Ивана Кулипина часто называют «русским да Винчи», однако это сравнение не совсем уместно. Многие из творений великого итальянца остались лишь на уровне эскизов и чертежей, в то время как подавляющее большинство машин, механизмов и конструкций, созданных Иваном Петровичем, были не только спроектированы, но и реализованы в действующих моделях, за исключением одного случая. Человек, чьи работы сегодня можно увидеть в музеях Эрмитаж и Политехническом, появился на свет 21 апреля 1735 года в деревне Подновье Нижегородского уезда в семье небольшого торговца Мукой.
Мальчика обучал грамоте дьяча к местной церкви, а когда настало время выбирать профессию, Ванька решил связать свою жизнь с механикой и стал учеником токаря, параллельно осваивая слесарное и часовое дело. Последнее увлекло его больше всего. Изобретательные мелкие шестеренки, анкеры и пружины, вместе создававшие почти живой механизм, восхищали юношу.
Ему казалось, что нет такой задачи, которую нельзя было бы решить с помощью этих деталей. После кончины отца, 23-летний Кулибин использовал наследственные средства для открытия небольшой часовой мастерской в Нижнем Новгороде. Новый мастер быстро заслужил репутацию высококвалифицированного и ответственного специалиста, который охотно брался как за ремонт поврежденных механизмов, так и за усовершенствование.
В результате, его мастерская стала своего рода механическим тюнинг-ателье. К нему обращались многие уважаемые горожане, включая губернатора Якова Аршеневского, который доверил ему восстановить замысловатый прибор, показывающий делянки суток. Кулибин блестяще справился с этим правительственным заказом.
Получив заслуженные похвалы, Кулибин поделился с губернатором своей давней идеей, которая была ему по душе. Нижний Новгород являлся одним из ключевых центров Российской империи. Его торговые столицы и царственные особы часто посещали этот город.
Мастер решил создать уникальное механическое устройство, которого еще не видели, чтобы позднее презентовать его представителю царского дома. Успех в этом начинании принесет выгоду как изобретателю, так и заказчику. Осталось только найти финансирование.
Ведь на создание устройства потребуется годы. Старый друг, отца Кулибина, купец-старовер Михаил Костромин, согласился поддержать проект при условии, что вручит подарок лично. Работа началась в 1764 году и заняла больше времени, чем ожидали все участники.
К маю 1767 года, когда императрица Катерина Вторая посетила Нижний Новгород в рамках своего путешествия в Азию, вниз по Волге от Твери до Симбирска, мастер представил лишь концепцию уникальных театрализованных часов. Костромин и Кулибин продемонстрировали свою работу 21 мая Ее Величеству вместе с оригинальным микроскопом, телескопом, электрической машиной. Но и это вызвало значительное впечатление на мудрую правительницу, и она пригласила обоих нижнегородцев в Санкт-Петербург по завершении их работ над времеосчислительным механизмом.
Механизм был окончательно завершен в 1769 году. Часы, изготовленные Кулибином, представляли собой результат пяти лет труда. Корпус изделия изготовлен из серебра с позолотой и имеет очертание гусиного яйца, внутри которого помещен уникальный механизм, состоящий из 427 компонентов.
Часы заводятся один раз в сутки. Циферблат расположен на нижней части яйца. Для простоты использования талантливый мастер разработал специальную подставку, которая позволяет наблюдать за стрелками часов без необходимости переворачивать корпус.
Эти часы не только отображают время, но и могут издавать звуковые сигналы при каждом часе, а также на полчаса и четверть часа. Кроме того, в них встроен маленький театро автомат. Каждый час внутри корпуса открываются небольшие двери со створками.
Они открывают вход в золотой зал, где автоматом разыгрывается представление. Внутри яйца пространство напоминает зал, в центре которого напротив открывавшейся двери располагается подобие гроба Господня, с закрытой маленькой дверцей, заваленной камнем. Рядом с гробом Господня стоят воины с копьями.
Через полминуты после того, как были распахнуты двери, появляется ангел и в этот момент камень отходит, а дверь в гроб рушится. Воины, ставшие свидетелями этого чуда, в ужасе падают на землю. После еще полминуты к ангелу подходят две женщины, похожие на мироносец, и с их появлением куранты трижды сыграют мелодию молитвы «Христос воскрес».
Когда наступает тишина, двери закрываются, чтобы через час снова разгорелся спектакль. В полдень раз в сутки часы воспроизводят мелодию, написанную Иваном Петровичем Кулибином в честь визита императрицы в Нижний Новгород. Во вторую половину суток каждый час звучит третья композиция «Воскрес Иисус из гроба».
