, полностью батарею не восстановит. Обычно даже с применением ступенчатых режимов получится зарядить на 85-95%, а дальше – уже на машине, с помощью штатного генератора.
Ну а если аккумулятор не оживает (или очень не на долго) или же он держит заряд, но не выдает необходимый по силе ток, похоже, пора думать о новой батарейке.
Какую батарею купить взамен старой?
В первую очередь нужно знать параметры батареи для вашего автомобиля. Старая АКБ, особенно если она не штатная, здесь не показатель – смотрите руководство по эксплуатации или определите по каталогам. Основные параметры – емкость, стартерный ток, полярность (расположение клемм) и посадочная геометрия (размеры корпуса). Любой из этих параметров важен, игнорировать его никак нельзя.
Также обратим внимание вот на какой момент. Если автомобиль оснащен системой Старт/Стоп, наверняка в нем установлена AGM-батарея, которая лучше держит глубокий разряд и быстрее восстанавливается. Поэтому, если установить обычный аккумулятор, его срок его службы будет заведомо меньше: он просто долго не выдержит повышенных нагрузок.
Отдельно скажу по поводу емкости батареи. Стремление некоторых автолюбителей покупать батарею с запасом по этому параметру, а также об опасении по поводу того, что якобы это может привести к проблемам с генератором или самой батареей по причине постоянного недозаряда.
Снова представьте бочку с водой. Точнее, две бочки: большую и маленькую. Если вы каждый раз компенсируете взятую из них жидкость таким же ее количеством, то никакой разницы в величине их емкости нет. Ведь вы забираете и отдаете жидкость малыми порциями. Если же каждый раз брать чуть больше, чем заливать, то обе бочки в конечном итоге станут пустыми. Очевидно, что с большей по объему бочкой (аккумулятором) это случится несколько позже.
Та же история и с аккумуляторами. Если со штатной зарядкой все хорошо, служить исправно будут оба. Если же есть хронический недозаряд, то он прикончит обе батареи, но большая продержится чуть дольше. Конечно, аккумулятор большей емкости позволяет иметь некоторый запас – на зиму, может, это и неплохо. Однако, если автомобиль исправен, это лишняя перестраховка и финансовые траты в регионах, где длительные и сильные морозы – большая редкость.
Где покупать аккумулятор?
Раньше некоторые магазины перед продажей аккумулятора бесплатно проверяли зарядку на вашем автомобиле. Отличный подход! Если такой услуги нет (а ее скорее и нет), то проведите первичную диагностику самостоятельно. Даже если прежний аккумулятор был очень старым и его "кончина" кажется вполне естественной.
Перед тем, как поставить новый аккумулятор на машину, проверьте напряжение, проведите тест нагрузочной вилкой (это обычно делают в магазине при вас и все объясняют). При необходимости – полностью зарядите купленную батарею дома ил в сервисе. Так по-хорошему должен поступать сам магазин – проверять и заряжать АКБ перед продажей. Но я верю лишь себе, поэтому делаю это самостоятельно, не смотря не уверения продавцов. Лишним точно не будет, проверено.
При условии правильного хранения и предпродажной подготовки дата выпуска не так важна (повторим, что современные АКБ могут храниться без подзарядки до полутора лет, в сухозаряженном состоянии, а с электролитом – желательно не более 6 месяцев), хотя, конечно, лучше отдавать предпочтение свежему, а не "возрастному" товару. В этом отношении рекомендую крупные специализированные магазины или их филиалы, а не случайные мелкие точки, торгующие всем подряд и без гарантии. Не лишним будет напомнить, что старый аккумулятор можно сдать в зачет (так проще) или самостоятельно отвезти в пункт сбора металлолома (так выгоднее). Финансы лишними не бывают.
Ставьте палец вверх, подписывайтесь на мой канал.
Пишите комментарии по теме, задавайте любые вопросы, делитесь опытом. Любое мнение приветствуется и будет услышано.
Всем здравия и ровных вам дорог!