Полтора года назад вступили в силу новые правила, обязывающие пассажиров, купивших нижнюю полку, уступать место у столика попутчику сверху в определенные часы. Это вызвало волну негодования среди пассажиров, которые считают такое требование несправедливым. Ведь билеты на нижние полки стоят дороже, но комфорт при этом оказался под вопросом.
В социальных сетях пассажиры неоднократно задавали РЖД вопросы о том, как должны соблюдаться новые правила и что делать пассажирам с нижних мест, которым в эти часы может просто некуда деваться.
Один из пассажиров возмущенно писал в группе РЖД во «ВКонтакте»:
«Пассажир нижнего места обязан уступать столик верхнему пассажиру с 7:00 до 10:00, с 12:00 до 15:00 и с 17:00 до 20:00. Вам не приходило в голову снизить стоимость билета на 25% за причиненные неудобства? Где должен находиться пассажир с нижней полки, пока сосед сверху обедает – все эти 9 часов? Вы предоставите ему равноценное место, если это пожилой человек, пассажир после операции или с проблемами со здоровьем? Ваши "новые правила" нарушают права пассажиров! Ставьте столики и стулья для еды в отдельном помещении вагона!»
В РЖД ответили:
«Нижняя полка не предоставляется пассажирам верхних полок на 9 часов. В правилах говорится о том, что в утренние часы (с 7:00 до 10:00) и вечерние (с 19:00 до 21:00) пассажир верхней полки может занять место у столика не более чем на 30 минут, а в обеденное время (с 12:00 до 15:00) не более чем на 1 час. И только для приема пищи. При этом пассажир с нижней полки может находиться на ней же.»
Тем не менее, на практике это привело к множеству конфликтных ситуаций. Приведем три истории от пассажиров, которые ярко иллюстрируют проблему.
«Закон вышел, что можно с семи»
Я ехала в поезде из Петербурга в Курск. Отправление было после полуночи, поэтому все сразу легли спать. У меня было нижнее место. В семь утра меня разбудила пассажирка сверху: «Я хотела бы позавтракать». Вокруг темно, все спят, но она уверена, что имеет право. Я мягко сказала: «Вы на часы смотрели?», но машинально сдвинулась, освобождая место. «Теперь закон вышел, что можно с семи», – заявила она.
Это было еще до вступления в действие правил. Я только дома узнала, что правила вступили в силу позже. Теперь смеюсь: надо было отправить ее обратно наверх. Но если попутчики вежливые, я всегда делюсь местом у стола. Проблема в том, что новые правила могут поощрять тех, кто действует грубо.
«Отомстила попутчице»
Я ехала после ночной смены в дневном поезде и рассчитывала поспать. Взяла нижнюю боковую полку. Попутчица сверху явно не ожидала соседку – внизу у нее лежали вещи, зарядка, еда. Я попросила освободить место. «Вы что, будете ложиться?» – спросила она. «И более того, спать», – ответила я.
Я быстро уснула, но в 7:00 она села мне в ноги: «Пора завтракать». Я отправила ее обратно, но она пошла жаловаться проводнице.
Та предложила ей позавтракать в другом отсеке.
Попутчица разозлилась и в 11:58 снова пришла: «Обед». Проводники объяснили мне, что так работают новые правила. Чтобы уступить место, мне пришлось убрать постель. Я потребовала, чтобы она освободила свою верхнюю полку для моего белья и матраса, ведь больше на боковой полке их деть некуда.
Ей пришлось возиться 15 минут. Я ее проучила и на ужине она уже нашла другое место сама.
Раньше пассажиры договаривались. Теперь же всё превратилось в борьбу.
«Надо тетю пусть поесть»
Наш читатель Анатолий Павлович рассказал, как ехал в двухэтажном купе. Напротив него наверху была женщина «чуть за 50», а на нижних полках – мама с дочкой. Днем, когда все задремали, женщина с верхней полки стала будить девочку: «Надо тетю пустить поесть».
«Что вы делаете? Пусть ребенок спит!» – вмешался Анатолий Павлович. Мама проснулась, но пассажирка стояла на своем: «Теперь можно... правила разрешают». Разговор привлек проводника и начальника поезда, но они только развели руками. В итоге мама сдалась и уступила место.
Но возникает вопрос: что делать, если внизу едет мама с младенцем? Или маломобильный пассажир? А если человек едет после операции?
Новые правила могут быть справедливы, если учитывать конкретные обстоятельства. Но когда человек, заплативший за нижнюю полку дороже, вынужден уступать место тому, кто купил билет дешевле, это вызывает вопросы. Раньше пассажиры сами решали, как поступить, и чаще всего находили компромисс. Теперь это стало обязательным. И многие считают, что это не способствует комфортной поездке.
Не только истории из поездов, но и новости мы публикуем в нашем телеграм-канале. Рекомендуем подписаться!