Найти в Дзене
Культура ТОиР

Технологические карты на ТОиР. Часть 3. Разработка технологической карты.

Разработка технологических карт процесс достаточно длительный, требующий высокой квалификации персонала, который разрабатывает ТК и правильной методологии. Кто должен разрабатывать ТК, собственный персонал или подрядчик? Многие задаются этим вопросом и часто «наступают на грабли». Для того, чтобы на него ответить необходимо понимать:

1. Имеется ли в компании методология по разработке ТК.

2. Имеются ли ресурсы для разработки.

3. Какой объем ТК и в какие сроки необходимо разработать.

Если объем техкарт, которые необходимо разработать достаточно большой, а ресурсов не хватает, то необходимо приглашать подрядчика. Подрядчиков в России, которые могут разработать хорошие, рабочие ТК, к сожалению, я не знаю, мы много этому вопросу посвящали времени, поэтому я об этом могу говорить с большой долей уверенности. Есть несколько компаний, у которых имеется достаточно хорошая методология в этом вопросе и определенные наработки, но будьте уверены, что результата, который вас бы устраивал вы не получите. Самым оптимальным вариантом является совместная разработка ТК, когда подрядчик предоставляет руки (технически грамотные) и возможно методологию (согласованную с заказчиком), а вся экспертная составляющая остается за предприятием заказчиком.

Если объем технологических карт небольшой, то в таком случае однозначно разработкой должны заниматься технические специалисты предприятия. О данном формате разработки ТК мы и поговорим.

Для формирования ТК на предприятии/подразделении/участке требуется сформировать рабочую группу по разработке технологических карт. Существует несколько мнений, кто должен быть ответственным за разработку ТК – специалисты по планированию, специалисты по надежности или технические специалисты (механики, энергетики и т.д.). В данной статье я упущу этот момент, все зависит от специфики предприятия, кроме этого, я хочу высказать в отдельной статье свое мнение по зонам ответственности при внедрении системы ТОиР ориентированной на надежность, в этой статье я и затрону тему разработки стратегий и ТК на ТОиР. Здесь скажу лишь одно, что на предприятии должен быть назначен ответственным за разработку ТК и сформирована рабочая группа куда должны входить специалисты по надежности, специалисты службы главного механика, главного энергетика, КИПиА и т.д., работники отдела планирования, производственной службы (если они участвуют в проведении работ по ТОиР, например в контроле технического состояния оборудования или мелком ТО), специалисты отдела снабжения ТМЦ (если в процессе формирования ТК необходим подбор аналогов ТМЦ).

Основные вопросы, на которые должна отвечать технологическая карта:

· какие операции необходимо выполнять;

· в какой последовательности должны быть выполнены операции;

· с какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза);

· сколько работников и какой квалификации могут выполнить каждую операцию;

· сколько потрачено времени на выполнение каждой операции;

· какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

Многие начинают разрабатывать ТК с определения видов ТОиР (ТО1, ТО2, ТР, КР и т.д.) и их периодичности, а потом под каждый вид ТОиР разрабатывают техкарты. Такой формат имеет место быть, но при большом количестве ремонтных воздействий, не всегда позволяет увидеть всю картину целиком в рамках ремонтного цикла, а тем более в рамках жизненного цикла оборудования. Кроме этого, когда многие виды технического обслуживания поглощают друг друга при кратной периодичности, при составлении ТК, можно упустить часть операций, выполняемых в предыдущих ТО. Такая практика у меня была и не единожды, приходилось долго проверять корректность составления пооперационной стратегии ТОиР, которая внесена в ТК на каждый вид ТОиР.

Пооперационной стратегией я называю весь пул отдельных операции по ТОиР с указанием периодичности воздействия (данного термина не существует в ГОСТах, однако он достаточно точно отражает весь пооперационный объем ТОиР).

Для того, чтобы видеть всю пооперационную стратегию ТОиР в «одном месте», не упустить операции и не задублировать их в разных видах ТОиР, я рекомендую начинать разработку ТК не с видов ТОиР, а с перечня всех необходимых операций в рамках ремонтного цикла, а при необходимости и в рамках жизненного цикла, с указанием периодичности и необходимых атрибутов, которые указаны в следующей таблице (таблицу разбил на несколько отдельных частей, так как приходится вставлять ее в формате рисунка и она получается не читаемая):

Начало таблицы
Начало таблицы
Продолжение
Продолжение
Заключительная часть
Заключительная часть

Данная таблица применима как для составления «базовых» ТК, т.е. первоначальной разработки техкарт, когда мы не проводим анализы надежности (FMEA, FMECA, RCM), а опираемся только на имеющиеся в наличии материалы, так и для дальнейших корректировок техкарт уже при более глубоком и осознанном подходе к ТК.

Таблица может быть дополнена и другими необходимыми атрибутами операций ТОиР, которые вы используете в ТК, либо требующиеся вам для пояснения необходимости тех или иных операций.