Театр Автомат может быть активирован в любое время при помощи специального механизма, позволяющего прослушать любую из трех встроенных мелодий. Часы яичной фигуры состоят из трех механизмов. Для часового боя, музыкального устройства, которое воспроизводит несколько мелодий, и миниатюрного механизма автомата, который оживляет золотые фигурки в крошечном встроенном театре.
Все этапы создания уникальных часов талантливый мастер выполнял самостоятельно, включая проектирование, технологические процессы и ремесленные работы. Для изготовления изысканного и филигранного корпуса потребовалось искусство краснодеревщика. Работа над часовым механизмом, занимающим половину яйца, требовала навыков часового мастера.
Гравировка позволила Кулибину изготавливать декоративные элементы и мелкие детали, а мастерство позолотчика добавило последние штрихи к техническому исполнению изделия. Кроме того, механик-самоучка использовал свои композиторские способности для создания музыкального сопровождения. В марте 1769 года часы были завершены, и вскоре после этого Кулибин вместе с Костроминным направился в Санкт-Петербург, чтобы презентовать подарок Екатерине II.
Этот дар произвел на императрицу такое впечатление, что она предложила талантливому мастеру, создателю этого великолепного произведения, переехать в Петербург и занять пост руководителя механических мастерских Академии наук под патронажем графа Орлова. Создание уникальных часов стало отправной точкой для успешной карьеры Кулибина, открыв перед ним широкие горизонты и позволив заниматься любимым делом, не заботясь о финансовых трудностях. На сегодняшний день часы Кулибина в форме яйца выставлены в Эрмитаже и рассматриваются как истинные произведения искусства механики.
Их качество исполнения настолько высоко, что они функционируют и по сей день. А современные мастера часового дела впечатлены сложностью и точностью их механизма. А самое интересное это то, что реставраторы не могут восстановить их по причине непонимания принципа и секрета их работы.
Так гласит официальная история. Однако, по мнению ряда исследователей, часы являются настоящим артефактом, противоречащим официальной версии истории. Один из исследователей, который подчеркнул заметное несоответствие между технологическим уровнем прошлых эпох и официальными историческими нарративами, российский ученый Алексей Конгуров.
Он в частности акцентировал свое внимание на том, что без наличия достаточно развитых технологий и индустриальной базы создание таких артефактов оказалось бы невозможным. Вот что он конкретно говорит. Если посмотреть на чертежи Кулибина, то они ничем не отличаются по своей сути от современных чертежей.
А нам рассказывают, что Кулибин это самоучка, который сам себя обучил, сам всему научился, а потом к приезду Екатерины II создал карманные часы, состоящие из более 400 деталей, которые играли тремя мелодиями. Так вот, глядя на чертеж, сделанный Кулибином, сразу возникает вопрос. Это он в МГТУ имени Баумана учился или в Массачусетском университете? Поскольку уровень его инженерной подготовки просто запредельный.
То есть перед нами явно классный специалист, делающий профессиональные расчеты и профессиональные чертежи. Так вот, для того, чтобы чертить на уровне Кулибина, нужно хорошо знать начертательную геометрию, теоретическую механику, прикладную механику, детали машин, сопротивление материалов и так далее. Также еще немаловажно хороший нормальный чертежный инструмент и правильные отношения к исполнению чертежей.
Это тот залог успеха, который позволяет сделать правильный чертеж. Но для этого еще нужно иметь инженерное образование или инженерное мышление. Однако давайте внимательно рассмотрим само творение Кулибина.
Например, я насчитал 12-13 слоев соединения различных механизмов в его конструкции, что говорит о том, что шестерни часового механизма расположены примерно в 13-14 плоскостях. Если сравнить это с современным механическим приводом автомобиля, то можно заметить, что этот механизм оказывается значительно проще, чем часы Кулибина, созданные в 1767 году. Более того, если вы внимательно посмотрите на эти часы, то заметите, что их корпус обработан на токарном станке, и следы от этой механической обработки отчетливо видны.
Кроме того, сам корпус собран с использованием мелких болтов, которые явно произведены на заводе. Однако, если в прошлом существовали технологии, позволяющие организовать массовое производство таких мелких деталей, как болтики, шестеренки и корпуса, то куда же они затем исчезли? Кунгуров и ряд других ученых указывают на некий катаклизм, возможно ставший следствием разрушительной войны, которая могла стереть многие достижения той эпохи. Несомненно, среди современных исследователей нет единого мнения относительно точных дат этого катаклизма, который уничтожил множество известных с древности технологий и засыпал первые этажи древних городов слоями глины и ила.
Тем не менее, факт этого события бесспорен, и сторонники альтернативной истории уже собрали массу доказательств, с которыми каждый может ознакомиться в интернете. Для нас важен другой аспект. Часы Кулибина служат очередным доказательством фальсификации всей официальной истории, которую нам представляют как якобы давно установленную истину последней инстанции.