Найти в Дзене
🎬💥Кинодом

Странная дама из фильма "Укрощение строптивой" 1967 г - кто она?

Фильм 1967 года "Укрощение строптивой" Франко Дзеффирелли с полным на то основанием можно назвать хулиганским. Это настоящая комедия, причем не прилизанная, а совершенно в духе Шекспира - безбашенная, озорная, местами граничащая с пошлостью. И есть в ней один момент, точней, персонаж, вызывающий вопросы. Этого действующего лица в пьесе Шекспира нет, и в фильме он просто присутствует, не произнося ни слова, зато создавая атмосферу, внося в неё пикантную нотку.

В самом начале фильма, когда Люченцио и Транио только-только прибывают в Падую, Транио замечает в окне одного из домов пышнотелую красотку, словно сошедшую с полотен Рубенса. Дама, скорее, раздета, нежели одета, а служанка расчесывает её пшеничного цвета волосы. Давайте посмотрим на неё поближе:

-2

Какова прелестница! А формы какие! ))) Эта женщина периодически попадает в кадр на всем протяжении фильма. Например, её можно увидеть в толпе веселящихся студентов и в финале фильма взирающей с балкончика на пир по случаю свадьбы Бьянки.

Возвращаясь к началу фильма: когда она спускается к дверям, то видно, как она одета: нижняя юбка, нижняя сорочка и корсет. Фактически она в исподнем. При этом она едва не вываливает все прелести из корсета. Впрочем, есть еще одна примечательная деталь: на ногах этой синьорины видны чопины:

-3

Чопины (они же цокколе, они же пьянелли) это вид женской обуви, имевшей распространение в Европе в XIV—XVII века. Отличались от просто туфель они тем, что имели очень высокую платформу. Нередко встречались чопины с платформой высотой 50 сантиметров. По некоторым сведениям, самые крутые модницы заказывали себе черевички с платформой высотой в метр. Репутация у этих туфелек была неоднозначная. С одной стороны, богатые дамы высотой платформы подчеркивали свой статус. А с другой стороны, святая католическая церьковь клеймила носительниц чопин позором, называя из paспyтницaми и paзвpaтницами, и по этой причине в некоторых городах и даже странах чопины считались атрибутом девушек известной с древности профессии. Кстати, в современном итальянском языке есть слово "zoccola" (цоккола), происходящее от zoccolo и означает оно ту самую даму нетяжелого поведения. Даже еще в начале ХХ века философ и теоретик искусства Джон Рёскин называл чопины "вульгарнейшим и абсурднейшим средством выражения женской гордыни". Как писал итальянский историк Андреа Вианелло, "в XVI веке границей между тем, что достойно восхищения, и тем, что позорно, а также между приличным и недопустимым поведением или образом жизни могли стать несколько „лишних“ сантиметров платформы на туфлях".

Итак, что же за "женщина в окне" так томно смотрит на Транио? Это куртизанка! А вот и оригинал, вдохновивший авторов фильма на создание этого персонажа:

Якопо Пальма Старший. Портрет куртизанки. 1520 г.
Якопо Пальма Старший. Портрет куртизанки. 1520 г.

Легко узнаваемое красное платье, белая сорочка с широкими рукавами и те самые пушистые пшеничные волосы. Неприкрытая грудь - символ обольщения. Интересно, что Пальма создал целых 9 портретов этой женщины. Исследователи его творчества бьются над загадкой - кто она и кем приходилась художнику? Большинство исследователей склоняются к мысли, что она была его возлюбленной. Некоторые считают, что это куртизанка по имени Виоланта, которую художник представлял окружающим как свою дочь. А иные полагают, что это на самом деле была настоящая дочь Пальмы. Только не совсем понятно, почему он изображал её в таком фривольном виде. Но ещё более интересно то, что эта же модель встречается на портретах Тициана!

-5

А Тициан был хорошо знаком с Пальмой. Но это уже совсем другая история...