Разработка технологических карт процесс достаточно длительный, требующий высокой квалификации персонала, который разрабатывает ТК и правильной методологии. Кто должен разрабатывать ТК, собственный персонал или подрядчик? Многие задаются этим вопросом и часто «наступают на грабли». Для того, чтобы на него ответить необходимо понимать:
1. Имеется ли в компании методология по разработке ТК.
2. Имеются ли ресурсы для разработки.
3. Какой объем ТК и в какие сроки необходимо разработать.
Если объем техкарт, которые необходимо разработать достаточно большой, а ресурсов не хватает, то необходимо приглашать подрядчика. Подрядчиков в России, которые могут разработать хорошие, рабочие ТК, к сожалению, я не знаю, мы много этому вопросу посвящали времени, поэтому я об этом могу говорить с большой долей уверенности. Есть несколько компаний, у которых имеется достаточно хорошая методология в этом вопросе и определенные наработки, но будьте уверены, что результата, который вас бы устраивал вы не получите. Самым оптимальным вариантом является совместная разработка ТК, когда подрядчик предоставляет руки (технически грамотные) и возможно методологию (согласованную с заказчиком), а вся экспертная составляющая остается за предприятием заказчиком.
Если объем технологических карт небольшой, то в таком случае однозначно разработкой должны заниматься технические специалисты предприятия. О данном формате разработки ТК мы и поговорим.
Для формирования ТК на предприятии/подразделении/участке требуется сформировать рабочую группу по разработке технологических карт. Существует несколько мнений, кто должен быть ответственным за разработку ТК – специалисты по планированию, специалисты по надежности или технические специалисты (механики, энергетики и т.д.). В данной статье я упущу этот момент, все зависит от специфики предприятия, кроме этого, я хочу высказать в отдельной статье свое мнение по зонам ответственности при внедрении системы ТОиР ориентированной на надежность, в этой статье я и затрону тему разработки стратегий и ТК на ТОиР. Здесь скажу лишь одно, что на предприятии должен быть назначен ответственным за разработку ТК и сформирована рабочая группа куда должны входить специалисты по надежности, специалисты службы главного механика, главного энергетика, КИПиА и т.д., работники отдела планирования, производственной службы (если они участвуют в проведении работ по ТОиР, например в контроле технического состояния оборудования или мелком ТО), специалисты отдела снабжения ТМЦ (если в процессе формирования ТК необходим подбор аналогов ТМЦ).
Основные вопросы, на которые должна отвечать технологическая карта:
· какие операции необходимо выполнять;
· в какой последовательности должны быть выполнены операции;
· с какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза);
· сколько работников и какой квалификации могут выполнить каждую операцию;
· сколько потрачено времени на выполнение каждой операции;
· какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Многие начинают разрабатывать ТК с определения видов ТОиР (ТО1, ТО2, ТР, КР и т.д.) и их периодичности, а потом под каждый вид ТОиР разрабатывают техкарты. Такой формат имеет место быть, но при большом количестве ремонтных воздействий, не всегда позволяет увидеть всю картину целиком в рамках ремонтного цикла, а тем более в рамках жизненного цикла оборудования. Кроме этого, когда многие виды технического обслуживания поглощают друг друга при кратной периодичности, при составлении ТК, можно упустить часть операций, выполняемых в предыдущих ТО. Такая практика у меня была и не единожды, приходилось долго проверять корректность составления пооперационной стратегии ТОиР, которая внесена в ТК на каждый вид ТОиР.
Пооперационной стратегией я называю весь пул отдельных операции по ТОиР с указанием периодичности воздействия (данного термина не существует в ГОСТах, однако он достаточно точно отражает весь пооперационный объем ТОиР).
Для того, чтобы видеть всю пооперационную стратегию ТОиР в «одном месте», не упустить операции и не задублировать их в разных видах ТОиР, я рекомендую начинать разработку ТК не с видов ТОиР, а с перечня всех необходимых операций в рамках ремонтного цикла, а при необходимости и в рамках жизненного цикла, с указанием периодичности и необходимых атрибутов, которые указаны в следующей таблице (таблицу разбил на несколько отдельных частей, так как приходится вставлять ее в формате рисунка и она получается не читаемая):
Данная таблица применима как для составления «базовых» ТК, т.е. первоначальной разработки техкарт, когда мы не проводим анализы надежности (FMEA, FMECA, RCM), а опираемся только на имеющиеся в наличии материалы, так и для дальнейших корректировок техкарт уже при более глубоком и осознанном подходе к ТК.
Таблица может быть дополнена и другими необходимыми атрибутами операций ТОиР, которые вы используете в ТК, либо требующиеся вам для пояснения необходимости тех или иных операций.