Я не буду описывать заполнение каждой ячейки данной таблицы, остановлюсь лишь на некоторых моментах, на которые я хочу акцентировать внимание исходя из многолетней практике работы с ТК:

1. Узел/система – необходимо разбить оборудование, на которое вы составляете ТК на узлы или небольшие системы (вы скажите – для нас это не ново, у нас есть база данных оборудования, но я к сожалению видел очень мало подходов, где при разработке ТК использовались узлы. Если вы используете - отлично), чтобы в дальнейшем проще было оценить достаточность операций по обслуживанию и ремонту конкретного узла. В самой техкарте узлов не будет, но вы всегда можете обратиться к данной таблице и оценить достаточность обслуживания конкретного узла.

2. Рекомендованные операции из различных источников, о которых я говорил во второй части – обязательно выпишите все рекомендованные операции в отдельный столбец слово в слово как указано в источнике и укажите этот источник информации, не пишите операцию сразу в чистовом варианте. Пройдет время, вы сделаете десятки/сотни техкарт и забудете откуда взяли информацию, а так вы всегда сможете обратиться к первоисточнику. Когда вы выпишите все рекомендованные операции, только потом можете приступать к формированию перечня операций для ТК с необходимыми атрибутами, проверять их на достаточность или избыточность и т.д.

3. Отказы – это конечно уже больше относится к инструментам надежности, но я рекомендую напротив каждой операции ТОиР указать вид отказа исходя из условий эксплуатации и режимов работы вашего оборудования, на минимизацию которого направлена данная операция. Это позволит вам уже при составлении «базовых» ТК оценить корректность формулирования рекомендованных операций, их достаточность для минимизации всех возможных отказов и правильно сформулировать итоговую операцию для ТК и ее периодичность.

4. Виды ТОиР – в этой же таблице необходимо выделить операции для каждого вида ТОиР в зависимости от их периодичности, чтобы потом было легче переносить необходимы операции в шаблон ТК для каждого вида ТОиР.

5. Отдельно еще хочу обратить внимание на используемые МТР/ТМЦ – я рекомендую в данную таблицу вносить МТР/МТЦ указанные производителем, а уже когда вы будете переносить операции в ТК, вы можете применить аналоги с обязательной проверкой обеспечения аналогом МТР/ТМЦ надежности при заданном интервале ТОиР. Почему я рекомендую так делать? У меня были случаи, когда в «базовую» ТК вносили сразу аналог, незначительно отличающийся по характеристикам от оригинала, но не влияющий в целом на надежность оборудования. При планировании ТОиР, на указанный в ТК аналог применили АНАЛОГ, который также незначительно отличался по характеристикам от уже указанного в ТК аналога и спустя какое то время произошел отказ по вине примененного МТР/ТМЦ. Когда стали разбирать причину отказа, выяснили, что АНАЛОГ значительно отличается от рекомендованного заводом изготовителем и не мог обеспечивать надежность оборудования. Поэтому данная таблица должна стать отправной точкой, к которой вы будете всегда возвращаться в подобных случаях.

Когда вы все необходимые операции ТОиР внесете в данную таблицу, вы можете достаточно легко переложить их в шаблон ТК по видам ТОиР.

Теперь, когда вы сформировали данную таблицу, можете спокойно и полной уверенностью в качестве проведенной работы формировать ТК по заданным шаблонам.

А теперь подытожу этапы создания Технологической карты:

1. Определение типа создаваемой ТК.

2. Анализ и выбор источников информации для разработки ТК.

3. Формирование перечня узлов/систем из которых состоит единица оборудования и которые подлежат ТОиР.

4. Формирование списка операций ТОиР, рекомендованных источниками информации.

5. Определение вида отказа, на который направлена операция ТОиР и выбор стратегии ТОиР.

6. Формирование итоговых операций ТОиР, которые в дальнейшем будут перенесены в ТК со всеми необходимыми атрибутами.

7. Определение перечня видов ТОиР, на которые должны быть сформированы ТК.

8. Формирование ТК по заданному шаблону.

И как обещал, привожу шаблон ТК, который позволит вам разработать качественную Технологическую карту на ТОиР оборудования (аналогично предыдущей таблице, шаблон единой таблицы разбил на две части):

Начало шаблона
Начало шаблона
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы

Продолжение следует. В заключительной части я приведу примеры Технологических карт, которые разрабатывали компании под разные уровни развития и расскажу почему они не работали.

-----

Друзья, если вы дочитали статью до конца, значит вам интересна тема ТОиР . Подпишитесь пожалуйста на канал, это поможет его продвижению, а мне послужит стимулом делиться с Вами своими знаниями и опытом.

Если возникли вопросы и есть желание сотрудничества, пишите:

sokolov_dg@mail.ru

https://dmitriisokolov.ru