Найти в Дзене

Стой, стрелять буду!

Устроившись на службу в оперативное подразделение МВД, я не мог дождаться направления в учебный центр для прохождения первоначальной подготовки. Только после ее прохождения за сотрудником закрепляли табельное оружие. Поскольку после окончания университета я вместо армии пошел служить в МВД, то поноситься с автоматом мне не удалось, а вот к оружию тянуло, как и большинство мальчишек любого возраста. Мое общение с огнестрельным оружием до службы было ну очень скромным. Пару раз, еще в школе, довелось пальнуть из чужой охотничьей двустволки (в семье охотников не было), в университете в межсезонье вместо физкультуры на улице стреляли в тире из мелкашки, и один раз довелось стрельнуть из ПМ на дне открытых дверей в воинской части, куда мы ездили от университета. Так что от первоначалки я ожидал, что научусь отлично владеть табельным ПМ. Наивный чукотский мальчик… Попав в учебный центр, я был очень быстро спущен с небес на землю нашими преподавателями, имевшими немалый опыт реальной службы.
 Изображение с просторов интернета
Изображение с просторов интернета

Устроившись на службу в оперативное подразделение МВД, я не мог дождаться направления в учебный центр для прохождения первоначальной подготовки. Только после ее прохождения за сотрудником закрепляли табельное оружие. Поскольку после окончания университета я вместо армии пошел служить в МВД, то поноситься с автоматом мне не удалось, а вот к оружию тянуло, как и большинство мальчишек любого возраста. Мое общение с огнестрельным оружием до службы было ну очень скромным. Пару раз, еще в школе, довелось пальнуть из чужой охотничьей двустволки (в семье охотников не было), в университете в межсезонье вместо физкультуры на улице стреляли в тире из мелкашки, и один раз довелось стрельнуть из ПМ на дне открытых дверей в воинской части, куда мы ездили от университета. Так что от первоначалки я ожидал, что научусь отлично владеть табельным ПМ. Наивный чукотский мальчик…

Попав в учебный центр, я был очень быстро спущен с небес на землю нашими преподавателями, имевшими немалый опыт реальной службы. Так, на одном из занятий наш преподаватель задал вопрос нашему взводу, спросив, как, по нашему мнению, должен уметь стрелять оперативник. Естественно, что мы дружно хором ответили: «Отлично!». Этот мудрый человек лишь посмеялся, и начал объяснять нам суровую правду жизни.

«Вот смотрите, вы оказались в ситуации, что надо применить оружие. Перед вами не неподвижная мишень, а человек, которого надо остановить. Опустим даже тот момент, что прежде чем стрелять на поражение, нужно сделать предупредительный выстрел. Стрелять в людей не легко, если вы не делали этого раньше, не воевали, и вы не в тире, вы в «поле», в сильной стрессовой ситуации, поэтому вполне возможно, что руки будут не так тверды, как в тире, а могут и откровенно трястись. Вы стреляете, и вместо того, чтобы попасть в руку или ногу, чтобы остановить преступника, попадаете ему в голову, или другие жизненно важные органы, и убиваете его на повал. По каждому факту применения огнестрельного оружия будет проводиться как внутренняя служебная, так и прокурорская проверки, а при наличии раненого, или трупа, доблестные прокурорские работники будут со всей тщательностью примеривать к вам возможность возбудить уголовное дело. Во время проверки в обязательном порядке поднимут результаты ваших зачетов по стрельбе и, если они на «отлично», то поверьте мне на слово, вы готовый фигурант уголовного дела по статье 105 УК РФ (убийство). Логика проста. Вы, отличник по стрельбе, вместо того, чтобы только ранить человека для прекращения его противоправных действий, взяли и убили его. То, что это не тир, у вас могли трястись руки, и прочее, в расчет приняты не будут. Стреляешь отлично, значит, попал туда, куда хотел. Зато если ваши зачеты на слабенькую троечку, вполне можно выскочить на случайности. Хотя и в этом случае просто так от вас не отстанут. Так что делайте выводы, товарищи будущие опера, лучше забудьте про ствол, и киньте в него кирпичом!»