Я не буду описывать заполнение каждой ячейки данной таблицы, остановлюсь лишь на некоторых моментах, на которые я хочу акцентировать внимание исходя из многолетней практике работы с ТК:
1. Узел/система – необходимо разбить оборудование, на которое вы составляете ТК на узлы или небольшие системы (вы скажите – для нас это не ново, у нас есть база данных оборудования, но я к сожалению видел очень мало подходов, где при разработке ТК использовались узлы. Если вы используете - отлично), чтобы в дальнейшем проще было оценить достаточность операций по обслуживанию и ремонту конкретного узла. В самой техкарте узлов не будет, но вы всегда можете обратиться к данной таблице и оценить достаточность обслуживания конкретного узла.
2. Рекомендованные операции из различных источников, о которых я говорил во второй части – обязательно выпишите все рекомендованные операции в отдельный столбец слово в слово как указано в источнике и укажите этот источник информации, не пишите операцию сразу в чистовом варианте. Пройдет время, вы сделаете десятки/сотни техкарт и забудете откуда взяли информацию, а так вы всегда сможете обратиться к первоисточнику. Когда вы выпишите все рекомендованные операции, только потом можете приступать к формированию перечня операций для ТК с необходимыми атрибутами, проверять их на достаточность или избыточность и т.д.
3. Отказы – это конечно уже больше относится к инструментам надежности, но я рекомендую напротив каждой операции ТОиР указать вид отказа исходя из условий эксплуатации и режимов работы вашего оборудования, на минимизацию которого направлена данная операция. Это позволит вам уже при составлении «базовых» ТК оценить корректность формулирования рекомендованных операций, их достаточность для минимизации всех возможных отказов и правильно сформулировать итоговую операцию для ТК и ее периодичность.
4. Виды ТОиР – в этой же таблице необходимо выделить операции для каждого вида ТОиР в зависимости от их периодичности, чтобы потом было легче переносить необходимы операции в шаблон ТК для каждого вида ТОиР.
5. Отдельно еще хочу обратить внимание на используемые МТР/ТМЦ – я рекомендую в данную таблицу вносить МТР/МТЦ указанные производителем, а уже когда вы будете переносить операции в ТК, вы можете применить аналоги с обязательной проверкой обеспечения аналогом МТР/ТМЦ надежности при заданном интервале ТОиР. Почему я рекомендую так делать? У меня были случаи, когда в «базовую» ТК вносили сразу аналог, незначительно отличающийся по характеристикам от оригинала, но не влияющий в целом на надежность оборудования. При планировании ТОиР, на указанный в ТК аналог применили АНАЛОГ, который также незначительно отличался по характеристикам от уже указанного в ТК аналога и спустя какое то время произошел отказ по вине примененного МТР/ТМЦ. Когда стали разбирать причину отказа, выяснили, что АНАЛОГ значительно отличается от рекомендованного заводом изготовителем и не мог обеспечивать надежность оборудования. Поэтому данная таблица должна стать отправной точкой, к которой вы будете всегда возвращаться в подобных случаях.
Когда вы все необходимые операции ТОиР внесете в данную таблицу, вы можете достаточно легко переложить их в шаблон ТК по видам ТОиР.
Теперь, когда вы сформировали данную таблицу, можете спокойно и полной уверенностью в качестве проведенной работы формировать ТК по заданным шаблонам.
А теперь подытожу этапы создания Технологической карты:
1. Определение типа создаваемой ТК.
2. Анализ и выбор источников информации для разработки ТК.
3. Формирование перечня узлов/систем из которых состоит единица оборудования и которые подлежат ТОиР.
4. Формирование списка операций ТОиР, рекомендованных источниками информации.
5. Определение вида отказа, на который направлена операция ТОиР и выбор стратегии ТОиР.
6. Формирование итоговых операций ТОиР, которые в дальнейшем будут перенесены в ТК со всеми необходимыми атрибутами.
7. Определение перечня видов ТОиР, на которые должны быть сформированы ТК.
8. Формирование ТК по заданному шаблону.
И как обещал, привожу шаблон ТК, который позволит вам разработать качественную Технологическую карту на ТОиР оборудования (аналогично предыдущей таблице, шаблон единой таблицы разбил на две части):
Продолжение следует. В заключительной части я приведу примеры Технологических карт, которые разрабатывали компании под разные уровни развития и расскажу почему они не работали.
-----
Друзья, если вы дочитали статью до конца, значит вам интересна тема ТОиР . Подпишитесь пожалуйста на канал, это поможет его продвижению, а мне послужит стимулом делиться с Вами своими знаниями и опытом.
Если возникли вопросы и есть желание сотрудничества, пишите:
sokolov_dg@mail.ru
https://dmitriisokolov.ru