Надо также сказать, что за три месяца учебки никто и не собирался делать из нас снайперов. Мы изучали теорию, на практических занятиях, которые были далеко не каждый день, нам давалось по четыре патрона, так что научиться более-менее сносно стрелять, не было возможности. Стоящий на вооружении МВД пистолет Макарова не самый простой в стрельбе. В снаряженном состоянии весит 0,81 кг, и прилично задирает при стрельбе. Чтобы нормально из него стрелять надо «поставить руку», чтобы в тот момент, когда вы целитесь, ствол у вас не гулял вправо/влево, вверх/вниз. Достигается это постоянными тренировками. Можете сами попробовать. Возьмите утюг, он по массе примерно подходит, и держите его на вытянутой руке, пытаясь поймать прицел, чтобы рука со стволом не гуляла. При этом в момент выстрела из-за отдачи ствол сильно подбрасывает вверх, и научиться компенсировать это попрыгайство можно только постоянными тренировками. Даже попытка удерживать его при стрельбе двумя руками не тренированному стрелку мало помогает. Повезет, если вообще в мишень попадешь. Так что из учебки мы выпустились абсолютными троечниками по огневой подготовке, так и не научившись толком стрелять. Кроме ПМ дали нам попробовать «КЕДР» (пистолет-пулемет) и МЦ (Марголина целевой), мелкокалиберный пистолет для спортивной стрельбы. Автомат изучали только в теории, от практики дружно откосили. Буквально в последние недели обучения, нас обрадовали, что будут практические стрельбы из автомата. Не успев обрадоваться, весь взвод дружно огорчился, поскольку стрельбы предполагались на полигоне воинской части, туда доставка автобусом, обратно сами бегом, плюс всего три патрона на человека, так что кроме одиночной стрельбы ничего не светило.

К счастью, за время службы мне не разу не пришлось оказаться в ситуации, когда было бы необходимо применить оружие. Да и пистолет у меня был только во время дежурства, или когда ездили сдавать зачеты по стрельбе. Причем на зачеты его брать было не обязательно, но закрепленное оружие нужно регулярно чистить, поэтому тут убивали двух зайцев. Многие коллеги и на дежурстве его не носили, после утреннего развода убирали пистолет в сейф по дальше, чтобы зря не таскать эту железяку на поясе.

Во второй части опишу несколько реальных случаев, когда применение табельного оружия сильно испортило жизнь сотрудникам. На этих примерах только сильнее убедился, насколько был прав преподаватель, когда говорил, что лучше кирпичом кинуть, чем выстрелить. Ведь кирпич он птица вольная, откуда угодно мог взяться, а вот все служебные пистолеты отстреляны, так что выстрелить из него, все равно, что отпечаток пальца оставить. Вот и получается, что с одной стороны, тебя государство вооружило и разрешает, при крайней необходимости, стрелять по людям. А с другой стороны, если ты, не дай боже, выстрелишь, то государство с тебя так спросит, что проклянешь тот день, когда вообще пистолет в руки взял. Это наша суровая российская реальность. Читал, что в США полицейский обязан (чувствуете разницу?) применить оружие, если человек не подчиняется его приказу. Не берусь утверждать, но предполагаю, что с таким подходом там у каждого полицейского есть свое небольшое кладбище. Но, с другой стороны, какой смысл вооружать силы правопорядка боевым оружием, если любой здравомыслящий сотрудник сто раз подумает, прежде чем его даже из кобуры достанет. Это только в сериалах про ментов бравые опера бегают и стреляют когда нужно. Уж поверьте на слово, уже после первого же выстрела, пистолет был бы изъят, и каждого такого стрелка вусмерть зае..ли бы проверками.

Все изложенное выше исключительно личный опыт, так что если у кого есть что возразить или добавить, добро пожаловать в комментарии. Заранее благодарен за лайки и подписки.